Слайд 1Предмет, задачи и методы исследования ВАФГ
Слайд 2Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого,
о процессах, протекающих в нём, и механизмах его деятельности.
Анатомия –
наука, изучающая строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды.
Гигиена - наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена - наука, направленная на изучение анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, закономерностей их становления в процессе индивидуального развития и особенностей реакции физиологических функций на педагогические воздействия.
Слайд 3 Задачи курса:
Сформировать представление об особенностях развития детского организма на
различных этапах онтогенеза.
Изучить динамику и закономерности изменений физиологических функций в
процессе индивидуального развития.
Изучить влияние факторов окружающей среды и наследственности на развитие детского организма.
Изучить возрастные особенности систем организма и сформировать представление об организме, как едином целом.
Изучить основные гигиенические нормативы и требования, предъявляемые к организации учебно-воспитательной работе и направленные на охрану, укрепление здоровья и совершенствование функциональных возможностей школьников.
Слайд 4Методы
общие
частные
Метод поперечного исследования
Метод продольного исследования
антропометрические
физиометрические
Функкциональные пробы
Естественный эксперимент
Статистические методы
Слайд 5
ПОНЯТИЕ ОБ ОНТОГЕНЕЗЕ, РОСТЕ, РАЗВИТИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Онтогенез-
это индивидуальное развитие организма, включая весь комплекс последовательных и необратимых
изменений, начиная от образования зиготы и до естественной смерти организма. В ходе онтогенеза реализуется наследственная программа развития организма в конкретных условиях среды.
Слайд 6Этапы онтогенеза:
1) Пренатальный (внутриутробный)
Слайд 72) Постнатальный (постэмбриональный)
Слайд 8Развитие- это процесс количественных и качественных изменений, связанных с усложнением
функций и взаимодействием всех его систем.
Слайд 9Рост- это количественный процесс, связанный с увеличением кол-ва клеток и
их размеров.
3 периода ускоренного роста детей:
1) до 1
года,
2) от 6 до 7 лет,
3) от 11 до 13 лет
После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки органов и тканей, определяющей степень созревания органов и систем. Наиболее значительные качественные изменения происходят от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет.
Слайд 10Закономерности роста и развития:
1) Непрерывность роста и развития- процессы
роста и развития протекают непрерывно
Слайд 112) Гетерохронность (неодновременность) роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем
происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма
и его деятельности, обеспечивая более адекватное приспособление в различные возрастные периоды.
Слайд 123) «Энергетическое правило скелетных мышц» (И. А. Аршавский)-особенности энергетических процессов
в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности
дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
Слайд 134) Надежность биологической системы (А.А.Маркосян)- это такой уровень регулирования процессов
в организме, при котором обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной
мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию
Слайд 14Построена на следующих принципах:
А) Взаимозаменяемость органов и структур
Б) Дублирование
В) Избыточность
и Механизм «холодного резерва»
Г) Парность органов
Д) Относительно быстрый возврат
к норме
Слайд 15Возрастная периодизация:
Возрастной период – отрезок времени, в пределах которого процессы
роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а
реакции на раздражители более или менее однозначны
Слайд 16Биологическая периодизация:
Новорожденные- 1-10 дней;
Грудной возраст - 10дней- 1 год;
Раннее
детство- 1-3 года;
Первое детство- 4-7 лет;
Второе
детство- 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
Подростковый- 13-16 лет мальчики, 12-15 девочки;
Юношеский- 17-21 юноши, 16-20 девушки;
Зрелый возраст- 1 период- 22-35 лет мужчины, 21-35 женщины;
2 период- 36-60 лет мужчины, 36-55 женщины;
Пожилой возраст- 61-74года мужчины, 56-74 женщины;
Старческий- 75-90 лет;
Долгожители- 90 лет и выше.
Слайд 17Социальная периодизация:
Младенческий – до 1 года;
Преддошкольный- с 1 года
до 3 лет;
Дошкольный – с 3 до 7 лет;
Младший школьный
- с 7 до 11-12 лет;
Средний школьный – с 11-12 до 15 лет;
Старший школьный - с 15 до 17-18 лет.
Слайд 18 Календарный возраст (хронологический, паспортный)- это период жизни ребенка от
рождения до настоящего времени, который имеет четкую возрастную границу (день,
месяц, год).
Слайд 19Биологический возраст (анатомо-физиологический)- это совокупность обменных, морфологических, функциональных и регуляторных
особенностей организма, зависящих от индивидуальных темпов роста и развития.
Слайд 20 Принципы определения биологического возраста:
половая зрелость, скелетная зрелость, зубная зрелость,
конституция человека, зрелость интеллекта
Слайд 211. Биологический возраст опережает паспортный- ускоренное индивидуальное развитие- акселерация
2.
Биологический возраст отстает от паспортного- замедленный темп развития- это
ретардация
3. Биологический возраст соответствует паспортному- темп развития средний, характерен для большинства людей
Слайд 22 Переход от одного возрастного периода к следующему является
переломным, критическим.
Критические периоды- это такие периоды развития
организма, в течение которых он становится наиболее уязвим к действию внешних факторов среды.
Это периоды: 3-4 года, 7-8 лет, 11-14- у девочек; 12-15 у мальчиков.
Слайд 23Сенситивный период- это период интенсивного роста и развития той или
иной системы, в течение которого отмечается ее повышенная чувствительность к
действию факторов среды.
К таким периодам относятся периоды:
до 1 года, 4-5, 7-8 и 12-15 лет.
Слайд 24Физическое развитие
физическое развитие - это состояние морфологических и функциональных свойств
и качеств организма, а также уровень его биологического развития –
биологический возраст.
Слайд 25 Показатели исследования физического развития:
соматометрические – измерения тела (длина и масса,
окружность грудной клетки и т.д.);
соматоскопические – оценка строения тела по
внешним признакам (телосложение, жироотложение, состояние осанки и т.д.);
физиометрические – измерения функциональных особенностей организма (ЧСС, АД, ЖЕЛ, сила кисти и т.д.).
Слайд 26Основные методы исследования физического развития:
Центильный («центиль» - процент)
Метод индексов
Слайд 27НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА, ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА.
Наследственность
– способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную
информацию
Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК.
Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы.
У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.
Слайд 28Все факторы внешней среды можно разделить на следующие группы:
Развитие ребенка
и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды.
Если среда благоприятная, то признак развивается оптимально и наследственные предпосылки реализуются полностью и наоборот.
Слайд 29У развивающегося ребенка могут быть обнаружены следующие нарушения:
1.Наследственные заболевания -это
результат своеобразных мутаций, заболевания, возникающие под влиянием наследственных факторов. Мутации
- это внезапно возникающие наследственные изменения генотипа
2.Врожденные- заболевания, возникающие под влиянием окружающей среды в период эмбрионального развития. Могут возникать различные врожденные уродства и аномалии
3. Приобретенные в процессе жизни.
Слайд 30Причины наследственных заболеваний
1.Неблагоприятная экологическая обстановка.
2. Эндокринные изменения.
3.Воспалительные процессы, болезни, старение.
4.
Длительное применение лекарственных средств или использование воды и продуктов питания,
содержащих вредные химические вещества.
Слайд 31Причины врожденных заболеваний
Вредные привычки (алкогольный синдром плода (АСП), курение влияет
на синтез белка в мозговых клетках и в клетках печени).
Влияние
солнечной радиации (2-3 неделя- действие на ядерный аппарат клетки).
Применение лекарственных препаратов.
Инфекционные заболевания матери.
Недостаточное питание (замедленное деление клеток, что может привести к снижению интеллекта у ребенка, невротическим заболеваниям) Дефицит йода (развитие кретинизма), кальция (нарушение формирования скелета).
Резус- фактор- резус-конфликт.