Слайд 1Тема 1.1 Предмет и задачи культурологии как науки.
Метод – учебная
лекция
Цели:
а) учебные:
дать студентам более полное представление о предмете
культурологии и задачи ее изучения;
раскрыть общую характеристику культуры, как общественного явления.
б) воспитательные:
воспитание у студентов нравственности, морали и толерантности.
* Время: 2 часа лекции
Слайд 2
Вступительная часть
Учебные вопросы:
1. Предмет культурологии и задачи её изучения.
2. Общая
характеристика культуры, как общественного явления.
Заключение.
Слайд 3Литература:
Конституция Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2013.
Послание Президента Российской Федерации
Владимира Путина Федеральному собранию 3 декабря 2015г.// Российская газета.-2015.- 4
дек.
«Основы государственной культурной политики». Указ Президента Российской Феде-рации. № 808//Российская газета. - 2014. - 25 дек.
Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М: Проспект, 2013.
Инв. №1922у/30 Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М: Проспект, 2013.
Слайд 4 Немировская Л.З. Культурология: курс лекций. – М: Проспект, 2014.
Инв. № 579у/97 Культурология: учеб. для студ. техн. вузов/Колл. авт.;
под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1999.
Культурология: История мировой куль-туры. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
Слайд 5В российской истории 2016 г.:
объявлен Годом российского кино. Указом Президента
Российской Федерации № 503 от 7 октября 2015 г. 2016
год объявлен Годом отечественного кино;
75-я годовщина начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (5 декабря 1941 г.). в ходе Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);
55-я годовщина (12.04.1961 г.) полета в космос первого в мире советского гражданина, летчика-космонавта СССР майора Ю.А. Гагарина;
84 - годовщина образования местной противовоздушной обороны (4 октября 1932 г.) – основы будущей системы Гражданской обороны СССР.
Слайд 61. Предмет культурологии и задачи её изучения.
До 1990 г. в
России специальность «культурология» отсутствовала.
- До указанного времени культурой занимались все
гуманитарные области - философия, лингвистика, антропология, искусствознание и др;
Каждая из перечисленных выше дисциплин выделяла собственный угол зрения или аспект культуры, полагая, что только так можно анализировать явление в целом;
В начале 1990-х гг. в России специальность «культурология» вошла в систему высшего, а затем среднего специального и школьного образования
Слайд 7Появились госстандарты, которые отображали ключевые понятия новой отрасли знания, программы,
общих и специализированных курсов, учебники и учебные пособия, кафедры и
институты.
Новая сфера гуманитарного знания заявила себя как интегрирующая, т.е. соединяющая в единое целое разрозненные знания, наука.
Тем не менее, дискуссии о предмете и месте культурологии в системе научного знания продолжаются. О предмете и месте культурологии (далее КЛТ) по сегодняшний день не сложилось единого мнения.
Условно в таком споре можно выделить две противоположные позиции:
Слайд 8Изоляционистскую, согласно которой у КЛТ свой не похожий на другие
науки, подход;
Интегративистскую, в основании которой лежит убеждение, что КЛТ –
синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.
Изоляционистская точка зрения заключается в сведении (редукции), а затем и подмене КЛТ другой наукой, например философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией и т.д.
Таким образом, изоляционистский подход сводит КЛТ только лишь к циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляющую – социальное знание.
Слайд 9В отечественной литературе все чаще высказываются в пользу интеграционистского подхода
к КЛТ. Его сторонники понимают КЛТ как синтетическую область знаний,
возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры.
В КЛТ выделяются следующие подразделы:
теория культуры; - психологию культуры;
история культуры; -социология культуры и - философия культуры; др.
Слайд 10Теория культуры - это все то, что связано с предметом,
объектом изучения, методами исследования, содержанием и формами функционирования культуры.
История культуры
- это процесс культурного развития на примере цивилизаций, социально-экономических формаций. К примеру, если рассматривать историю культуры с позиций цивилизационного подхода, то мы будем речь вести о культуре древних цивилизаций (Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Древней Индии, Древнего Китая), о культуре цивилизаций Средневековья, о цивилизациях Нового и Новейшего времени.
Слайд 11 Философия культуры - традиционно философия культуры занимается изучением сущности,
функций культуры, закономерностей, противоречий ее развития и функционирования в обществе,
категориального аппарата.
Психология культуры - изучает вопросы влияния культуры на психический мир личности, на социально-психологические процессы в обществе, коллективе, где культурный опыт человечества и культура отдельной личности являются системообразующим основанием.
Слайд 12Социология культуры - предметом ее исследования являются тенденции культурного развития
общества, культурная политика. Больше всего в социологии культуры изучается динамика
развития содержания культуры.
Таким образом, для культурологии в первую очередь важны те отрасли знаний, которые изучают проблемы культуры собственно в культуро-логическом ключе.
Слайд 13 Но культурология не может быть наукой, если станет основываться
только на совокупности наук. Стало быть, у нее должны присутствовать
только ей присущие отличительные признаки.
Таковыми признаками являются: предмет исследования, задачи науки, методы исследования, закономер-ности функционирования предмета и развития самой науки.
Рассмотрим некоторые из данных признаков.
Слайд 14Предметом культурологии выступает область культуры (А.И. Кравченко);
Другая точка зрения.
Предметом
культурологии является изучение культуры и культур, цивилизации и цивилизаций с
точки зрения их аксиологической значимости (Немировская Л.З.).
Аксиология – наука о ценностях бытия; в частности, это ценностные представ-ления о нормах и идеалах культуры.
Слайд 15Задачи культурологии:
Культурология призвана познать культуру с точек зрения
ее сущностных признаков, функций, социодинамики развития процесса применительно к культурной
жизни общества и отдельной личности. В этой связи культурологическое изучение культуры должно осуществляться, по меньшей мере, на основе познания исторического процесса культуры и механизма ее развития.
Слайд 16 Культурология решает задачу совершенствования и развития категориального и научного
аппарата. Как наука она имеет свои базовые понятия. Условно их
можно разделить на две группы: внутри предметные и межпредметные.
Одной из важнейших задач культурологии в настоящее время становится разработка культурной политики государства. Она предусматривает определение культур-ного потенциала членов общества и пути его повышения.
Слайд 17 24 декабря 2014 года Указом Президента РФ N 808
были утверждены «Основы государственная культурная политика».
Настоящие Основы определяют цели и
стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации.
Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процве-тания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.
Слайд 18Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской
Федерации.
Назначение культурологии как науки связано с изучением и совершенст-вованием механизмов
ее преобразую-щего воздействия на жизнь общества, отдельной личности. А для этого, культурология как наука призвана осмыслить не культуру в идеале, а жизненные культурные реалии. Что это значит? Не отвергать прошлую культуру и не преувеличивать ее перед современным процессом культурного развития.
Слайд 19 Одной из задач культурологии - изучение культурно-исторического процесса. Буду-щее
за той культурой, которая сможет предположить новую концепцию материальной, духовной,
социально-политической жизни цивилизаций XXI века. Взгляд в будущее - это свидетельство жизненности культуры народа, культуры нации, ее морали, философии и психологии.
Таким образом, культурология как наука в конечном итоге призвана быть способной предвидеть будущий культурный облик общества и личности
Слайд 202. Общая характеристика культуры, как общественного явления.
Культура - это
сложный противо-речивый процесс, характеризующий меру, степень совершенства человече-ской деятельности по
созданию, хранению, распространению, освоению, воспроизводству материальных, духов-ных, социально-политических ценнос-тей.
Слайд 21Рассмотрим каждый процессуальный компонент культурной деятельности отдельно.
Итак, производство - это
создание орудий труда, зданий, оборудования, преобразование окружающей среды, совершенствование технологий,
творение произведений искусства, разработка нормативных актов, создание социальных институтов общества и т.п. Все это именуется производством материальных, духовных, социально-политических ценностей культуры.
Слайд 22Распространение - это передача культурных ценностей от поколения к поколению,
от цивилизации к цивилизации. Эталоном распростра-нения культурных ценностей у всех
народов после языкового межличностного общения является книга, которая одновременно является и материальной, и духовной ценностью.
Слайд 23 Хранение - это процесс собирания ценностей культуры, защита их
от разрушения, восстановление с целью передачи грядущим поколениям. Наиболее распространенными
храните-лями культурных ценностей являются библиотеки, храмы, монастыри, музеи, галереи, заповедники.
Слайд 24 Освоение - этот процесс культурной деятельности человека и человечества
в целом связан с образованием, воспитанием, развитием, когда происходит познание
ценностей культуры, их отбор в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями той или иной личности.
Воспроизводство - это процес-суальное звено культуры связано с деятельностью человека по созданию, на основе освоенной культуры, культурного опыта и новых ценностей.
Слайд 25 Эти пять основных элементов культурно-исторического процесса являются базисными в
изучении культурологии независимо от того, какой подход в сущности культуры
нам более всего импонирует.
Слайд 26 Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры,
а также культурные явления.
В повседневной жизни понятие культуры употребляется
как минимум в трех значениях:
Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институционное закрепление.
Это министерство культуры с разветвленным аппаратом чиновников, высшие и средние специальные учебные заведения и др.
Слайд 27Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих
большой социальной группе, общности, народу или нации.
Мы говорим об
элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и т.д.
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.
Термин «культура», по видению Э.В. Соколова употребляется преимущественно в 2-х значениях – широком и узком.
Слайд 28В широком значении к культуре относят все общепринятые, утвердив-шиеся в
обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и
экономику.
В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, нравствен-ностью, интеллектуальной деятель-ностью.
Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Слайд 29Структура культуры
При изложении знаний о культуре или сообществе их удобно
разбивать на статику и динамику.
Культурная статика описывает культуру в покое,
культурная динамика – в движении.
К культурной статике мы относим внутреннее строение культуры – совокупность базисных элементов или черт и формы культуры – конфигурации, характерные сочетания таких элементов.
К культурной динамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменения.
Слайд 30Большинство ученых сходятся во мнении, что культура имеет два измерения
– материальную культуру и нематериаль-ную (духовную) культуру.
Материальная культура включает
физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, храм, орудия труда, , жилой дом, украшение, плотина и др.
Духовная культура есть результат духовного производства. Это научное творчество, художественное, музыкальное произведение, поэма, книга, нормы, правила, образцы и др.
Слайд 31
Выводы по лекции
Таким образом, культура тесно связана с обществом, Если
под обществом понимается совокупность людей, то под культурой – совокупность
результатов их деятельности.
В культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками – одежду и книги, прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, а также все, что делает человек как существо разумное.