Слайд 1Представление информации
в компьютере
Слайд 2Основные термины
Бит, байт
Кодирование
Дискретизация
Текстовая информация
Графическая информация
Звуковая информация
Видеоинформация
Растровое кодирование
Стереозвук
Слайд 3Кодирование информации
В ЭВМ кодирование информации осуществляется двоичным цифровым кодом. Применение
двоичной системы счисления обеспечивает максимальную производительность ЭВМ. Двоичный код представляется
с помощью двух информационных сообщений – «1» (импульс напряжения) или «0» (отсутствие импульса). Комбинация двоичного кода для кодирования информации называется цифровым кодированием.
Бит – это минимальная количественная характеристика информации. Для измерения компьютерной информации служит восьмибитовое число – байт.
Байт – минимальная единица информации, с помощью которой кодируют 1 символ.
Слайд 4Кодирование информации
1 байт = 8 бит
1 Кбайт (килобайт) = 1024
или 210 байт
1 Мбайт (мегабайт) = 220 байт
1 Гбайт (гигабайт)
= 230 байт
1 Тбайт (терабайт) = 240 байт
С помощью восьмиразрядного кода можно закодировать строчные и прописные буквы латинского алфавита, буквы русского алфавита, цифры, знаки препинания, знаки математических операций и некоторые специальные символы.
Передача символьной информации в этом случае заключается в пересылке по линии передач кодовых двоичных наборов информации.
Слайд 5Задание
Заполните пропуски числами, выполнив соответствующие вычисления:
А) 5 Кбайт =_____ байт
= _____ бит
Б) _____Кбайт = ______ байт = 12288 бит
В)
_____Кбайт = ______ байт = 213 бит
Г) _____Гбайт = 1536 Мбайт = _____Кбайт
Д) 512 Кбайт =_____ байт = _____ бит
Слайд 6Представление текстовой информации в ПК
Для кодирования символов в ПК используют
кодовые таблицы.
В настоящее время основным стандартом является таблица ASCII
(американский стандартный код для обмена информацией), в которой каждый символ закодирован десятичным числом от 0 до 255.
Коды от 0 до 31 – для специальных управляющих клавиш
Коды от 32 до 127 – для цифр, латинских букв и стандартных знаков
Коды от 128 до 255 – для букв и знаков национального алфавита
Такая кодировка используется в операционных системах Windows
В настоящее время широкое распространение получила кодовая таблица Unicode, позволяющая представить большее количество символов (в ней можно закодировать 2 16 символов)
Слайд 7Представление числовой информации в ПК
Для представления числовой информации в ПК
применяется двоичная система счисления. В компьютерах используются две формы представления
чисел: с фиксированной запятой и с плавающей запятой.
Фиксированная запятая создает естественную форму числа с постоянным положением запятой. Но данная форма не может отображать все числа ввиду небольшого диапазона. Поэтому чаще используется плавающая запятая, которая имеет огромный диапазон, поэтому может отобразить практически любое число, вследствие чего чаще применяется в вычислительных устройствах.
Числа могут занимать 1 байт, 2 байта, 4 байта или 8 байтов, в зависимости от выбранного кодирования.
Слайд 8Представление графической информации в ПК
Графическая информация представляется на экране в
виде растрового изображения, т.е. формируется из точек (пикселей), каждая точка
имеет определенный цвет, заданный специальным кодом.
При кодировании изображения выполняется пространственная дискретизация – построение изображения из большого количества цветных точек.
Качество кодирования изображения определяется следующими параметрами: разрешением изображения и глубиной цвета.
Разрешение изображения – количество точек по горизонтали и вертикали в прямоугольной картинке, измеряется в dpi – количество точек на дюйм (дюйм – единица длины в англоязычных странах, приблизительно равна 2,5 см).
Глубина цвета – количество битов, используемых для кодирования цвета пикселя. От данного параметра зависит количество различных оттенков цвета.
При двухбайтовом кодировании компьютер отображает 65 536 различных цветов.
Слайд 9Представление звуковой информации в ПК
Звук – слышимые звуковые колебания (волны)
с непрерывно меняющимися амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда сигнала,
тем он громче для человека, чем больше частота сигнала, тем выше тон.
Для того, чтобы компьютер мог обрабатывать звук, аналоговый (непрерывный) звуковой сигнал должен быть превращен в цифровой (дискретный).
В процессе кодирования непрерывного звукового сигнала производится его временная дискретизация.
Временная дискретизация – это процесс, при котором звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, причем для каждого устанавливается определенная величина амплитуды.
Дискретность – свойство величины быть разделенной на части. Любой звук можно воспринимать как дискретно, так и непрерывно (рис.1).
Слайд 10Горизонтальные линии – это уровни громкости, а вертикальные – количество
измерений за 1 с, или частота дискретизации (Гц – герц).
Такой способ позволяет заменить непрерывную зависимость на дискретную последовательность уровней громкости
Количество измерений в секунду может лежать в диапазоне от 8000 до 48000, т.е. частота дискретизации аналогового сигнала может принимать значения от 8 до 48 кГц – качество звучания аудио-CD.
Слайд 11Кодирование звуковой информации в ПК
При кодировании звуковой информации пользуются понятием
битрейт – скорость передачи данных, задаваемая при кодировании. Обозначается англ.словами
bit rate и может изменяться от 320 до 8 Кбит/с.
Чем больше битов информации записано в секунду, тем с меньшими потерями будет воспроизведен исходный материал – тем больше места в памяти компьютера занимают mp3-файл.
Слайд 13Восприятие звуковой информации человеком
Человек воспринимает звуковые волны с помощью слуха
в форме звука различных громкости и тона.
Человеческое ухо воспринимает звук
с частотой от 20 колебаний в секунду (низкий звук) до 20000 колебаний в секунду (высокий звук).
Для измерения громкости звука применяется специальная единица «децибел» (дБ), см. таблицу.
Слайд 14Обработка звуковой информации
Для записи аналогового звука и его преобразования в
цифровую форму используется микрофон, подключенный к звуковой плате. Качество цифрового
звука зависит от частоты дискретизации.
Частота дискретизации – это количество измерений (от 8000 до 48000 измерений) громкости звука за одну секунду.
Глубина кодирования звука – это количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука. В процессе кодирования каждому уровню громкости звука присваивается свой 16-битовый двоичный код.
Чем больше частота и глубина дискретизации звука, тем более качественным будет звучание оцифрованного звука.
Слайд 15Дискретизация звука
Используемые частоты дискретизации звука:
8000 Гц – телефон, достаточно для
речи;
11025 Гц;
16000 Гц;
22050 Гц – радио;
32000 Гц;
44100 Гц – используется
в Audio CD;
от 48000 до 192000 Гц – DVD
2822400 Гц – SACD Super audio – считается максимальной
Слайд 16Звуковые редакторы
Звуковые редакторы позволяют не только записывать и воспроизводить звук,
но и редактировать его.
Оцифрованный звук представляется в звуковых редакторах в
наглядной форме, поэтому операции копирования, перемещения и удаление частей звуковой дорожки можно легко осуществлять с помощью мыши, при этом возможно применять различные акустические эффекты (например, эхо).
Звуковые редакторы позволяют изменять качество цифрового звука и объем звукового файла путем изменения частоты и глубины дискретизации. Оцифрованный звук можно сохранять без сжатия в звуковых файлах в универсальном формате WAV или в формате со сжатием mp3.
Слайд 18Перейдите к выполнению теста в программе MyTest