Разделы презентаций


Предмет и задачи культурологии как науки

Содержание

Вступительная частьУчебные вопросы:1. Предмет культурологии и задачи её изучения.2. Общая характеристика культуры, как общественного явления.Заключение.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 1.1 Предмет и задачи культурологии как науки.
Метод – учебная

лекция
Цели:
а) учебные:
дать студентам более полное представление о предмете

культурологии и задачи ее изучения;
раскрыть общую характеристику культуры, как общественного явления.
б) воспитательные:
воспитание у студентов нравственности, морали и толерантности.
* Время: 2 часа лекции

Тема 1.1 Предмет и задачи культурологии как науки.Метод – учебная лекцияЦели:а) учебные:  дать студентам более полное

Слайд 2

Вступительная часть
Учебные вопросы:
1. Предмет культурологии и задачи её изучения.
2. Общая

характеристика культуры, как общественного явления.

Заключение.

Вступительная частьУчебные вопросы:1. Предмет культурологии и задачи её изучения.2. Общая характеристика культуры, как общественного явления.Заключение.

Слайд 3Литература:
Конституция Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2013.
Послание Президента Российской Федерации

Владимира Путина Федеральному собранию 3 декабря 2015г.// Российская газета.-2015.- 4

дек.
«Основы государственной культурной политики». Указ Президента Российской Феде-рации. № 808//Российская газета. - 2014. - 25 дек.
Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М: Проспект, 2013.
Инв. №1922у/30 Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М: Проспект, 2013.



Литература:Конституция Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2013.Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию 3 декабря 2015г.//

Слайд 4 Немировская Л.З. Культурология: курс лекций. – М: Проспект, 2014.

Инв. № 579у/97 Культурология: учеб. для студ. техн. вузов/Колл. авт.;

под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1999.
Культурология: История мировой куль-туры. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
Немировская Л.З. Культурология: курс лекций. – М: Проспект, 2014. Инв. № 579у/97 Культурология: учеб. для студ.

Слайд 5В российской истории 2016 г.:
объявлен Годом российского кино. Указом Президента

Российской Федерации № 503 от 7 октября 2015 г. 2016

год объявлен Годом отечественного кино;
75-я годовщина начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (5 декабря 1941 г.). в ходе Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);
55-я годовщина (12.04.1961 г.) полета в космос первого в мире советского гражданина, летчика-космонавта СССР майора Ю.А. Гагарина;
84 - годовщина образования местной противовоздушной обороны (4 октября 1932 г.) – основы будущей системы Гражданской обороны СССР.



В российской истории 2016 г.:объявлен Годом российского кино. Указом Президента Российской Федерации № 503 от 7 октября

Слайд 61. Предмет культурологии и задачи её изучения.
До 1990 г. в

России специальность «культурология» отсутствовала.
- До указанного времени культурой занимались все

гуманитарные области - философия, лингвистика, антропология, искусствознание и др;
Каждая из перечисленных выше дисциплин выделяла собственный угол зрения или аспект культуры, полагая, что только так можно анализировать явление в целом;
В начале 1990-х гг. в России специальность «культурология» вошла в систему высшего, а затем среднего специального и школьного образования
1. Предмет культурологии и задачи её изучения.До 1990 г. в России специальность «культурология» отсутствовала.- До указанного времени

Слайд 7Появились госстандарты, которые отображали ключевые понятия новой отрасли знания, программы,

общих и специализированных курсов, учебники и учебные пособия, кафедры и

институты.
Новая сфера гуманитарного знания заявила себя как интегрирующая, т.е. соединяющая в единое целое разрозненные знания, наука.
Тем не менее, дискуссии о предмете и месте культурологии в системе научного знания продолжаются. О предмете и месте культурологии (далее КЛТ) по сегодняшний день не сложилось единого мнения.
Условно в таком споре можно выделить две противоположные позиции:
Появились госстандарты, которые отображали ключевые понятия новой отрасли знания, программы, общих и специализированных курсов, учебники и учебные

Слайд 8Изоляционистскую, согласно которой у КЛТ свой не похожий на другие

науки, подход;
Интегративистскую, в основании которой лежит убеждение, что КЛТ –

синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.
Изоляционистская точка зрения заключается в сведении (редукции), а затем и подмене КЛТ другой наукой, например философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией и т.д.
Таким образом, изоляционистский подход сводит КЛТ только лишь к циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляющую – социальное знание.


Изоляционистскую, согласно которой у КЛТ свой не похожий на другие науки, подход;Интегративистскую, в основании которой лежит убеждение,

Слайд 9В отечественной литературе все чаще высказываются в пользу интеграционистского подхода

к КЛТ. Его сторонники понимают КЛТ как синтетическую область знаний,

возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры.
В КЛТ выделяются следующие подразделы:
теория культуры; - психологию культуры;
история культуры; -социология культуры и - философия культуры; др.




В отечественной литературе все чаще высказываются в пользу интеграционистского подхода к КЛТ. Его сторонники понимают КЛТ как

Слайд 10Теория культуры - это все то, что связано с предметом,

объектом изучения, методами исследования, содержанием и формами функци­онирования культуры.
История культуры

- это процесс культурного развития на примере цивилизаций, социально-экономических формаций. К примеру, если рассматривать историю культуры с позиций цивилизационного подхода, то мы будем речь вести о культуре древних цивилизаций (Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Древней Индии, Древнего Китая), о культуре цивилизаций Средневековья, о цивилизациях Нового и Новейшего времени.

Теория культуры - это все то, что связано с предметом, объектом изучения, методами исследования, содержанием и формами

Слайд 11 Философия культуры - традиционно философия культуры занимает­ся изучением сущности,

функций культуры, закономерностей, противоречий ее развития и функционирования в обществе,

категориального аппарата.
Психология культуры - изучает вопросы влияния культуры на психический мир личности, на социально-психологические процессы в обществе, коллективе, где культурный опыт человечества и культура отдельной личности являются системообразующим основанием.

Философия культуры - традиционно философия культуры занимает­ся изучением сущности, функций культуры, закономерностей, противоречий ее развития и

Слайд 12Социология культуры - предметом ее исследования являются тен­денции культурного развития

общества, культурная политика. Больше всего в социологии культуры изучается динамика

развития содержания культуры.
Таким образом, для культурологии в первую очередь важны те отрасли знаний, кото­рые изучают проблемы культуры собственно в культуро-логическом ключе.
Социология культуры - предметом ее исследования являются тен­денции культурного развития общества, культурная политика. Больше всего в социологии

Слайд 13 Но культурология не может быть наукой, если станет основываться

только на совокупности наук. Стало быть, у нее должны присутствовать

только ей присущие отличительные признаки.
Таковыми признаками являются: предмет исследования, задачи науки, методы исследования, закономер-ности функционирования предмета и развития самой науки.
Рассмотрим некоторые из данных признаков.
Но культурология не может быть наукой, если станет основываться только на совокупности наук. Стало быть, у

Слайд 14Предметом культурологии выступает область культуры (А.И. Кравченко);
Другая точка зрения.
Предметом

культурологии является изучение культуры и культур, цивилизации и цивилизаций с

точки зрения их аксиологической значимости (Немировская Л.З.).
Аксиология – наука о ценностях бытия; в частности, это ценностные представ-ления о нормах и идеалах культуры.

Предметом культурологии выступает область культуры (А.И. Кравченко);Другая точка зрения. Предметом культурологии является изучение культуры и культур, цивилизации

Слайд 15Задачи культурологии:
Культурология призвана познать культуру с точек зрения

ее сущностных признаков, функций, социодинамики развития процесса применительно к культурной

жизни общества и отдельной личности. В этой связи культурологическое изучение культуры должно осуществляться, по меньшей мере, на основе познания исторического процесса культуры и механизма ее развития.


Задачи культурологии: Культурология призвана познать культуру с точек зрения ее сущностных признаков, функций, социодинамики развития процесса применительно

Слайд 16 Культурология решает задачу совершенствования и развития категориального и научного

аппарата. Как наука она имеет свои базовые понятия. Условно их

можно разделить на две группы: внутри предметные и межпредметные.
Одной из важнейших задач культурологии в настоящее время становится разработка культурной политики государства. Она предусматривает определение культур-ного потенциала членов общества и пути его повышения.

Культурология решает задачу совершенствования и развития категориального и научного аппарата. Как наука она имеет свои базовые

Слайд 17 24 декабря 2014 года Указом Президента РФ N 808

были утверждены «Основы государственная культурная политика».
Настоящие Основы определяют цели и

стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации.
Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процве-тания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

24 декабря 2014 года Указом Президента РФ N 808 были утверждены «Основы государственная культурная политика».Настоящие Основы

Слайд 18Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской

Федерации.
Назначение культурологии как науки связано с изучением и совершенст-вованием механизмов

ее преобразую-щего воздействия на жизнь общества, отдельной личности. А для этого, культурология как наука призвана осмыслить не культуру в идеале, а жизненные культурные реалии. Что это значит? Не отвергать прошлую культуру и не преувеличивать ее перед современным процессом культурного развития.


Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.Назначение культурологии как науки связано с изучением

Слайд 19 Одной из задач культурологии - изучение культурно-исторического процесса. Буду-щее

за той культурой, которая сможет предположить новую концепцию материальной, духовной,

социально-политической жизни цивилизаций XXI века. Взгляд в будущее - это свидетельство жизненности культуры народа, культуры нации, ее морали, философии и психологии.
Таким образом, культурология как наука в конечном итоге призвана быть способной предвидеть будущий культурный облик общества и личности

Одной из задач культурологии - изучение культурно-исторического процесса. Буду-щее за той культурой, которая сможет предположить новую

Слайд 202. Общая характеристика культуры, как общественного явления.
Культура - это

сложный противо-речивый процесс, характеризую­щий меру, степень совершенства человече-ской деятельности по

созда­нию, хранению, распространению, освоению, воспроизводству матери­альных, духов-ных, социально-политических ценнос-тей.


2. Общая характеристика культуры, как общественного явления. Культура - это сложный противо-речивый процесс, характеризую­щий меру, степень совершенства

Слайд 21Рассмотрим каждый процессуальный компонент культурной дея­тельности отдельно.
Итак, производство - это

создание орудий труда, зданий, обо­рудования, преобразование окружающей среды, совершенствование тех­нологий,

творение произведений искусства, разработка нормативных актов, создание социальных институтов общества и т.п. Все это именуется производством материальных, духовных, социально-политических ценностей культуры.

Рассмотрим каждый процессуальный компонент культурной дея­тельности отдельно.Итак, производство - это создание орудий труда, зданий, обо­рудования, преобразование окружающей

Слайд 22Распространение - это передача культурных ценностей от поколения к поколению,

от цивилизации к цивилизации. Эталоном распростра-нения культурных ценностей у всех

народов после языкового межличностного общения является книга, которая одновременно является и материальной, и духовной ценностью.

Распространение - это передача культурных ценностей от поколения к поколению, от цивилизации к цивилизации. Эталоном распростра-нения культурных

Слайд 23 Хранение - это процесс собирания ценностей культуры, защита их

от разрушения, восстановление с целью передачи грядущим поколениям. Наиболее распространенными

храните-лями культурных ценностей являются библиотеки, храмы, монастыри, музеи, галереи, заповедни­ки.

Хранение - это процесс собирания ценностей культуры, защита их от разрушения, восстановление с целью передачи грядущим

Слайд 24 Освоение - этот процесс культурной деятельности человека и человечества

в целом связан с образованием, воспитанием, развитием, когда происходит познание

ценностей культуры, их отбор в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями той или иной личности.
Воспроизводство - это процес-суальное звено культуры связано с деятельностью человека по созданию, на основе освоенной культуры, культурного опыта и новых ценностей.

Освоение - этот процесс культурной деятельности человека и человечества в целом связан с образованием, воспитанием, развитием,

Слайд 25 Эти пять основных элементов культурно-исторического процесса являются базисными в

изучении культурологии независимо от того, какой подход в сущности культуры

нам более всего импонирует.

Эти пять основных элементов культурно-исторического процесса являются базисными в изучении культурологии независимо от того, какой подход

Слайд 26 Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры,

а также культурные явления.
В повседневной жизни понятие культуры употребляется

как минимум в трех значениях:
Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институционное закрепление.
Это министерство культуры с разветвленным аппаратом чиновников, высшие и средние специальные учебные заведения и др.
Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления. В повседневной жизни

Слайд 27Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих

большой социальной группе, общности, народу или нации.
Мы говорим об

элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и т.д.
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.
Термин «культура», по видению Э.В. Соколова употребляется преимущественно в 2-х значениях – широком и узком.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Слайд 28В широком значении к культуре относят все общепринятые, утвердив-шиеся в

обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и

экономику.
В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, нравствен-ностью, интеллектуальной деятель-ностью.
Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В широком значении к культуре относят все общепринятые, утвердив-шиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты,

Слайд 29Структура культуры
При изложении знаний о культуре или сообществе их удобно

разбивать на статику и динамику.
Культурная статика описывает культуру в покое,

культурная динамика – в движении.
К культурной статике мы относим внутреннее строение культуры – совокупность базисных элементов или черт и формы культуры – конфигурации, характерные сочетания таких элементов.
К культурной динамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменения.
Структура культурыПри изложении знаний о культуре или сообществе их удобно разбивать на статику и динамику.Культурная статика описывает

Слайд 30Большинство ученых сходятся во мнении, что культура имеет два измерения

– материальную культуру и нематериаль-ную (духовную) культуру.
Материальная культура включает

физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами): паровая машина, храм, орудия труда, , жилой дом, украшение, плотина и др.
Духовная культура есть результат духовного производства. Это научное творчество, художественное, музыкальное произведение, поэма, книга, нормы, правила, образцы и др.
Большинство ученых сходятся во мнении, что культура имеет два измерения – материальную культуру и нематериаль-ную (духовную) культуру.

Слайд 31 Выводы по лекции
Таким образом, культура тесно связана с обществом, Если

под обществом понимается совокупность людей, то под культурой – совокупность

результатов их деятельности.
В культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками – одежду и книги, прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, а также все, что делает человек как существо разумное.
Выводы по лекции   Таким образом, культура тесно связана с обществом, Если под

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика