Слайд 1Правовое обеспечение профессиональной
деятельности
21 сентября 2018 года
ГБПОУ СО «Северный педагогический колледж»
Дополнительная
профессиональная программа «Дошкольное образование»
Сторожева
Ольга Ивановна, к.п.н.
2 часа
Слайд 2
Правовое обеспечение
профессиональной деятельности –
это выполнение своих профессиональных обязанностей
(в т.ч. должностных инструкций)
в соответствии с законодательными актами страны
Слайд 3Федеральный уровень
Региональный
уровень
Местный
уровень
Локальный
уровень
Слайд 4Федеральный уровень
Региональный уровень
Местный уровень
Локальный уровень (уровень организации)
Субъекты РФ
(регионы - области,
края…)
Городские округа, поселки…
Организация
Конституция РФ
Кодексы
Федеральные законы (-ФЗ)
Областные законы (-ОЗ), постановления …
Постановления
…
Приказы, распоряжения…
РФ
Слайд 5Михаил Михайлович Котюко́в
род. 21 декабря 1976 года, Красноярск,
министр
науки и высшего образования
Российской Федерации
с 18 мая 2018 года
Ольга
Юрьевна Васильева
род. 13 января 1960 года, Бугульма,
министр просвещения
Российской Федерации
с 18 мая 2018 года
(ранее – с 19 августа 2016 года)
Юрий Иванович Биктуганов
род. 8 августа 1959 года,
Верхний Бугалыш Красноуфимского района Свердловской области,
министр ОПО Свердловской области
с 2011 года
Слайд 6Современная нормативная база системы образования Российской Федерации
Конституция Российской Федерации (12.12.1993
год)
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в
Российской Федерации»
Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (Утвержден. Введение с 01.01.2017 года)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
…
Должностные инструкции / эффективный контракт
Знание законов заключается не в том,
чтобы помнить их слова,
а в том, чтобы постигать их смысл
(Цицерон)
Слайд 7Российская Федерация – Россия есть … правовое государство … (ст.
1)
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью… (ст. 2)
Основные
права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения… Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17)
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности… (ст. 20)
Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14)
Конституция РФ
Слайд 9Обязанности гражданина РФ
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы
(ст. 57).
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам (ст. 58).
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59).
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (п. 4 ст. 43).
Слайд 1015 глав
111 статей
Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации»
Образование
Обучающиеся
с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
Обучающиеся
ФГОС
Образовательная организация
Педагогический работник
Инклюзивное образование
Конфликт интересов педагогических работников
Статья 2.
Основные понятия,
используемые в настоящем Федеральном законе
Слайд 11Образование
это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым
благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства,
а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Слайд 12Послевузовское образование (докторантура, аспирантура)
ВПО (университет, академия, институт)
СПО (колледж, техникум)
НПО (ПТУ,
училище)
Среднее (полное) общее образование (1-11 классы)
Основное образование / неполное среднее
образование (1-9 классы)
Дошкольное образование (детский сад)
↑
Профессиональное образование
Общее
образование
Слайд 13н е п р е р ы в н о
е о б р а з
о в а н и е
вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования
Виды образования
Уровни
Слайд 14Виды образования
общее образование – вид образования, который направлен на развитие
личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний,
умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования
Слайд 15Федеральный
государственный
образовательный стандарт (ФГОС)
это совокупность обязательных требований к
образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению
подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Требования к результатам
Требования к структуре
Требования к условиям
Слайд 16Образовательное учреждение
Образовательная организация
ФЗ № 273
Организация, осуществляющая образовательную деятельность
Образовательная организация –
это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в
качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана
Организация, осуществляющая обучение – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности
Организация, осуществляющая образовательную деятельность –
это 1 + 2 + индивидуальные предприниматели, осуществляющих образовательную деятельность
1
2
В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного
образования и самообразования).
Слайд 17Приведение в соответствие
с ФЗ «Об образовании в РФ» терминологии,
используемой в
ФГОС ДО
АКТУАЛЬНО
Образовательный процесс
Учебный процесс
УСТАРЕЛО
Образовательная деятельность
Учебная деятельность
Слайд 18Приведение в соответствие
с ФЗ «Об образовании в РФ» терминологии,
используемой в
ФГОС ООО
АКТУАЛЬНО
При получении … образования (на уровне…)
Адаптированные образовательные программы
Среднее общее
образование
Профессиональные образовательные организации
УСТАРЕЛО
На ступени … образования
Специальные образовательные программы
Среднее (полное) общее образование
Учреждения профессионального образования
Слайд 19Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу
Обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Слайд 20Педагогический работник
это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных
отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по
обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности
Слайд 21Участники образовательных отношений
обучающиеся,
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,
педагогические
работники и их представители,
организации, осуществляющие образовательную деятельность
Участники отношений
в
сфере образования
участники образовательных отношений + федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения
Слайд 22Инклюзивное
образование
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Слайд 23Конфликт интересов педагогического работника
ситуация, при которой у педагогического работника при
осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной
выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Слайд 24комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению
соблюдения ими личной гигиены и режима дня
Дошкольное образование
отдельная выделенная услуга
– осуществление единого процесса обучения и воспитания
Присмотр и уход за детьми
Образовательная функция
+
Слайд 25
Разрабатывается впервые
в истории российского образования
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации,
необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности
Необходимость разработки
вызвана тем, что дошкольное образование – первый уровень общего образования; помимо функции ухода и присмотра выделяется образовательная функция.
Теперь любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования (лицензия)
Профессиональный стандарт педагога
Слайд 26В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего
нельзя улучшить, минуя голову учителя
(К.Д. Ушинский)
Готовность к переменам
Мобильность
Способность
к нестандартным трудовым действиям
Ответственность
и самостоятельность
в принятии решений
УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
главное профессиональное качество,
которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам
! Расширение пространства педагогического творчества
Слайд 28Характеристика профессионального стандарта
Это рамочный документ, в котором определяются основные требования
к квалификации
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями
Может быть
также дополнен внутренним стандартом образовательной организации, в соответствии со спецификой реализуемых в данной организации образовательных программ (детский сад для одаренных, инклюзивный детский сад и т.п.)
Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе
Отражает структуру профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка
Выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Слайд 29динамика развития качеств ребенка,
положительное отношение ребенка к детскому саду,
высокая степень активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач
и жизнь детского сада
и т.д.
Комплексная оценка
профессиональной деятельности педагога
Слайд 30Эффективный контракт
Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных)
учреждениях на 2012 – 2018 годы «Эффективный контракт – стимулирование
качества» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. № 2190-р
План мероприятий «дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в Свердловской области на 2014 – 2018 годы (утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2013 г. № 223-ПП)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.06.2013 г. № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.11.2013 г. № 06-948 «О методических рекомендациях»
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.04.2013 г. № 167-н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работниками государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»
Слайд 31Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором:
конкретизированы
его должностные обязанности,
условия оплаты труда,
показатели и критерии оценки
эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки
пример