Разделы презентаций


Правописание корней с чередованием гласных

Содержание

Корни с чередующимися гласными а/о 1. Зависимость от ударения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Правописание корней с чередованием гласных
Выполнила
учитель русского языка и литературы

Демахина С.А.

Правописание корней с чередованием гласныхВыполнила учитель русского языка и литературы Демахина С.А.

Слайд 2 Корни с чередующимися гласными а/о
1. Зависимость от ударения

Корни с чередующимися гласными а/о 1. Зависимость от ударения

Слайд 3-Гар/гор-; -клан/клон-;-твар/твор-
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а

или о),в безударном положении пишется о
Примеры: зага*р-загорелый,угореть,погорелец.
Исключения: пригарь, изгарь, выгарки

-Гар/гор-; -клан/клон-;-твар/твор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о),в безударном положении пишется оПримеры:

Слайд 4
Кла*няться, покло*н - поклониться, склонять, наклонение, склонение.
Тва*рь, тво*рчество – творить,

сотворить, претворить, притвориться.
Исключение: утварь

Кла*няться, покло*н - поклониться, склонять, наклонение, склонение.Тва*рь, тво*рчество – творить, сотворить, претворить, притвориться.Исключение: утварь

Слайд 5Зар-/зор-
Независимо то того, какой гласный пишется под ударением (а или

о),в безударном положении пишется а
Примеры: за*рево, зо*рька – заря, зарница,

озарять.
Исключения: зоревать, зорянка.
Зар-/зор-Независимо то того, какой гласный пишется под ударением (а или о),в безударном положении пишется аПримеры: за*рево, зо*рька

Слайд 6Плав-/плов-
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а, о

или ы), в безударном положении пишется а
Примеры: пла*вать, плы*ть –

плавучесть, поплавок, жук-плавунец.
Исключения: пловец, пловчиха, плывуны

Плав-/плов-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а, о или ы), в безударном положении пишется аПримеры:

Слайд 7Корни с чередующимися гласными а/о
2. Зависимость от конечных согласных корня

Корни с чередующимися гласными а/о 2. Зависимость от конечных согласных корня

Слайд 8Раст-/ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а, перед с пишется о.
Примеры:

расти, растение, выращивать, наращение - выросший, заросли, поросль.

Раст-/ращ-/рос-Перед ст и щ пишется а, перед с пишется о.Примеры: расти, растение, выращивать, наращение - выросший, заросли,

Слайд 9Исключения
Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, выросток ( и производные от них,

например: ростовщический);
отрасль ( и производные от них, например, отраслевой).

ИсключенияРостов, Ростислав, росток, ростовщик, выросток ( и производные от них, например: ростовщический);отрасль ( и производные от них,

Слайд 10Скак - / скоч -
Независимо то того, какой гласный

пишется под ударением (а или о),в безударном положении перед к

пишется а, перед ч пишется о
Примеры: скакать, проскакать, на скаку – выскочка, заскочить, выскочить.
Исключения: скачу, скачок, скачи, вскачь.
Скак - / скоч - Независимо то того, какой гласный пишется под ударением (а или о),в безударном

Слайд 11Лаг-/лож-
Перед г пишется а, перед ж пишется о.
Примеры: слагаемое, полагать,

разлагать – сложить, положить, разложить.
Исключение: полог.

Лаг-/лож-Перед г пишется а, перед ж пишется о.Примеры: слагаемое, полагать, разлагать – сложить, положить, разложить.Исключение: полог.

Слайд 12Корни с чередующимися гласными а/о
3. Зависимость от наличия суффикса –а-

Корни с чередующимися гласными а/о3. Зависимость от наличия суффикса –а-

Слайд 13Кас-/кос-
Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне

пишется а, если суффикса нет, то в корне пишется о.
Примеры:

касаться, касательная – коснуться, прикоснуться.
Кас-/кос-Если за корнем следует суффикс  -а-, то в корне пишется а, если суффикса нет, то в

Слайд 14Корни с чередующимися гласными а/о
4. Зависимость от значения

Корни с чередующимися гласными а/о4. Зависимость от значения

Слайд 15Мак-/ мок-
Корень мак-(мач-) пишется в словах, имеющих значение «погружать в

жидкость».
Корень мок- (моч-) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость,

становиться мокрым»
Мак-/ мок-Корень мак-(мач-) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».Корень мок- (моч-) пишется в словах, имеющих

Слайд 16
Примеры: обмакнуть перо в чернила («погрузить»), макать хлеб в сметану

(«погружать») – промокнуть пятно ( «пропустить жидкость»), промокательная бумага («пропускающая

жидкость»), смочить( «сделать мокрым»)
Примеры: обмакнуть перо в чернила («погрузить»), макать хлеб в сметану («погружать») – промокнуть пятно ( «пропустить жидкость»),

Слайд 17Равн-/ровн-
Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный»
Корень

ровн- пишется в словах, имеющих значение « гладкий, прямой, ровный»

Равн-/ровн-Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный»Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «

Слайд 18
Примеры: поравняться

( «оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), уравнение

(«математическое равенство»),подровнять кусты («сделать ровными»),разровнять песок («сделать ровным, гладким»)
Запомнить: равнина, поровну, уровень, ровесник.
Примеры: поравняться          ( «оказаться на одной линии, в

Слайд 19Корни с чередующимися гласными и/е
Бир-/бер-; жиг-/жег-; стил-/стел-; блист-/блест-; мир-/мер-; тир-/тер-;

дир-/дер-; пир-/пер-; чит-/чет-
Если за корнем следует суффикс -а-, то

в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е.
Корни с чередующимися гласными и/еБир-/бер-; жиг-/жег-; стил-/стел-; блист-/блест-; мир-/мер-; тир-/тер-; дир-/дер-; пир-/пер-; чит-/чет-Если за корнем следует суффикс

Слайд 20Примеры
Забирать - заберу, блистать – блестеть, раздирать – раздерёт, выжигать

– выжегший, умирать – умереть, замирать – замереть, запирать –

запереть, застилать – постелить, стирать – стереть, вычитать – вычеты.
Запомнить: сочетание, сочетать, чета.
ПримерыЗабирать - заберу, блистать – блестеть, раздирать – раздерёт, выжигать – выжегший, умирать – умереть, замирать –

Слайд 21Чередование а(я) / им(ин)
Если за корнем следует суффикс -а-,

то в корне пишется им(ин), если суффикса нет, то в

корне пишется а(я).
Примеры: пожимать-пожать, нажимать-нажать, разминать-размять,понимать-понять, начинать-начать, поминать-память.
Чередование а(я) / им(ин)Если за корнем следует суффикс  -а-, то в корне пишется им(ин), если суффикса

Слайд 22
Запомните

Запомните

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика