Слайд 1Тема: ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПОЛЕЗНОСТЬ
План лекции:
1. Предпочтение потребителя и полезность.
2.
Полезность и спрос.
3. Оценка полезности благ.
4. Бюджетные ограничения.
5. Эффект дохода
и эффект замещения.
Слайд 2 Потребление означает процесс использования блага с целью удовлетворения потребностей.
Производственное потребление
предусматривает использование факторов производства в процессе создания товаров и услуг.
Личное потребление означает использование благ для удовлетворения потребностей человека.
Слайд 3Полезность – это способность благ удовлетворять потребности, приносить удовлетворение, удовольствие
от потребления.
!!! Полезность и польза не синонимы.
!!! Полезность –
понятие субъективное.
!!! Единицы, в которой измеряется полезность, - «утилы».
Слайд 4Концепция предельной полезности - ценность (стоимость) товара (услуги) определяется их
полезностью для потребителя.
Слайд 5 Полезность блага зависит не только от потребностей и выбора индивида,
но и от интенсивности удовлетворяемой потребности. Степень насыщения потребности не
остается неизменной, а уменьшается по мере того, как растет объем потребления данного блага.
Слайд 6 Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага,
называют предельной полезностью.
Слайд 7Общая полезность определенного количества благ – эта сумма полезностей каждого
из благ. Общая полезность увеличивается с ростом количества потребляемого блага.
Слайд 8
Общая и предельная полезность булочек
Слайд 9Графическое изображение предельной и общей полезности
MU
Слайд 10 Предельная полезность отдельных благ снижается по мере увеличения их количества.
Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная полезность имеет
положительное значение. Темп увеличения общей полезности с каждым добавлением нового блага замедляется.
Слайд 11Предпосылки потребительского выбора:
●полная упорядоченность предпочтений потребителя.
●транзитивность;
●рефлективность
Слайд 122. ПОЛЕЗНОСТЬ И СПРОС
Цена, которую может заплатить потребитель за соответствующую
единицу данного блага, измеряет предельную полезность данной единицы блага для
него и называется ценой спроса.
Слайд 15 Каждая последующая единица блага А обладает для потребителя все меньшей
предельной полезностью, значит, дополнительные единицы продукта он станет покупать лишь
при условии снижения цены.
Слайд 16 Излишек потребителя – это разница между общей полезностью приобретаемого товара
и затратами на его покупку.
Слайд 17Максимизация общей полезности:
При данном ограниченном доходе потребитель сможет достичь,
если использует доход таким образом, чтобы последний доллар, затраченный на
приобретение каждого вида товара, приносил одинаковую предельную полезность.
Правило максимизации полезности:
MU1\ P1 = MU2 \ P2 = MU3\P3=… MUn\ Pn
где - MU1, MU2, MU3, MUn - предельные полезности;
P1, Р2, Р3, Рn - соответствующие цены товаров.
Слайд 183. ОЦЕНКА ПОЛЕЗНОСТИ БЛАГ.
КАРДИНАЛИЗМ И ОРДИНАЛИЗМ
Функцию полезности - соотношение между
объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потреблении:
U
= (х1,х2,х3,…..хn),
где U - уровень полезности;
Х1,Х2,Х3,…Хn – количество потребляемых
Слайд 19Порядковая (ординалистская) функция полезности (В.Парето) выражает определенную последовательность, в которой
располагаются все группы равноценных для данного потребителя наборов благ (благ,
обладающих одинаковой полезностью).
U1, U2,U3,……Un
Слайд 20Теория предельной полезности (количественный подход) Вальрас основывается на следующих предположениях
и гипотезах:
Разумное поведение. Потребитель – это человек разумный, который пытается
так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него наибольшее удовлетворение, или полезность.
Предпочтения. Потребитель имеет достаточно отчётливую систему предпочтений товаров и услуг. Предполагается, что покупатели прекрасно представляют себе, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они надумают приобрести.
Слайд 21Бюджетные ограничения. В каждый момент времени денежный доход имеет ограниченную
величину.
Цены. У всех товаров и услуг есть своя цена. Потребителю
приходится идти на компромисс: он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежного дохода получить в своё распоряжение наиболее удовлетворяющий его набор товаров и услуг.
Слайд 22При этом не стоит забывать, что потребитель должен израсходовать весь
свой бюджет, отведённый на покупку данного набора товаров или услуг.
То есть, необходимо соблюдать второе условие:
I = QA×PA + QB×PB
Слайд 23Числовой пример: наш потребитель приобретает два товара – А и
В и пытается решить, в какой именно комбинации ему лучше
приобрести два товара на свой ограниченный ежедневный доход, равный 10 дол. Основными факторами, определяющими такую комбинацию товаров А и В, которая бы максимально удовлетворяла потребности потребителя, служат его потребительские предпочтения (представлены в таблице) и цены этих двух товаров. Цена товара А = 1дол, В = 2 дол.
Слайд 251А и 2В
2А и 4В
4А и 5В
7А и 6В –
это те комбинации, которые принесут потребителю максимальную полезность. Но бюджет
потребителя составляет только 10 долларов. Этому условию соответствует только вторая комбинация.
Слайд 26Закон убывающей предельной полезности:
Если предельная полезность любого данного вида благ
уменьшается по мере увеличения количества потребляемого блага данного вида.
Функция полезности
при этом будет выпуклой.
Слайд 27Предельная норма замещения (субстанции) - показывает то количество, на которое
одно из двух благ должно быть увеличено, чтобы компенсировать потребителю
уменьшение другого блага. Ее можно определить по следующей формуле:
MRSBA = Δ A\ ΔB
где: MRSBA - предельная норма субституции блага А благом В; Δ A – уменьшение блага A; ΔB– увеличение блага
Слайд 28 Кривые безразличия показывают все возможные комбинации двух благ, дающие потребителю
равный объем удовлетворения потребности, или полезности.
Комбинация благ А и В,
имеющие одинаковую полезность
для потребителя (гипотетические данные)
Слайд 29 Каждая комбинация продуктов А и В обладает одинаковой совокупной полезностью.
Наклон
кривой безразличия отражает величину предельной нормы субстанции (замещения) (MRS).
Слайд 304. Бюджетные ограничения.
Кривая безразличия – это графическое отображение предпочтений потребителя.
Она показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковый уровень полезности. Называется
эта кривая «кривой безразличия», т.к. какой бы из вариантов покупок потребитель не совершил, он получает одинаковую общую пользу.
Бюджетная линия – это геометрическое место точек, которые определяют максимальные наборы двух товаров при условии полного использования доходов.
Слайд 31Задача: наш потребитель располагает доходом 24 ден. ед. и приобретает
два товара: А и В. При этом известно, что Ра
= 1 на рынке, а Рв = 1,5. Определить, какая покупка будет оптимальной.
В условии дана таблица:
Слайд 32А) Используя данные таблицы, строим кривую безразличия.
Б) Максимальное количество
товара А, которое наш потребитель может приобрести при бюджете 24
ден. ед., - 16 шт. (24:1,5), а максимальное количество товара В – 24 шт. (24:1). Соединив эти две точки, получим бюджетную линию. Точка касания двух кривых – это и есть равновесие потребителя.
Qа
16
24
Qв
8
Слайд 33 Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного
дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо: уменьшение денежного дохода
перемещает ее влево.
Снижение цен обоих продуктов, эквивалентное увеличение реального дохода, перемещает график вправо. И наоборот, рост цен на блага А и В приводит к перемещению графика влево.
Комбинация из доступных потребителю благ окажется для него наиболее предпочтительной.
Слайд 34 Комбинация, максимизирующая полезность потребителя, или равновесная комбинация благ А и
В, окажется в точке касания.
В точке касания Х наклон наивысшей
из доступных потребителю кривой безразличия совпадает с наклоном бюджетной линии.
Условие равновесия потребителя :
MRSBA = Pb\Pa
Слайд 355. ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ.
Слайд 37Хотя потребности людей безграничны, их потребность в определённом товаре может
быть удовлетворена. В пределах конкретного промежутка времени, в течение которого
вкусы покупателей остаются неизменными, потребители в состоянии получить столько определённых товаров и услуг, сколько пожелают. Чем больше количество продукта приобретают потребители, тем меньше их стремление к получению дополнительных единиц этого же продукта.
Слайд 38 Эффект дохода означает увеличение реального дохода потребителя при снижении цены
на товар.
Эффект замещения (субституция) – результат снижения цены блага делающий
его более привлекательным и стимулирующий потребителя купить его побольше при условии, что его доход остается неизменным.
Слайд 39 Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, стимулируя потребителя купить
большее количество определенного товара и услуг по низкой цене, чем
по высокой.
Эффект замены при снижении цены товара обычно выражается в росте объема спроса на этот товар. Существуют так называемые товары низкой категории или товары Гиффена. С ростом цены на эти товары спрос не снижается и тем самым кривая спроса имеет положительный наклон.