Слайд 1Лекция №4
Философия эпохи Нового времени и Просвещения
Слайд 2План
Предпосылки философии Нового времени. Основные характеристики философской мысли.
Основные направления
и представители философии XVII века.
Основные направления и представители философии эпохи
Просвещения.
Основные идеи социальной философии. Историческое значение идеологии Просвещения.
Слайд 3Коперник
(1473-1543)
Галилей
(1564-1642)
Каплер
(1571-1630)
Ньютон
(1642-1727)
Браге
(1546-1601)
Слайд 4Естественнонаучные предпосылки философии Нового времени
Начало XVII века
Бурное развитие естествознания
Слайд 5Потребности мореходства
Развитие астрономии
Строительство городов
Кораблестроение
Военное дело
Развитие математики и механики
Слайд 6Новая наука опирается на практику материального производства
Изобретение машин в текстильной
промышленности
Совершенствование орудий труда в угольной и металлургической промышленности
Слайд 7Бурное развитие науки оказало огромное воздействие на философию Нового времени.
В
философии
происходит решительный разрыв со схоластикой и религией
В борьбе против господства
религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования
Слайд 8Хронологические рамки философии Нового времени
XVII – XIX вв.
Слайд 9Важнейшие новации
в философии начала Нового времени
Слайд 10Выдающиеся философы в Европе XVII века
АНГЛИЯ
Ф. Бэкон
1561-1626
Т. Гоббс
1588-1679
Дж. Локк
1632-1704
ФРАНЦИЯ
Р. Декарт
1596-1650
ГОЛЛАНДИЯ
Б. Спиноза
1632-1677
ГЕРМАНИЯ
Г. Лейбниц
1646-1716
Слайд 11В центре внимания философии Нового времени – теория познания
Главная проблема
Поиск философского научного метода
Задача
Получение достоверного знания, ставшего основанием всей
получаемой системы знаний
Слайд 12Основные гносеологические направления философии
XVII века
Основные гносеологические направления
Эмпиризм
Рационализм
Слайд 13Основные черты философии Нового времени
Эмпиризм – опора на опыт
Рационализм –
опора на разум
Высокая роль науки – наука как способ улучшения
жизни человека и общества
Социальный оптимизм – вера в устройство общества на разумных началах
Слайд 14Эмпиризм
Чувственный опыт
Единственный или важнейший источник человеческого познания
Индукция
Истинный
метод в философии и всех науках
Слайд 15Английский философ Френсис Бэкон является основоположником эмпиризма
Основные произведения:
«О достоинстве и
преумножении наук»
«Новый Органон».
Самое знаменитое высказывание:
«Знание -- сила».
.
Френсис Бэкон
1561-1626
Слайд 16Основные идеи Ф. Бэкона
Научное знание способно принести человечеству огромную пользу,
значительно улучшив его жизнь
Наука получает знания на основе опыта и
экспериментов
Индукция
(метод обобщения от частного к общему) –
главный способ получения новых знаний
Помимо опыта в науке важен и разум
Слайд 17Статуя Ф. Бэкона в часовне Тринити-колледжа
Препятствия на пути познания
Препятствиями на
пути познания могут быть 4 типа заблуждений, которые Бэкон называет
«идолами»
Идолы рода –
заблуждения всего человечества, наделение явлений природы человеческими чертами
Идолы пещеры – индивидуальные заблуждения, основанные на личных предпочтениях , чувствах, способах понимания мира
Идолы рынка – употребление слов, имеющих неопределённый смысл. Наука должна мыслить строгими терминами
Идолы театра - слепая вера в авторитеты и догмы
Слайд 18Индуктивный Метод Бэкона
Таблица присутствия
Таблица отсутствия
Таблица степеней
Слайд 19Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, один из родоначальников материализма
Нового времени.
Самая известная его работа — «Левиафан, или материя,
форма и власть государства церковного и гражданского» (1651)
Самое знаменитое высказывание:
«Красота – это обещание счастья».
Слайд 20Рационализм
Разум
Основная способность познания человека
Дедукция
Истинный метод в философии
и всех науках
Слайд 21Рене Декарт
1596-1650
Французский философ, математик, физик и физиолог, основоположник рационализма Нового
времени.
Основные произведения:
«Рассуждения о методе» и «Начала философии».
Самое знаменитое высказывание:
«Мыслю, следовательно,
существую».
Слайд 22Основные идеи философии Р.Декарта
В основании философии – разум, мышление
Познание осуществляется
не чувствами, а умом
Метод Декарта – это дедукция, движение
от общего к частному
Материя и сознание – равноправные и взаимосвязанные начала
Человек – единственное существо, состоящее из двух начал – материального и духовного
Слайд 24Общий ход философских рассуждений Декарта
1.Во всём – явлениях, вещах, знаниях
– можно сомневаться. То, что я вижу или знаю, может
быть сном, иллюзией, галлюцинацией или обманом.
2.Очевидно, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь. Поэтому сомнение существует.
3.Нельзя сомневаться, не мысля. Если я сомневаюсь, то я тем самым уже мыслю.
4.«Мыслю, следовательно, существую»
Слайд 26Бенедикт (Барух) Спиноза
(1632— 1677)
Основные труды. «Принципы философии Декарта, изложенные
в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей» (1663), «Богословско-политический трактат» (издан
анонимно в 1670 г.), «Этика» (издана посмертно в 1677 г.), «Политический трактат» (издан посмертно в 1677 г.)
Слайд 27ПРИРОДА ТВОРЯЩАЯ
Субстанция
БОГ = ПРИРОДА
ПРИРОДА СОТВОРЕННАЯ
Бесконечные модусы
Бесконечное мышление
Бесконечная воля
Бесконечные модусы
Движение и
покой
Конечные модусы
Конечные модусы
Слайд 29Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — немецкий математик, физик, юрист,
историк и философ.
Основные труды. «Рассуждения о метафизике» (1685), «Новая система природы»
(1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Монадология» (1714).
Слайд 30Иерархия монад
БОГ
Первичная монада
_____________________
Духи
Имеются у ангелов и у людей
_____________________
Души
Имеются у ангелов,
людей и животных
__________________
Простые или голые монады
Имеются у любых объектов
Слайд 31Джон Локк (1632—1704)
Английский философ сенсуалист
Основные труды. «Опыт о человеческом разуме» (1690)
Слайд 33Эпоха Просвещения
Просвещение
Движение в европейской культуре
Зародилось в XVII веке в
Англии
Господствовало в XVIII веке
Постепенно охватило разные страны – Англию, Францию,
Голландию, Италию, Германию, Россию и др.
Слайд 35Просвещение
Форма идеологии
Вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества
и освобождение от оков невежества и суеверия
Слайд 36Философы эпохи Просвещения поставили своей целью
Распространение ценностей научности и рациональности
Применение
ценностей научности и рациональности к общественной жизни
Слайд 37Джордж Беркли
(1685-1753)
Джордж Беркли
Опыт новой теории зрения (1709)
Трактат о принципах
человеческого знания (1710)
Три разговора между Гиласом и Филонусом (1713)
Основные сочинения
Слайд 38Субъективный идеализм
Имматериализм
Критика концепции первичных и вторичных качеств
Критика понятия материи
как непосредственно не воспринимаемого «носителя» объективных чувственных качеств вещей
как действующей
причины ощущений
как абсолютной субстанции, существующей вне нашего ума
Радикальный номинализм
Субъективный идеализм
Вещи как комплексы ощущений
«Носитель» идей – не материя, а дух
Проблема непрерывности существования
Проблема реальности нечувственного
Два вида ментальных сущностей
Бытие других сознаний
Солипсизм
Слайд 39или находятся
в наших органах
чувств
или не находятся
в наших органах
чувств
(в этом случае
они
ничем, в сущности,
не отличаются от
вторичных качеств),
(в этом случае мы
их не
воспринимаем
и, следовательно,
ничего о них не знаем).
Имматериализм
Критика концепции первичных и вторичных качеств
Так называемые первичные качества:
протяжённость, форма,
плотность, подвижность –
Слайд 40Имматериализм
Критика понятия материи
как причины ощущений (идей)
БОГ
Человек
Идея
Вещь
Идея
Вещь
Идея
Вещь
Точка зрения Локка
Слайд 41БОГ
Человек
Идея
Идея
Идея
Имматериализм
Критика понятия материи
как причины ощущений (идей)
Точка зрения Беркли
Слайд 42Субъективный идеализм
Вещи как комплексы ощущений
Объект и ощущение –
одно и то
же.
Бытие вещей состоит
в их воспринимаемости.
Слайд 43Два вида
ментальных сущностей
Идеи
(ideas)
Духи
(minds)
Проблема реальности нечувственного
Идеи пассивны:
их бытие состоит в их
воспринимаемости.
Духи
активны:
их бытие состоит в
восприятии.
Слайд 44Проблема реальности нечувственного
Бытие других сознаний
Но если духи воспринимают,
но не воспринимаются
(они
ведь не составлены
из чувственных свойств),
Солипсизм
то откуда берётся и
что вообще такое
идея
другого духа,
в том числе – идея Бога,
Слайд 45СОЛИПСИЗМ
философское учение, согласно которому
несомненно данным является лишь собственный субъективный опыт,
а всё, что считается существующим независимо от него (включая тело,
мир внешних сознанию вещей, других людей),
в действительности – лишь часть этого опыта.
Слайд 46Давид Юм
(1711-1776)
А. Рамсэй. Дэвид Юм
(Эдинбург)
Трактат о человеческой природе (1739-1740)
Опыты
моральные и политические (1741-1742/1777)
Исследование человеческого познания (1748/1751)
Диалоги о естественной религии
(1779)
Основные сочинения
Слайд 47Самокритика эмпиризма
Субъективный идеализм: гносеологическая версия
Причины ощущений, а следовательно –
и природа реальности, непознаваемы
Гносеология Юма
Два вида восприятий (перцепций)
впечатления
идеи
Принципы ассоциации идей
сходство
смежность
причинность
Субъективность причинности
Слайд 48или чем-то
ощущаемым
или какими-то
сверхчувственными
сущностями
(иначе говоря – просто
другим ощущением;
но в этом случае
вопрос
остаётся без ответа),
(которые чувствами
не воспринимаются
и, следовательно,
остаются непознанными).
Поскольку, согласно принципам эмпиризма,
единственным
источником наших знаний
являются чувственные ощущения, вопрос
о причинах ощущений не имеет смысла,
так как такие причины должны быть
И в том, и в другом случае
субъективный (идеальный) мир
чувственных ощущений остаётся
единственном доступной нам реальностью.
Слайд 49Гносеология Юма
Два вида восприятий
соединяются умом
по его усмотрению
связаны
в опыте
менее
живые и
сильные
более
живые и сильные
остаются в уме после
прекращения ощущений или предвосхищают их
получаются
в процессе чувственного восприятия
Идеи
Впечатления
Слайд 50Французское Просвещение
Идеи Просвещения нашли благодатную почву для своего развития во
Франции, которая и дала миру «классические» просветительские произведения.
Для эпохи
Просвещения характерен
культ
разума
науки
познания
Слайд 51Основные направления философии Просвещения
Основные направления философии Просвещения
Деизм
Материализм
Атеизм
Вольтер
Ш.Монтескье
Ж.-Ж.Руссо
Д.Дидро
К.А.Гельвеций
П.А.Гольбах
Слайд 52Деизм
Представление о Боге, согласно которому Бог творит мир, приводит
его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается
в естественный ход природных событий
Материализм
Философское учение, признающее первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного)
Атеизм
Философское убеждение, отрицающее существование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях
Слайд 53Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)
1694-1778
Слайд 54Основные идеи философии Вольтера
Основная направленность – критика феодального общества и
религии
«Раздавите гадину!» - лозунг, означавший неприятие католической церкви
«Если бы Бога
не было, его следовало бы выдумать» - религиозная вера необходима, так как она помогает управлять людьми
Слайд 55Основные идеи Вольтера
Вольтер был сторонником деизма
Бог сотворил мир, привёл
его в движение, установил в нём законы, но далее не
вмешивается в естественный ход природных событий
Вольтер боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, свободу слова, отмену сословных привилегий
Политический идеал – «просвещённая монархия» во главе с образованным и мыслящим монархом
Слайд 56Жан-Жак Руссо
1712-1778
Основные труды:
«Рассуждение о науках и искусствах»,
«Рассуждения о
происхождении и основаниях неравенства между людьми»,
«Политическая экономия»,
«Об общественном
договоре, или Принципы политического права».
Слайд 57Теория общественного договора
Руссо, как и большинство мыслителей этого времени, был
сторонником теории общественного договора, согласно которой люди первоначально существуют в
«естественном состоянии» - без какой-либо внешней власти и насилия над собой .
Для того чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь и свободу, народ передаёт часть своих свобод группе людей, которые взамен обязуются охранять эти права. Этим соглашением объясняется возникновение государственной власти. Так как власть дана народом, следовательно, народ имеет право отобрать её, если монарх не выполняет соглашения.
Слайд 58Материализм эпохи Просвещения
Атеизм
Признание самодвижения материи
Господство в мире причинности
Слайд 59Механистический материализм
Жюльен Офре де Ламетри
1709-1751
Французский врач, философ-материалист
Материализм просветителей носил механистический
характер. Философы стремились объяснить мир в присущих механике понятиях.
В работа
«Человек-машина», Ламетри объясняет поведение и мышление человека с позиций механики, как функции механизма.
Слайд 60Дени Дидро
1713 -1784
Французский философ, учёный-энциклопедист
Основные труды:
«Философские мысли»,
«Мысли об объяснении природы»,
«Философские
принципы материи и движения».
Слайд 61Основные идеи Д. Дидро
Всё, что существует, - материально, мир никем
не сотворён
Движение присуще самой материи как её основное свойство
Весь движущийся
материальный мир – необъятная и непрерывная цепь естественных причин и следствий
Всё в мире имеет свою причину, всё необходимо, случайностей нет
Слайд 62Учение о человеке и обществе
Человек – часть природы
Человек стремится ко
всему, что ему приятно и полезно, избегает всего, что доставляет
ему страдания
В неразумно устроенном обществе человек портится
Не природа создаёт плохих людей, а общество делает их такими
Чтобы изменить людей, надо изменить общественное устройство, сделать его разумным
Слайд 63Учение о человеке и обществе
Общая идея
Переустройство жизни на разумных началах
Способ
достижения этой цели
Распространение положительных практически полезных знаний среди широких кругов
образованных людей, в том числе среди правителей
Одна из главных задач
Борьба с религиозными воззрениями и с учениями Р.Декарта и Г.Лейбница, которые обосновывали возможность доказательства бытия Бога
Слайд 64Человек
Часть природы
Природа
Существует сама по себе, она материальна
Материя
Вечна
и обладает свойством – движением, под которым понималось механическое перемещение
Телесное
материальное существо, обладающее телесными чувствами, связывающими его с остальной природой и направляющими его жизнь
Человек
Слайд 65Человек
Добр по своей природе
Смысл просветительской философской антропологии
Одушевлённая, чувствующая машина
Человек
Слайд 66Основные идеи социальной философии
Слайд 67Философская концепция истории
Вольтер
Кондорсе
Руссо
Философы-просветители развивали учение об историческом
процессе.
Человек – движущая сила истории