Слайд 1Предмет и задачи. Основные направления нейропсихологии на современном этапе
Подготовил преподаватель
кафедра психологии и педагогике и курса ПО: А.А. Сорокин
Слайд 2Цель:
Формирование понимания роли нейропсихологии в изучении мозговых механизмов психической
деятельности и проявлений локальных поражений мозга.
Слайд 3План:
НП и ее роль в изучении мозговых механизмов психической деятельности,
Теория
системной динамической локализации высших психический функций,
Межполушарная асимметрия и межполушарные взаимодействия,
Методы
нейропсихологического исследования,
Возрастная и нозологическая специфика нейропсихологического исследования.
Слайд 4План:
НП и ее роль в изучении мозговых механизмов психической деятельности,
Теория
системной динамической локализации высших психический функций,
Межполушарная асимметрия и межполушарные взаимодействия,
Методы
нейропсихологического исследования,
Возрастная и нозологическая специфика нейропсихологического исследования.
Слайд 5Нейропсихология – это…
отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов
на материале локальных поражений мозга.
Центральная проблема нейропсихологии — «мозг как субстрат
психических процессов».
Слайд 6Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями.
Первый — это отечественная нейропсихология, созданная трудами
Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая их учениками
и последователями в России и за рубежом.
Слайд 7Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями.
Второй — это традиционная западная нейропсихология, наиболее
яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан,
Д.
Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др.
Слайд 8Методологическими основами отечественной нейропсихологии являются постулаты:
материалистическое понимание всех психических явлений;
общественно-историческая обусловленность
человеческой психики;
значимость социальных факторов для формирования психических функций;
опосредованный характер психических
процессов, речь в их организации занимает ведущую роль;
Слайд 9Основным направления:
Клиническая нейропсихология
Экспериментальная нейропсихология
Психофизиологическое направление
Реабилитационное направление
Слайд 10Основным направления:
главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих
при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их
с общей клинической картиной заболевания.
Клиническая нейропсихология
Экспериментальная нейропсихология
Слайд 11Основные методы используемыми в клинической нейропсихологии
методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А.
Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под
названием «луриевские методы нейропсихологической диагностики».
Слайд 12Пути развития
используемые в клинической нейропсихологии
интенсивно изучаются новые синдромы, обусловленные поражением
правого полушария, глубинных структур мозга, нарушением межполушарного взаимодействия;
исследуется специфика синдромов,
определяемая возрастом больного;
изучается специфика синдромов, связанная с характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и др.), с особенностями преморбида (на грани здоровья и болезни).
Слайд 13Основным направления:
в задачи которой входит экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение
различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и
других заболеваниях ЦНС.
Клиническая нейропсихология
Экспериментальная нейропсихология
Слайд 14Пути развития
используемые в экспериментальной нейропсихологии
с одной стороны, расширяется проблематика изучения
системных физиологических механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов;
с другой
— совершенствуется методический аппарат (математическая обработка ЭЭГ-данных с помощью компьютера и др.).
Слайд 15Основным направления:
Клиническая нейропсихология
Экспериментальная нейропсихология
Психофизиологическое направление
Реабилитационное направление
Слайд 16Нейропсихология индивидуальных различий
Первое — это изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе
с позиций нейропсихологии
Второе — это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в
контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий.
Слайд 17План:
НП и ее роль в изучении мозговых механизмов психической деятельности,
Теория
системной динамической локализации высших психический функций;
Межполушарная асимметрия и межполушарные взаимодействия,
Методы
нейропсихологического исследования,
Возрастная и нозологическая специфика нейропсихологического исследования.
Слайд 18Критерии В.П.Ф.
они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов;
они опосредованы
по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы);
они
произвольны по способу осуществления,
Слайд 19Характеристика В.П.Ф.
Опосредованность Произвольность
Осознанность
Слайд 20Высшие психические функции
Психологические
Функциональные
системы
системы
Слайд 21Первый класс — это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии
высшая психическая
функция;
психическая деятельность;
психологическая система;
психический процесс;
речевое опосредование;
Слайд 22Первый класс — это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии
значение;
личностный смысл;
психологическое орудие;
образ;
знак;
действие;
операция;
интериоризация и многие другие.
Слайд 23Второй класс понятий - собственно нейропсихологические понятия
1. Нейропсихологический симптом
2. Первичные нейропсихологические симптомы
3. Вторичные нейропсихологические симптомы
4. Нейропсихологический
синдром
5. Нейропсихологический фактор
6. Синдромный анализ
7. Нейропсихологическая диагностика
8. Функциональная система
Слайд 24Второй класс понятий - собственно нейропсихологические понятия
9. Мозговые механизмы высшей психической функции
10. Локализация высшей
психической функции
11. Полифункциональность мозговых структур
12. Норма функции
13. Межполушарная асимметрия мозга
14. Функциональная специфичность больших полушарий
15. Межполушарное
взаимодействие
Слайд 25Лурия предложил структурно-морфологическую модель.
3 блока мозга. Динамическая локализация только внутри
блоков.
Слайд 26Функциональные блоки мозга
А – I блок регуляции общей и избирательной
неспецифической активации мозга
Б – II блок приема, переработки и хранения
информации
В – III блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности
Слайд 27План:
НП и ее роль в изучении мозговых механизмов психической деятельности,
Теория
системной динамической локализации высших психический функций,
Межполушарная асимметрия и межполушарные взаимодействия,
Методы
нейропсихологического исследования,
Возрастная и нозологическая специфика нейропсихологического исследования.
Слайд 28Неравнозначность левого и правого полушарий мозга определяется на:
Анатомическом уровне
Физиологическом
уровне
Клиническом уровне
Слайд 29Неравнозначность левого и правого полушарий мозга определяется на:
Анатомическом уровне
Физиологическом
уровне
Клиническом уровне
Слайд 30Структурные различия полей правого и левого полушарий:
общая площадь нижней лобной
извилины (45-е поле) у правшей слева больше, чем справа;
в нижнетеменных
областях коры (39-е и 40-е поля) слева увеличены размеры коры в глубине борозд;
островковая область слева больше, чем справа;
Слайд 31Структурные различия полей правого и левого полушарий:
задняя оперкулярная зона (или
зона Вернике) в височной области в левом полушарии на одну
треть больше, чем в правом;
отмечается морфологическая асимметрия сосудов средней мозговой артерии в левом и правом полушариях;
длина левого полушария превышает длину правого более чем в 54 % случаев;
Слайд 32Структурные различия полей правого и левого полушарий:
степень вертикальной упорядоченности поперечника
коры, прежде всего III слоя (богатого ассоциативными связями), достоверно выше
в корковых полях мозга человека по сравнению с высшими приматами и существенно выше в нижнелобных и височных областях левого полушария по сравнению с правым.
Слайд 33Анатомическая асимметрия коры мозга человека
Слайд 34Структурные различия полей правого и левого полушарий на нейронном уровне:
размеры
нейронов III и IV слоев в 44-м и 45-м полях
в левом полушарии больше, чем в правом;
размеры гигантских пирамидных клеток Беца в V слое 4-го моторного поля в левом полушарии также превышают размеры этих нейронов в правом полушарии.
Слайд 35Неравнозначность левого и правого полушарий мозга определяется на:
Анатомическом уровне
Физиологическом
уровне
Клиническом уровне
Слайд 36При изучении межполушарных различий ЭЭГ
в состоянии покоя отмечается большая выраженность
депрессии альфа-ритма в левом полушарии по сравнению с правым
во время
интеллектуального напряжения альфа-ритм по амплитуде, индексу или суммарной энергии выражен в левом полушарии слабее, чем в правом.
Слайд 37Асимметрия биоэлектрической активности левого и правого полушарий мозга
изучается с помощью
методов
измерения локального мозгового кровотока;
томографических методов (позитронно-эмиссионной, магнитно-резонансной томографии и др.);
метода
термоэнцефалоскопии и ряда других.
Слайд 38Неравнозначность левого и правого полушарий мозга определяется на:
Анатомическом уровне
Физиологическом
уровне
Клиническом уровне
Слайд 39Клинические наблюдения:
многочисленные данные о появлении речевых нарушений (афазий) при поражении
левого полушария (преимущественно у правшей);
факты о ведущей роли левого
полушария в осуществлении не только речевых, но и других связанных с речью функций.
Слайд 40Клинические исследования:
хирургических методов, направленных на «расщепление мозга»;
метода односторонней электрошоковой терапии;
метода
Вада (введение амитала натрия в одну из сонных артерий).
Слайд 41Положения, касающиеся функциональной асимметрии больших полушарий:
Существует множество вариантов нормальной функциональной
асимметрии больших полушарий при оценке даже только элементарных моторных и
сенсорных процессов.
Каждая конкретная форма функциональной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой.
Функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого – продукт действия биосоциальных механизмов. Существует онтогенетический и вообще возрастной фактор, определяющий характер функциональной асимметрии.
Слайд 42План:
НП и ее роль в изучении мозговых механизмов психической деятельности,
Теория
системной динамической локализации высших психический функций,
Межполушарная асимметрия и межполушарные взаимодействия,
Методы
нейропсихологического исследования,
Возрастная и нозологическая специфика нейропсихологического исследования.
Слайд 43Схема нейропсихологического обследования
Для анализа развития функций планирования и контроля используются пробы:
реакция
выбора,
актуализация ассоциаций,
также составление рассказа по серии сюжетных картинок.(
функции мышления, блок программирования, регуляции и контроля ).
Слайд 44Схема нейропсихологического обследования
Для исследования динамической (серийной) организации движений и действий (праксиса) используются
пробы:
Реципрокная координация движений,
Графическая проба,
Пробы на кинестетическую организацию движений.
Слайд 45 Характер выполнения проб:
Нормальное (быстрое и правильное) нахождение позы;
С увеличением латентного
времени (внутренний поиск);
Путем перебора с помощью (внешний развернутый поиск);
Импульсивное (быстрое
неправильное выполнение без предварительного анализа предъявляемого образца);
Неловкое, с помощью другой руки;
С переходом выполнения на другую руку.
Слайд 46Характер допущенных ошибок:
Замена пальцев;
Зеркальное выполнение;
инертное выполнение предыдущей позы после
смены образца.
Слайд 47Для исследования зрительно-пространственного праксиса и гнозиса используются пробы:
- Конструктивный праксис,
Изображение трехмерного объекта
(рисунок стола),
Проба на зрительно – пространственную память.
Слайд 48Список литературы:
- Основная::
1.Тюльпин Ю. Г.. - Медицинская психология:
Учебник - Москва: Медицина, - 2004.
- дополнительная;
1.Клиническая психология: [Учебник]/ под ред. М. Перре и У. Бауманна . - 2-е междунар.изд. – С. –Птб., 2002
2.Лакосина Н. Д., Сергеев И. И., Панкова О. Ф. - Клиническая психология: Учебник – М., 2003
3.Лисицын Ю. П. - Психологическая медицина – М., 2004
4.Менделевич В. Д.. - Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие - 5-е изд. – М., 2005
5.Сидоров П. И., Парняков А.В. - Клиническая психология: Учебник - 2-е изд.,доп.. –М., 2002
6.Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005
7.Шкуренко Д.А.. - Общая и медицинская психология: Учебное пособие - Ростов - на – Дону, 2002.