Слайд 1Предмет и методы патофизиологии
Слайд 2Вопросы занятия:
Патофизиология как фундаментальная
биомедицинская наука.
Структура учебного курса патофизиологии.
Норма и патология.
Болезнь как нарушение гомеостаза.
Общая этиология. Общий патогенез.
Основные факторы, определяющие
особенности патологии раннего периода онтогенеза.
Новейшие достижения молекулярной биологии, генетики, биофизики, биохимии в развитии патофизиологии.
Слайд 3I Вариант
1. ПРИЧИНА БОЛЕЗНИ
1) может способствовать развитию болезни
2) не
обязательна для развития некоторых болезней
3) обязательна для возникновения болезни
4) все
ответы неправильные
II Вариант
1. ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ – ЭТО УЧЕНИЕ О
1) патологических реакциях, процессах, состояниях организма и принципах их профилактики и лечения
2) причинах и механизмах заболеваний и принципах их профилактики и лечения
3) основных закономерностях возникновения, течения и исхода расстройств разных уровней организации организма и принципах их профилактики излечения
4) приспособительных и патологических изменениях в организме и принципах их коррекции
Слайд 42. ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ МОГУТ ВЫЗВАТЬ РАЗВИТИЕ
1) патологических реакций
2) патологических процессов
3)
патологических состояний
4) все ответы правильные
2. ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЙ ДЕЙСТВИЯ ПРИЧИННОГО ФАКТОРА
ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ
1) количественных изменений
2) качественных изменений
3) неспецифических изменений
4) все ответы правильные
Слайд 53. ПОВРЕЖДАЮЩИЕ ФАКТОРЫ МОГУТ ВЫЗЫВАТЬ
1) патологические реакции
2) патологические процессы
3) рецидивы
болезней
4) все ответы правильные
3. ПОВРЕЖДАЮЩИЕ ФАКТОРЫ МОГУТ ВЫЗВАТЬ
1) ремиссию болезни
2)
рецидив болезни
3) реконвалесценцию
4) все ответы правильные
Слайд 64. НОЗОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О
1) выздоровлении организма
2) причинах болезней
3)
механизмах болезней
4) все ответы неправильные
4. ТИПОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ТЕМ,
ЧТО
1) возникают под действием одинаковых причин
2) состоят только из патологических реакций
3) протекают стереотипно у разных видов живых существ
4) все ответы правильные
Слайд 75. РУБЕЦ НА МЕСТЕ ОЖОГА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИМЕРОМ
1) патологической реакции
2)
патологического процесса
3) патологического состояния
4) синдрома ожоговой болезни
5. БОЛЕЗНИ
1) состоят из
ряда патологических процессов
2) не являются формой жизнедеятельности организма
3) не могут быть изучены в эксперименте
4) все ответы правильные
Слайд 86. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР - ЭТО
1) неадекватный раздражителю элементарный ответ организма,
имеющий отрицательное биологическое значение
2) любое изменение, возникающее в процессе болезни,
влияющее на ее течение и исход
3) комплекс патологических и защитно-компенсаторно-приспособительных реакций организма в ответ на действие патогенных факторов
4) все ответы правильные
6. АСТЕНИЯ, АНОРЕКСИЯ, ПОВЫШЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА, ГОЛОВНЫЕ БОЛИ – СИМПТОМЫ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПЕРИОДА БОЛЕЗНИ
1) латентного
2) продромального
3) разгара
4) исхода
Слайд 97. РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ВСЕХ
ЗВЕНЬЕВ ПАТОГЕНЕЗА И ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ ИМ, ИМЕНУЕТСЯ
1) патогенетическим фактором
2) ведущим звеном
патогенеза
3) основным звеном патогенеза
4) порочным кругом
7. БОЛЕЗНИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ОДНУ ГРУППУ «ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ» ИЛИ «АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ», ИЛИ «ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ» ПО ПРИНЦИПУ ОБЩНОСТИ
1) этиологии
2) патогенеза
3) географической распространенности
4) все ответы неправильные
Слайд 108. РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ТЕРАПИИ
1) симптоматическую
2) патогенетическую
3) этиотропную
4) все ответы
верные
8. ПЕРИОД БОЛЕЗНИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ ВРЕМЕННЫМ УЛУЧШЕНИЕМ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА, НАЗЫВАЕТСЯ
1) продромальным
2)
латентным
3) ремиссией
4) рецидивом
Слайд 119. ТИПИЧЕСКИМ ПАТОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ЯВЛЯЕТСЯ
1) воспаление
2) желчекаменная болезнь
3) гельминтоз печени
4) бронхиальная астма
9. ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЭТО
1) нарушения в различных системах
и органах, имеющие отрицательное биологическое значение
2) неадекватный раздражителю элементарный ответ организма, имеющее отрицательное биологическое значение
3) комплекс патологических и защитно-компенсаторно-приспособительных реакций живой структуры в ответ на действие патогенных факторов
4) любое изменение, возникающее в процессе болезни, влияющее на его течение и исход
Слайд 1210. ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕРИОДОВ БОЛЕЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ
1) латентный — продромальный —
разгар болезни — исход
2) латентный — разгар болезни — исход
— продромальный
3) латентный — разгар болезни — продромальный — исход
4) продромальный — латентный — разгар болезни — исход
10. РЕШАЮЩЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ВСЕХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ ПАТОГЕНЕЗА, НАЗЫВАЕТСЯ
1) этиологическим фактором
2) ведущим звеном патогенеза
3) патогенетическим фактором
4) основным звеном патогенеза
Слайд 13Ответы
I вариант
1-3
2-4
3-4
4-4
5-3
6-2
7-3
8-4
9-1
10-1
II вариант
1-3
2-2
3-2
4-3
5-1
6-2
7-2
8-3
9-3
10-4
Слайд 14Патофизиология-раздел медицины и биологии
изучает и описывает конкретные причины, механизмы и
общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, патологических процессов состояний
и реакций;
формулирует принципы и методы их выявления (диагностики), лечения и профилактики;
разрабатывает учение о болезни и больном организме, а также теоретические положения медицины и биологии.
Слайд 16Общая нозология
Разрабатывает структуру и положения
общего учения о болезни.
Компоненты общей нозологии:
собственно
нозология – учение о болезни в строгом, узком смысле этого
термина;
общая этиология – общие положения о причинах, условиях и закономерностях возникновения болезней и патологических процессов;
общий патогенез – общее учение о закономерностях развития и исходов болезней и патологических процессов.
Основные понятия нозологии: болезнь, норма, здоровье, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.
Слайд 17Болезнь –
нарушение нормальной жизнедеятельности организма,
возникающее вследствие наследуемого генетического дефекта
и/или действия на организм повреждающего фактора,
характеризующаяся развитием закономерного динамического
комплекса взаимосвязанных патогенных и
адаптивных
изменений,
а также
ограничением
диапазона
биологических
и социальных
возможностей
индивида.
Стадии болезни
Слайд 18Здоровье –
состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней или физических дефектов
Норма –
состояние оптимальной
жизнедеятельности
организма в конкретных условиях его существования.
Патологический процесс –
закономерная динамическая совокупность патогенных и адаптивных изменений в тканях, органах и их системах, возникающих под действием повреждающего фактора, характеризующаяся нарушением жизнедеятельности организма.
Слайд 19Признаки типового патологического процесса
полиэтиологичность (вызывается большим числом причин различной природы
и происхождения);
монопатогенетичность (имеет стандартные, стереотипные, общие механизмы развития);
комплексность (механизм развития
типового патологического процесса – комплекс взаимосвязанных изменений повреждения и одновременно развивающихся процессов защиты, компенсации, репарации и приспособления-адаптации);
стандартность проявлений.
Примеры: воспаление, лихорадка, голодание.
Слайд 20Типовые формы патологии
Различные патологические процессы, поражающие конкретную ткань или орган,
сопровождаются рядом специфичных для этой ткани или органа патологических и
адаптивных изменений.
Совокупность таких взаимосвязанных изменений обозначают как типовую форму патологии этой ткани или органа.
Примеры: анемия, аритмии сердца, дыхательная недостаточность, уремия, печёночная недостаточность, неврозы и т. п.
Слайд 21Патологическая реакция –
качественно и/или количественно неадекватный и биологически нецелесообразный
(неадаптивный) ответ организма на или его части (ткани, органа, системы)
на действие обычных или патогенных агентов.
Примеры: аллергические реакции, фобии, патологические рефлексы.
Патологическое состояние –
длительное отклонение от нормы структуры, биохимических и/или функциональных свойств тканей, органов, их систем, возникающее под действием патогенного агента, характеризующееся, как правило, нарушением жизнедеятельности организма.
Примеры: деформации клапанных отверстий сердца после перенесённого эндокардита, уродства и последствия аномалий развития.
Слайд 22ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ – учение о причинах и условиях развития болезни
Причина болезни – фактор, вызывающий данную болезнь и придающий ей
специфические черты.
Условия болезни – фактор или несколько факторов, способствующих, препятствующих или модифицирующих действие причинного агента и придающих болезни специфические черты.
По происхождению все этиологические факторы делят на две группы:
внешние, или экзогенные
внутренние, или эндогенные.
По интенсивности различают факторы:
чрезвычайные;
обычные;
индифферентные).
Слайд 23Роль причинного фактора в возникновении заболевания:
Причинный фактор необходим. Всякое заболевание
имеет свою причину, без нее болезнь не может возникнуть ни
при каких условиях;
Причинный фактор незаменим, т.е. не может быть заменен совокупностью неблагоприятных условий;
Причина действует непосредственно на организм, вызывая то или иное следствие — заболевание, патологический процесс;
Причинный фактор обусловливает основные специфические черты заболевания (клинические проявления гепатита непохожи на клинические проявления стенокардии).
Принципы этиотропной профилактики и терапии:
профилактические мероприятия;
устранение или подавление
эффектов факторов,
способствующих реализации
патогенного действия
причинного агента.
Слайд 24Саногенез -
динамический комплекс
защитно-приспособительных
механизмов физиологического и
патофизиологического характера,
развивающийся в результате
воздействия
на организм патогенного раздражителя,
функционирующий на протяжении всего
патологического
процесса и направленный
на восстановление нарушенной
саморегуляции организма
Слайд 25Ситуационные задачи по теме занятия
Ребенок 14
лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного
сустава). Болен в течение 2 лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного питания.
Вопросы:
Что явилось причиной заболевания?
Какие условия способствовали развитию заболевания?
Дайте понятие патогенеза.
Что такое основное звено и «порочный круг» в патогенезе болезней.
Слайд 26Ситуационные задачи по теме занятия
У больного М.,
56 лет, определяются следующие признаки сердечной недостаточности:
Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия.
Расширение
левого предсердия.
Застой в малом круге кровообращения.
Нарушение функции правого желудочка.
Застой в большом круге кровообращения.
Кислородное голодание циркуляторного типа.
Одышка.
Вопросы:
Определите главное звено в данной цепи патогенеза возникающих в организме нарушений, устранение которого вызовет ликвидацию всех вышеуказанных нарушений.
Дайте понятие «порочного круга» в патогенезе болезни.
Дайте понятие патологической реакции, патологического процесса, патологического состояния.
Слайд 27Ситуационные задачи по теме занятия
Для местной артериальной
гиперемии характерны следующие проявления:
Ускорение кровотока.
Покраснение ткани.
Расширение артериол.
Увеличение объема органа.
Повышение температуры
ткани.
Усиление обмена веществ.
Вопросы:
Определите главное звено в данной цепи патогенеза артериальной гиперемии, устранение которого приведет к ликвидации всех указанных проявлений.
Дайте понятие причины и условия возникновения болезни.
Дайте понятие «порочного круга» в патогенезе болезни.
Слайд 28Основные методы эксперимента
метод выключения — удаление или повреждение какого-либо
органа и сравнение появившихся симптомов с клинической картиной заболевания при
предполагаемом поражении функции того же органа у человека;
метод включения — введение в организм животных различных веществ, экстрактов из тканей, гормонов и сравнение полученных результатов с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека;
метод раздражения — изменение функции того или иного органа путем различных воздействий (при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);
метод изолированных или «переживающих» органов (изолирование сердца, печени);
метод тканевых культур, который позволяет изучать процессы малигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов;
метод сравнительной патологии — изучение в сравнительном (эволюционном) аспекте лихорадки, воспаления, гипоксии и т.д.;
методы биомоделирования
Слайд 29Новейшие достижения молекулярной биологии, генетики, биофизики, биохимии в развитии патофизиологии
Слайд 30СОВРЕМЕННЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Иммунологические методы исследования:
Твердофазный иммуноферментный анализ
Непрямая иммунофлюоресценция
Радиоиммунный анализ
Иммуногистохимический метод
Иммуноблоттинг
Иммунохроматографический
метод
Проточная цитофлюориметрия
Молекулярно-биологические методы исследования:
Полимеразная цепная реакция
ПЦР в реальном времени
Рестрикционный анализ,
ПДРФ-анализ
Биочиповая диагностика
Оптические методы исследования:
Лазерная нефелометрия
Микроскопия
Слайд 31Твердофазный иммуноферментный анализ
Применение:
Стандартный метод определения противовирусных антител, цитокинов и иммуноглобулинов.
По
данному принципу построено большое количество тест-систем для иммуноферментной диагностики различных
инфекций:
ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, цитомегаловирусная, герпесная, токсоплазменная и другие инфекции.
Слайд 32Иммуногистохимический метод
Иммуногистохимия — это метод выявления точной локализации того или
иного клеточного или тканевого компонента (антигена) in situ благодаря связыванию его
с меченными антителами.
Виды меток: флуоресцентные, энзиматические, радиоактивные
Метод непрямой иммунофлуоресценции - антиген связывается с неконъюгированным специфическим антителом (первичным антителом). Флуоресцентная метка конъюгирована со вторичным антителом, специфичным к Fc-фрагменту первичного антитела.
Слайд 34 Островок Лангерханса поджелудочной железы. Иммунопероксидазное выявление различных клеточных типов при
помощи АТ против гормонов. Слева: осадок реакции коричневого цвета соответствует
локализации альфа-клеток. Справа: окрашены бета-клетки.
Слайд 35Практическое значение иммуногистохимического исследования
1. Уточнение гистогенеза опухолей.
2. Уточнение
вероятного источника метастазирования
3. Определение чувствительности опухоли к гормональному лечению.
4.
Диагностика аутоиммунных заболеваний
5. Поиск инфекционных агентов.
6. Оценка функционального состояния клеток.
Принципиальным отличием иммуногистохимии от других методов иммунологической диагностики является структурная специфичность исследования: возможность оценить не только наличие исследуемого антигена в образце, но и его количество, распределение в гистологическом препарате (окрашивание плазматической мембраны, ядра или других ультраструктур клетки).
Слайд 36Иммуноблоттинг
Иммуноблоттинг — качественный метод, позволяющий выявлять антигены и антитела в
исследуемой пробе.
Антитела с помощью этого метода обнаруживают следующим образом:
смесь известных
антигенов разделяют посредством электрофореза в полиакриламидном геле и переносят на нитроцеллю-лозную мембрану;
мембрану инкубируют с исследуемой пробой (например, сывороткой), а затем — с мечеными вторичными антителами. Для выявления антигенов электрофоретическому разделению подвергаются белки исследуемой пробы, которые затем
переносятся на мембрану с последующим добавлением меченых антител к известным антигенам. При положительной реакции на нитроцеллюлозной мембране появляются темные поперечные полосы, расположенные в определенных электрофо-ретических зонах искомых белков.
Применение: В настоящее время выпускаются готовые наборы для проведения иммуноблоттинга. Метод широко применяется для подтверждения результатов твердофазного ИФА при диагностике ВИЧ-инфекции, а также прионных болезней.
Слайд 37Проточная цитофлюориметрия
Проточная цитофлюориметрия — метод, в основе которого лежит измерение
оптических свойств каждой отдельной клетки, связанных с избирательными клеточными структурами.
Клетки по одиночке вводятся в ламинарный поток в проточной кварцевой кювете, где они пересекают сфокусированный световой пучок, не касаясь стенок кюветы.
Применение:
иммунофенотипирование лимфоцитов, диагностика гемобластозов, при трансплантациях костного мозга для определения содержания гемопоэтических стволовых клеток (CD34+), для анализа плоидности ДНК клеточного цикла, исследования экспрессии цитокинов, дифференциальной диагностики опухолей, оценки пролиферативного статуса клеток, определения HLA-антигенов, анализа апоптоза и др.
Слайд 38Полимеразная цепная реакция
Этапы
Денатурация: Фрагменты ДНК нагревают при высоких температурах,
таким образом редуцируя двойную спираль ДНК до одиночных цепей. Эти
цепи становятся доступными для праймеров.
Отжиг: Реакционная смесь охлаждается. Праймеры ренатурируют с комплементарными областями цепей исследуемой ДНК, и снова образуются двойные цепи между праймерами и комплементарными последовательностями.
Удлинение: ДНК-полимераза синтезирует комплементарную цепь. Фермент считывает
последовательность противоположной цепи и удлиняет праймеры посредством добавления нуклеотидов в таком порядке, что они могут образовывать пары. Весь процесс повторяется снова и снова.
Схема ПЦР-реакции.
Слайд 39Рестрикционный анализ, ПДРФ-анализ
Рестриктазы можно использовать с двумя целями:
для идентификации ДНК;
для
генно-инженерных манипуляций при работе с рекомбинантными ДНК.
Полиморфизм длин рестрикционных фрагментов
– ПДРФ – анализ, основанный на электрофоретическом исследовании длин рестрикционных фрагментов, которые могут изменяться вследствие мутаций.
Рис. 8. Электрофореграмма ПЦР и рестрикции гена р53 в ПААГ: 1 – маркер молекулярного веса - pUC19/MspI; 2 – ПЦР-продукт гена р53; 3, 4 – нормальный Arg/Arg-генотип р53; 5, 6 - Arg/Pro-генотип р53; 7 - Pro/Pro-генотип р53.
Слайд 40Биочиповая диагностика
В основе применения микрочипов лежит принцип быстрого определения взаимодействия
тех или иных лигандов с множеством различных зондов одновременно.
К
основным преимуществам биочиповой диагностики можно отнести высокие показатели чувствительности, специфичности и воспроизводимости, а также простоту выполнения, возможность одновременного анализа множества параметров и относительно невысокую стоимость работ.
В основе работы всех биочипов лежит принцип комплементарных взаимодействий биологических молекул.
Слайд 41Микроскопия
Микроскопия используется для исследования морфологии клеток организма и патогенов бактериальной
природы.
Виды микроскопии
Оптическая микроскопия
Ближнепольная оптическая микроскопия
Конфокальная микроскопия
Рентгеновская микроскопия
Лазерная
рентгеновская микроскопия
Электронная микроскопия
Сканирующая зондовая микроскопия
Сканирующая туннельная микроскопия
Атомно-силовая микроскопия
Ближнепольная оптическая микроскопия
Магнитно-силовая микроскопия
Электро-силовая микроскопия
Пример изображения в конфокальном микроскопе β-tubulin in Tetrahymena (a ciliated protozoan)
Слайд 42Лабораторная работа
Дать белой крысе эфирный наркоз. Провести инъекцию изотонического раствора
хлорида натрия подкожно, внутримышечно, внутрибрюшинно (в количестве от 0,1 до
1 мл) с соблюдением следующих рекомендаций.
Крысу поместить пои стеклянный колпак, туда же внести кусочек ваты, смоченной эфиром. Во избежание передозировки наркоза и гибели животного эфир использовать в небольших количествах. Под влиянием паров эфира сначала наступает возбуждение животного, потом оно валится на бок. О глубоком наркотическом сне судят по отсутствию роговичного рефлекса ( прикосновение к роговице глаза не вызывает моргания). Наркотизированную крысу привязать к столику животом вверх.
Слайд 43Лабораторная работа
Подкожные и внутримышечные инъекции произвести в области задних лапок.
Место предлагаемой инъекции освободить от шерсти (выстричь изогнутыми ножницами) и
обработать йодом. Инъекции производить при соблюдении правил асептики. Для внутрибрюшинной инъекции мышку перевернуть вниз головой (для того, чтобы кишечник сместился ближе к головному концу тела).
Инъекции произвести по средней линии на границе между нижней и средней третью живота. Сначала оттянуть пинцетом и проколоть иглой, надетой на шприц, кожу, затем иглу повернуть перпендикулярно к поверхности тела, проколоть быстрым толчком брюшину (ощущение попадания в пустоту) и медленно ввести физиологический раствор.
Слайд 44I Вариант
1. ТЕРАПИЯ АНГИНЫ С ПОМОЩЬЮ АНАЛЬГЕТИКОВ (ОБЕЗБОЛИВАЮЩИХ СРЕДСТВ) ЯВЛЯЕТСЯ
1)
патогенетической
2) симптоматической
3) этиотропной
4) саногенетической
II Вариант
1. ТЕРАПИЯ ПНЕВМОНИИ С ПОМОЩЬЮ ПЕНИЦИЛЛИНА
ЯВЛЯЕТСЯ
1) патогенетической
2) симптоматической
3) этиотропной
4) стимулирующей
Тесты итогового уровня знаний
Слайд 452. СУЖЕНИЕ АРТЕРИОЛ ПРИ ИШЕМИИ ЯВЛЯЕТСЯ
1) причиной процесса
2) основным
звеном патогенеза
3) оба ответа правильные
4) оба ответа неправильные
2. УЧЕНИЕ О
МЕХАНИЗМАХ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ
1) нозологией
2) патологией
3) этиологией
4) саногенезом
Слайд 463. К КАКОЙ КАТЕГОРИИ ПАТОЛОГИИ ОТНОСИТСЯ ВРОЖДЕННЫЙ ВЫВИХ БЕДРА
1) болезни
2)
патологическому процессу
3) патологическому состоянию
4) патологической реакции
3. ВЫБЕРИТЕ НАИБОЛЕЕ ТОЧНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ
ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1) процесс, возникающий в организме при постоянном действии патогенного фактора
2) качественно своеобразное сочетание процессов повреждения и защитно‑приспособительных
3) совокупность защитно‑приспособительных реакций, интенсивность которых превышает норму
Слайд 474. К ПАТОЛОГИЧЕСКИМ РЕАКЦИЯМ ОТНОСИТСЯ
1) аллергия
2) гипоксия
3) травма
4) ожог
5)опухоль
4. ВЫБЕРИТЕ
ВЕРНОЕ
1) понятия «патологический процесс» и «болезнь» абсолютно эквивалентны
2) понятия «патологический
процесс» и «болезнь» принципиально различаются
3) в отдельных случаях болезнью называют патологический процесс, а патологический процесс — болезнью
Слайд 485. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНОЕ
1) понятия «патологический процесс» и «болезнь» абсолютно эквивалентны
2)
понятия «патологический процесс» и «болезнь» принципиально различаются
3) в отдельных случаях
болезнью называют патологический процесс, а патологический процесс — болезнью
5. БОЛЕЗНЬ - РЕЗУЛЬТАТ
1) действия на организм патогенного фактора
2) взаимодействия этиологического фактора и организма
3) снижения адаптивных возможностей организма
4) резкого изменения условий существования организма
Слайд 496. СПЕЦИФИЧНОСТЬ БОЛЕЗНИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1) факторами внешней и внутренней среды
2) причиной
болезни
3) условиями, при которых действует причина болезни
4) изменённой реактивностью организма
6.
ПОРОЧНЫЙ КРУГ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
1) переход первично возникшей острой патологии в хроническую форму с периодами обострения и ремиссии
2) циклическое течение заболевания, при котором каждый новый цикл отличается от предыдущего прогрессирующим нарастанием выраженности расстройств
3) превращение первично возникшего повреждения в этиологический фактор дальнейших нарушений, которые усиливаются по механизму положительной обратной связи
Слайд 507. К ТИПИЧНЫМ ПАТОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ ОТНОСЯТСЯ
1) воспаление, ожог, кашель
2) аллергия,
воспаление, гипоксия
3) рвота, уремия, кровотечение
7. ОСНОВНАЯ ЧЕРТА БОЛЕЗНИ
1) вызывает
нарушение приспособляемости организма к внешней среде
2) состояние, основным признаком которого является боль
3) возникновение болезни обусловлено только внешними факторами
4) возникновение болезни обусловлено разрушением структур организма
5) повышает социальную ценность больного
Слайд 518. ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ
1) диагностика заболевания
2) разработка методов хирургического
лечения
3) понимание происхождения, механизмов развития и исходов болезни
4) лечение заболеваний
5)
устранение симптомов болезни
8. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД БОЛЕЗНИ
1) продромальный
2) латентный
3) период клинических проявлений
4) исход болезни
Слайд 529. БОЛЕЗНИ, ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ ОТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА,
НАЗЫВАЮТСЯ
1) полиэтиологическими
2) оппортунистическимИ
3) социальными
9. ДЛЯ БОЛЕЗНИ ХАРАКТЕРНО
1) утомляемость
2) нарушение способности
выполнять любой вид трудовой деятельности
3) нарушение способности оптимально трудиться и приспосабливаться к окружающей среде
4) наличие физических повреждений
5) появление увечий
Слайд 5310. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫМ В СУЖДЕНИИ О ПРЕДБОЛЕЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ
1) появление общих
признаков недомогания
2) появление первых симптомов болезни
3) недостаточность компенсаторно-приспособительных механизмов
4) снижение
трудоспособности
10. ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС — ЭТО ТАКОЙ, КОТОРЫЙ
1) в норме никогда не наблюдается
2) возникает только под влиянием патогенных факторов
3) физиологически не оправдан
Слайд 54Ответы
I вариант
1-2
2-2
3-3
4-1
5-3
6-2
7-2
8-3
9-3
10-3
II вариант
1-3
2-4
3-2
4-3
5-2
6-3
7-1
8-2
9-3
10-3