Слайд 1Технологии и методы саморазвития личности: общая характеристика, их значимость
Слайд 2Личностно-ориентированная "технология" К. Роджерса
Реальное Я
Идеальное Я
Соц. окружение
• полное
принятие или безусловное положительное отношение
к пациенту как к личности;
• адекватное эмпатическое понимание чувств пациента и того смысла, который они имеют для него;
• конгруэнтность, т.е. способность психотерапевта в работе с пациентом оставаться самим собой.
Самоактуализация
Слайд 3Педагогика ненасилия
(В.А.Ситаров, В.Г.Маралов)
- человек только тогда
активно и с желанием включается
в деятельность, когда воспринимает ее не как навязанную, а как значимую и интересную, выбранную им самим.
- быть субъективно свободным – это возможность осуществлять выборы. Когда человек сам делает выбор, он возлагает на себя истинную ответственность, поскольку держит ответ не перед другими людьми, а перед самим собой и собственной совестью, которая является нравственным ориентиром, направляя поведение в нужное русло.
Слайд 4Основные принципы построения занятий в
рамках педагогики ненасилия:
Принцип контраста.
Принцип задействования всех сфер жизнедеятельности.
Принцип опосредования.
Принцип моделирования жизненных ситуаций
Слайд 5Технология саморазвития школьника Г.К. Селевко
Самосовершенствование характеризуется:
• одухотворенностью, связью мотивов работы
над собой с духовным ядром личности;
• владением совокупностью умений самосовершенствования;
•
высоким уровнем самостоятельности личности, готовностью включиться в любую деятельность;
• творческим характером деятельности человека;
• осознанным поведением, направленным на улучшение себя, своей личности;
• результативностью, эффективностью самоформирования личности.
Слайд 6Подсистемы технологиии:
Теория
Практика
Методика
Курс «Самосовершенствование личности»:
1 – 4 классы – "Начало этики";
5 класс – "Познай себя"; 6 класс – "Сделай себя
сам"; 7 класс – "Научи себя учиться"; 8 класс – "Утверждай себя"; 9 класс – "Найди себя"; 10 класс – "Управляй собой"; 11 класс – "Реализуй себя".
Организация опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся
Большие изменения в организации учебного процесса
Слайд 7Рефлексия как основной метод саморазвития.
Рефлексия (от позднелат. reflexio – "обращение
назад") – это одна из разновидностей актов сознания человека, а
именно акт сознания, обращенный на свое знание.
Слайд 8Субъектно-деятельностный подход СЛ. Рубинштейна
"Личность в ее реальном бытии, в ее
самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет
своим "Я". "Я" – это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – кем я стал?". Все три позиции "Я", которые находятся в центре понимания личности С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными.
Слайд 9Подход А.В.Карпова
рефлексивность выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру
психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы
– как "процессы третьего порядка" (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка – синтетические и регулятивные).
Слайд 10Наличие рефлексии:
позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление
(связь с саморегуляцией мышления);
позволяет оценивать не только истинность мыслей, но
и их логическую правильность
позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются
Слайд 11Виды рефлексии по Н.И.Гуткину:
- Логическая – рефлексия в области мышления,
предметом которой является содержание деятельности индивида.
- Личностная – рефлексия в
области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.
- Межличностная – рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.
Слайд 12Виды рефлексии по
С.В. Кондратьеву, Б.П. Ковалеву
Социально-перцептивная
рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
- Коммуникативная рефлексия – заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я -глазами других").
- Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.
Слайд 13Уровни рефлексии (А.В.Карпов)
1 уровень
рефлексивная оценка личностью актуальной ситуации, своих мыслей
и чувств в данной ситуации, поведения в ситуации другого человека;
2
уровень
построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте
3 уровень
представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе
представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации
4 уровень
Слайд 14Формы рефлексии
Ситуативная
Ретроспективная
Перспективная
Слайд 15Аутогенная тренировка – (от др.-греч. αὐτός – "сам", γένος –"происхождение")
– психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов
человеческого организма,
нарушенного в результате
дистресса.