Слайд 1Правовая охрана атмосферного воздуха
1. Атмосферный воздух как объект правовой охраны
2.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха
3. Правовые меры охраны
атмосферного воздуха
4. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха
Слайд 21. Атмосферный воздух как объект правовой охраны
В соответствии
со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»
атмосферный воздух выделяется как самостоятельный объект отношений в области охраны окружающей среды, который следует отграничивать по правовым и естественно-природным признакам от других элементов атмосферного пространства, таких как озоновый слой, климат, а также от околоземного космического пространства, выходящего за пределы земной атмосферы.
Слайд 3Понятие и признаки атмосферного воздуха как объекта правового регулирования закреплены
в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии
с данным Законом атмосферный воздух определяется как компонент природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Слайд 4 При этом не весь газовый состав атмосферы подпадает
под правовое регулирование законодательства об атмосферном воздухе. Так, отношения, связанные
с загрязнением атмосферного воздуха озоноразрушающими веществами, не урегулированные законодательством об охране озонового слоя, регулируются законодательством об охране атмосферного воздуха, т. е. приоритет отдается законодательству об охране озонового слоя; отношения, связанные с воздействием на климат парниковых газов, являющихся загрязняющими веществами, регулируются законодательством об охране атмосферного воздуха.
Слайд 5 Иные отношения, связанные с воздействием на
климат парниковых газов, регулируются законодательством об охране окружающей среды (в
рамках выполнения международных обязательств Республики Беларусь по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата осуществляется регулирование выбросов парниковых газов, т. е. газообразных составляющих атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение).
Слайд 6 В отличие от других компонентов природной среды, являющихся
объектами природоресурсных отношений, атмосферный воздух рассматривается в законодательстве как охраняемый
объект, а не объект использования. Приоритет охраны в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу атмосферного воздуха, связан с его жизненно важным значением для обеспечения благоприятного состояния окружающей среды, а также с особыми естественно-природными свойствами атмосферного воздуха, которые существенно отличают его от других объектов природопользования.
Слайд 7 В силу своих физических свойств, таких как наличие
постоянного не контролируемого человеком движения и непрерывного перемешивания, атмосферный воздух
не может быть объектом права собственности. Эти же свойства атмосферного воздуха ограничивают его использование как индивидуализированного объекта природопользования.
Слайд 8 Государство имеет суверенные права на воздушное пространство, образующее
составную часть государственной территории Республики Беларусь, но не являющееся компонентом
природной среды. По отношению к атмосферному воздуху государство обладает определенными полномочиями по регулированию общественных отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, в том числе выполнению международных обязательств, принятых на себя Республикой Беларусь в данной области.
Слайд 9 Право пользования атмосферным воздухом как совокупность норм, которые
регулируют использование полезных свойств данного компонента природной среды, в законодательстве
об охране атмосферного воздуха специально не выделяется. Учитывая имеющееся в экологическом законодательстве понятие природопользования как деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду, есть основания вести речь о постепенном формировании такого института применительно к атмосферному воздуху.
Слайд 10 Можно выделить некоторые составляющие атмосферы, которые могут
использоваться в человеческой деятельности и которые в будущем могут получить
статус ресурсов, например, смесь газов, составляющих атмосферный воздух, полезные свойства атмосферы, формирующие погоду и климат, и некоторые другие. Пользование этими природными элементами специально не регулируется.
Слайд 112. Государственное управление в области охраны
атмосферного воздуха
В соответствии со
ст. 4 Закона «Об охране атмосферного воздуха» государственное регулирование и
управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции.
Слайд 12Контроль (надзор) в области охраны атмосферного воздуха является составной частью
контроля в области охраны окружающей среды и осуществляется в соответствии
с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемическом благополучии населения.
Контроль за охраной атмосферного воздуха состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.
Слайд 13Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечение
осуществления органами государственного управления и исполнительной власти, юридическими и физическими
лицами мероприятий по охране атмосферного воздуха, выполнения условий выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и других вредных воздействий на него, а также иных правил, установленных законодательством Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха. Государственный контроль за соблюдением правил, требований и нормативов по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции осуществляют должностные лица республиканских органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, здравоохранения, внутренних дел и их территориальных органов.
Слайд 14Республиканские органы государственного управления обязаны осуществлять контроль за проектированием, строительством
и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух и снижения вредного физического и иного воздействия на него, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух на подведомственных им субъектах хозяйствования (ведомственный контроль).
Слайд 15Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется субъектами хозяйствования и
имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране
атмосферного воздуха, соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, выполнения требований по его охране.
Слайд 16 Мониторинг атмосферного воздуха является составной частью Национальной
системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.
Его основными задачами являются:
•
наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источниками его загрязнения;
• оценка и прогноз основных тенденций изменения качества атмосферного воздуха;
• выработка рекомендаций для принятия решений в области управления качеством атмосферного воздуха.
Порядок проведения мониторинга атмосферного воздуха устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Слайд 17Объектами наблюдений при проведении мониторинга атмосферного воздуха являются атмосферный воздух,
атмосферные осадки, снежный покров и иные объекты, определяемые Министерством природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Сбор, хранение, обработка и передача информации о состоянии атмосферного воздуха и источников его загрязнения осуществляются указанным министерством и его территориальными органами.
Слайд 18 Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха осуществляется также
в рамках локального мониторинга окружающей среды. Так, юридические лица, индивидуальные
предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченные ими юридические лица обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются:
Слайд 191. наличие, местоположение, количество, состояние источников выделения загрязняющих веществ и
источников выбросов;
2. оснащение газоочистными установками организованных стационарных источников выбросов и
соответствие фактических параметров работы газоочистных установок проектным решениям на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками;
Слайд 203. количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух;
4. соответствие технологических процессов и методов производства продукции и энергии,
выполнения работ (оказания услуг) наилучшим доступным техническим методам;
5. соответствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условиям, установленным в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Слайд 21 Результаты инвентаризации выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух оформляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченными ими юридическими лицами актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Слайд 22 Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух, утвержденный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и
иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, является основанием для подтверждения, корректировки или разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Слайд 23 Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется
в целях:
1. осуществления государственного регулирования, управления и контроля (надзора) в
области охраны атмосферного воздуха;
2. разработки мероприятий по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оценки эффективности их выполнения;
3. определения допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух;
4. определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха.
Слайд 24 Учет в области охраны атмосферного
воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную
деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнении атмосферного воздуха и мерах по его охране, в том числе о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках.
Слайд 25 Порядок ведения учета в области охраны атмосферного
воздуха устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Беларусь.
Учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ведется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов ведется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в порядке, им установленном.
Слайд 26В целях сбора, анализа и обобщения данных о состоянии атмосферного
воздуха ведется государственный кадастр атмосферного воздуха, который представляет собой свод
необходимых сведений и документов о состоянии воздушного бассейна Республики Беларусь. Порядок ведения государственного кадастра атмосферного воздуха устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Слайд 27 Кадастр атмосферного воздуха ведет Министерство природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики Беларусь, совместно с Министерством по
чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерством по статистике и анализу Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Атмосферные характеристики, отражающие климатические условия Республики Беларусь, учитываются в государственном климатическом кадастре.
Слайд 283. Правовые меры охраны атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха – деятельность
государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц, граждан, в том
числе индивидуальных предпринимателей, направленная на сохранение и восстановление качества атмосферного воздуха посредством уменьшения и (или) предотвращения загрязнения атмосферного воздуха.
Слайд 29 Основными принципами охраны атмосферного воздуха являются:
1- государственное
регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха;
2- обязательность оценки
воздействия на атмосферный воздух хозяйственной и иной деятельности при - принятии решений об ее осуществлении;
3- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух с учетом требований в области охраны атмосферного воздуха;
4- платность за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
Слайд 305- нормирование в области охраны атмосферного воздуха;
6- предотвращение загрязнения атмосферного
воздуха и причинения вреда окружающей среде;
7- возмещение вреда, причиненного окружающей
среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, посредством загрязнения атмосферного воздуха в результате хозяйственной и иной деятельности;
8- доступность экологической информации о состоянии атмосферного воздуха, воздействиях на него и мерах по его охране.
Слайд 31 Экономическое стимулирование в области охраны атмосферного воздуха
является составной частью экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования
и осуществляется в целях обеспечения:
1. строительства газоочистных установок;
2. создания автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
Слайд 323. инновационной деятельности в области охраны атмосферного воздуха, в том
числе внедрения и использования энергосберегающих и (или) ресурсосберегающих технологий, наилучших
доступных технических методов;
4. использования энергии солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, древесного топлива и иных видов биомассы, биогаза и других источников энергии, оказывающей минимальное воздействие на атмосферный воздух;
5. реализации других мер по охране атмосферного воздуха.
Слайд 33 Порядок осуществления экономического
стимулирования в области охраны атмосферного воздуха устанавливается налоговым, бюджетным и
иным законодательством.
Условия и формы предоставления государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области охраны атмосферного воздуха, определяются Президентом Республики Беларусь.
Слайд 34 Нормирование в области охраны атмосферного воздуха осуществляется
в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на
атмосферный воздух, обеспечения экологической безопасности.
Нормирование в области охраны атмосферного воздуха заключается в разработке, утверждении и введении в действие:
1. нормативов качества атмосферного воздуха;
2. нормативов допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух;
3. технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
Слайд 354. нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников
выбросов;
5. нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
6. лимитов
допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и иных нормативов в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Слайд 36 К нормативам качества атмосферного воздуха относятся:
1. нормативы предельно
допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных
уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения;
2. нормативы экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов.
Слайд 37 Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном
воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном
воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Слайд 38 Нормативы экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном
воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов
особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов утверждаются и вводятся в действие Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Слайд 39 Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух устанавливаются
для областей, районов, городов, их территориальных зон, особо охраняемых природных
территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух устанавливаются в территориальных программах в области охраны атмосферного воздуха с учетом качества атмосферного воздуха территории, нормативов качества атмосферного воздуха, природных особенностей территории, в отношении которой устанавливаются эти нормативы, прогноза выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязательств Республики Беларусь по ограничению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.
Слайд 40 К технологическим нормативам выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух относятся:
1. отраслевые технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух;
2. индивидуальные технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов исходя из наилучших доступных технических методов и обязательств по международным договорам Республики Беларусь.
Слайд 41 Отраслевые технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух разрабатываются и утверждаются соответствующими республиканскими органами государственного управления
и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Индивидуальные технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и утверждаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Слайд 42 Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух устанавливаются для стационарных источников выбросов. К нормативам допустимых выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся:
1. предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);
2. предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в нормальном метре кубическом (температура 273 К, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива – в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.
Слайд 43 Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Беларусь и его территориальными органами в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для каждого объекта воздействия на атмосферный воздух, имеющего стационарные источники выбросов.
Слайд 44 Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух разрабатываются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и
иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, или уполномоченными ими юридическими лицами:
1. для проектируемых стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух – в составе проектной документации;
2. для действующих стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух – в проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Слайд 45 Министерством природных ресурсов и охраны окружающей
среды Республики Беларусь определяется порядок установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух и утверждаются перечень загрязняющих веществ, категории объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых такие нормативы не устанавливаются.
Слайд 46 Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и
иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
обязаны:
1. выполнять требования, установленные Законом «Об охране атмосферного воздуха» и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов;
2. разрабатывать и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе при авариях;
Слайд 473. не допускать превышения установленных нормативов в области охраны атмосферного
воздуха, а в случае превышения таких нормативов принимать меры для
ликвидации причин и последствий сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и немедленно информировать территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь о таких фактах с момента их обнаружения, а в случае угрозы возникновения ситуаций чрезвычайного характера – органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
Слайд 484. приостанавливать до устранения выявленных нарушений или полностью прекращать эксплуатацию
источников выбросов при невозможности соблюдения нормативов в области охраны атмосферного
воздуха;
5. разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий и обеспечивать их выполнение;
6. предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды экологическую информацию;
7. обеспечивать подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха.
Слайд 49 Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную
и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный
воздух от стационарных источников выбросов, помимо обязанностей, указанных в п.1 ст. 21 Закона «Об охране атмосферного воздуха» обязаны выполнять требования, предусмотренные п. 2 этой же статьи.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию мобильных источников выбросов, помимо обязанностей, указанных в п.1 ст. 21 Закона «Об охране атмосферного воздуха» обязаны выполнять требования, предусмотренные п. 4 указанной статьи.
Слайд 50
Юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие производство двигателей, которыми оснащаются мобильные источники выбросов, а также
мобильных источников выбросов, обязаны устанавливать технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, обязательств по международным договорам Республики Беларусь.
Граждане, осуществляющие эксплуатацию механических транспортных средств, обязаны обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленных в соответствии с п. 6 ст.18 Закона «Об охране атмосферного воздуха».
Слайд 51Охрана атмосферного воздуха на международном уровне урегулирована Конвенцией о трансграничном
загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) многосторонним рамочным соглашением,
содержащим общие обязательства государств по контролю за загрязнением; обмену информацией о состоянии окружающей среды; взаимным консультациям; мониторингу атмосферного воздуха; оценке трансграничного воздействия. Конвенция дополнена протоколами по сокращению выбросов конкретных загрязняющих веществ в атмосферу: о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков на 30 %; об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.
Слайд 52На международном уровне урегулировано исключительно трансграничное загрязнение воздуха на большие
расстояния, понимаемое как загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью
или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов.
Слайд 534. Ответственность за нарушение законодательства
об охране атмосферного воздуха
За нарушение
законодательства об охране атмосферного воздуха установлена административная, уголовная и гражданско-правовая
ответственность. Основанием являются экологические правонарушения в этой области, т. е. виновные противоправные деяния, нарушающие установленные законодательством правила охраны атмосферного воздуха.
Слайд 54Административная ответственность наступает за правонарушения против экологической безопасности и окружающей
среды, к которым относятся:
• загрязнение атмосферы (ст. 15.48 КоАП), которое
заключается в загрязнении атмосферного воздуха посредством производственных выбросов загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов предельно допустимых или временно согласованных выбросов либо вследствие ионизирующих излучений, электромагнитного, шумового или иного вредного физического воздействия на атмосферный воздух с превышением нормативов предельно допустимых уровней вредных физических и иных воздействий; а также загрязнении атмосферного воздуха посредством выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо вредного физического и иного воздействия на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного на то государственного органа в случае, когда получение такого разрешения обязательно;
Слайд 55• нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки
и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 15.49
КоАП);
• производство, выпуск в эксплуатацию или эксплуатация передвижных источников с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ (ст. 15.50 КоАП), выражающееся в производстве, выпуске в эксплуатацию после ремонта и (или) технического обслуживания или эксплуатации механических транспортных средств, передвижных источников, у которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах и уровни вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух, а также уровень шума, производимые ими при работе, превышают установленные нормативы.
Слайд 56Уголовная ответственность применяется в соответствии со ст. 274 УК за:
• загрязнение
атмосферного воздуха посредством производственных выбросов загрязняющих веществ с превышением установленных
нормативов предельно допустимых или временно согласованных выбросов либо вследствие ионизирующих излучений, электромагнитного, шумового или иного вредного физического воздействия на атмосферный воздух с превышением нормативов предельно допустимых уровней вредных физических и иных воздействий (загрязнение атмосферы), совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 1 ст. 274 УК);
Слайд 57• загрязнение атмосферы, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба
в крупном размере (ч. 2 ст. 274 УК);
• загрязнение атмосферы,
повлекшее по неосторожности смерть человека либо заболевания людей (ч. 3 ст. 274 УК).
Слайд 58 Юридические и физические лица, допустившие нарушение законодательства об
охране атмосферного воздуха, возмещают ущерб в порядке, установленном законодательством Республики
Беларусь. Размер ущерба определяется на основании Инструкции по расчету размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предъявляется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой эти выбросы произведены, в случаях:
Слайд 59• превышения нормативов более чем в 1,5 раза допустимых или
временно допустимых выбросов стационарными источниками, которым указанные нормативы установлены в
соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• неиспользования установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
• отсутствия установленных в соответствии с законодательством нормативов выбросов для стационарного источника и (или) загрязняющего вещества, а также при аварийных выбросах;
• превышения норматива содержания загрязняющих веществ в отработанных газах хотя бы по одному загрязняющему веществу на одном из режимов работы двигателя передвижного источника.
Слайд 60Факт превышения нормативов выбросов стационарными источниками устанавливается:
инструментальным методом на основании
данных протокола испытаний выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, выполненных
аккредитованной аналитической лабораторией Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по аттестованным методикам, при помощи средств измерения, прошедших государственный метрологический надзор и метрологический контроль в порядке, установленном законодательством;
Слайд 61расчетным методом на основании методик в соответствии с законодательством Республики
Беларусь.
Вред, причиненный окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ
в атмосферный воздух, подлежит возмещению природопользователем добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Слайд 62 Возмещение вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих
веществ в атмосферный воздух, не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий
по снижению объемов выбросов загрязняющих веществ до установленных нормативов, а также от уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх установленных лимитов, если установлен факт их превышения. Расчет размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, производится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами.