Слайд 1История гитары
Презентация выполнена преподавателем
СПб ГБОУ ДОД СПб ДШИ №4
Лисюк
Е. С.
Слайд 3История возникновения гитары уходит в глубь тысячелетий и ведет свое
начало от колыбели человеческой цивилизации - Древнего Востока.
Полагают, что предок
гитары – это лук для стрельбы. В минуты отдыха охотникам хотелось развлечься и они натягивали не одну тетиву, а несколько. Такие струны были разной длины, и звуки тоже получались разными.
Слайд 4 Первое изображение музыкального инструмента, по форме напоминающего гитару, было обнаружено
при археологических раскопках храма Бель в Нуффаре (Нипуре), расположенном на
бывшей территории Шумеро-Вавилонии.
Слайд 5Киннор
III тысячелетие до нашей эры
Музыкальный инструмент древних шумер и вавилонян
Слайд 6 В Древнем Египте одним иероглифом обозначали гитарообразный инструмент наблу и
такие понятия, как
«добро», «красота», «гармония».
Слайд 7Набла и цитра
Музыкальные инструменты Древнего Египта
Слайд 8Ситар
Музыкальный инструмент Индии
Слайд 9Кифара
Музыкальный инструмент древних греков и римлян
Слайд 10Жуань и юэцинь
Музыкальные инструменты Древнего Китая
Начало нашей эры
Их деревянный корпус
собирался из нескольких частей (верхней и нижней деки и обечайки)
Слайд 11Латинская и мавританская гитары
Появились в Европе около VI века
Слайд 13 В XVI-XVII веках в Испании появляются прекрасные композиторы и исполнители:
Гаспар Санз,
Алонсо де Мударра,
Луис де Милан,
Луис де
Нарваес,
Энрике де Вальдерабано
Слайд 14XIX век
Испания:
Фернандо Сор, Дионисио Агуадо
Италия:
Фердинандо Карулли, Маттео Каркасси, Луиджи
Леньяни, Мауро Джулиани
Франция:
Наполеон Кост
Слайд 15ФЕРНАНДО СОР (1778-1839)
Он был прозван "Бетховеном гитары", его глубокая и
эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним
из величайших гитаристов своего времени.
Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его "Школа для гитары" (1830) многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.
Слайд 16ДИОНИСИО АГУАДО (1784-1849)
Он прославился не только как виртуозный гитарист, но
и как талантливый педагог. В отличие от мягкого и бархатистого
исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук.
Его творческое наследие включает десятки этюдов, вариаций, фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре.
Слайд 17Фердинанд Карулли (1770-1841)
Фердинанд Карулли - итальянский гитарист, педагог и композитор.
Изучив игру на гитаре самостоятельно, стал профессиональным гитаристом. Красивый тон,
чистота и беглость в игре на гитаре обеспечили ему успех в Неаполе, а затем в Париже, где он стал любимцем салонов.
За свою жизнь Ф. Карулли написал свыше четырехсот сочинений для гитары. Среди них "Маленький концерт для гитары с оркестром", камерные сочинения с гитарой, сонаты, дуэты, этюды и другое.
Слайд 18Маттео Каркасси (1792-1853)
Маттео Каркасси – один из наиболее знаменитых
итальянских гитаристов своего времени, композитор и педагог, последователь Ф. Карулли.
В истории гитары известен как автор "Школы игры на гитаре" (1836) и педагогических сочинений. Его этюды для гитары сохранились до наших дней, составляя тренировочный материал любого современного гитариста и считаясь классическими.
Слайд 19Мауро Джулиани (1782-1829)
Знаменитый концертный исполнитель–гитарист и композитор.
Композиторское наследие Джулиани огромно,
это около трехсот сочинений, среди которых три концерта для гитары
с оркестром (соч. 30, 36, 70), камерные ансамбли с гитарой, сонаты, фантазии, скерцо, дивертисменты, многочисленные этюды. Им написана "Школы игры на гитаре" в 4-х частях, не получившая, однако, широкого распространения. Гитарные сочинения Джулиани позволяют рассматривать его как наиболее видного представителя итальянской школы, во главу которой ставилась виртуозность.
Слайд 20XIX ВЕК
В середине XIX века, после Сора и Агуадо, в
Европе наступает долгий, длившийся более 50 лет, упадок гитарного искусства.
Гитара для композитора становится лишь аккомпанирующим инструментом, забытый всюду, кроме Испании и Италии.
В 1870-х годах в Испании начался подъем в борьбе за возрождение национального искусства. Это движение получило название "Ренасимьенто" (Renacimiento), и его расцвет пришелся на 80-90-е годы.
В это время начанается возрождение гитарного искусства, и оно было связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги-Эшеа.
Слайд 21ФРАНСИСКО ТАРРЕГА-ЭШЕА (1852-1909)
Выдающийся испанский гитарист-виртуоз и композитор, основоположник испанской школы
игры на гитаре.
Собственных сочинений для гитары у Тарреги немного, всего
34. Однако по мастерству применения технических средств и звуковых возможностей гитары сочинения Тарреги являются выдающимися образцами.
Именно Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Его считают отцом современной классической гитары.
Слайд 22Антонио Торрес
В конце XIX испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт
гитаре современную форму и размер.
Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими.
Слайд 23Андрес Сеговия
(1893-1987)
«Гитару создал Сеговия. И это не обожествление, это –
объективная реальность».
Джон Вильямс.
Становлению гитары как концертного инструмента, способного соревноваться со
скрипкой, виолончелью и даже фортепиано, мы обязаны гениальному испанскому гитаристу XX века
Андресу Сеговии
Слайд 24Основная проблема, которую стремится решить Сеговия - это создание оригинального
профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и
лично обращался с просьбами ко многим композиторам.
20-е годы стали временем рождения новой эпохи в гитарном искусстве и началом мирового признания Сеговии. Каждое выступление Сеговии воспринималось как чудо, как открытие нового. Он стремился преодолеть стереотипы и утвердить гитару в качестве солирующего инструмента.
Слайд 25 «Гитара – один из самых великих и прекрасных инструментов, с
созвучиями, дающими ей абсолютную независимость, и в отличие от других
инструментов она самодостаточна».
Доминго Марсаль Прат
(испанский гитарист, композитор, преподаватель, историк гитары ХIX - начала XX вв.)