Слайд 1Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 132»
Учитель-логопед
Устинова З.В.
Слайд 2
Развитие речи – это чрезвычайно сложный процесс, обусловленный влиянием
различных факторов. Речь не является врожденной способностью человека и усваивается
каждым человеком индивидуально, на основе подражания речи окружающих.
Слайд 3Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем
богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать
свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка .
Слайд 4Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми.
В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей
принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи и звуки речи. Большое значение имеют: развитие слухового внимания детей, развитие мелкой моторики пальцев рук у детей, развитие подвижности артикуляционного аппарата, уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.
Слайд 5Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста.
По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в
связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой
Причины этого явления неоднозначны, это могут быть:
-перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)
- минимальная мозговая дисфункция (ММД)
- внутриутробные инфекции
-гипоксия плода (недостаток кислорода)
- хронические заболевания матери
- осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды
- заболевания ребенка до 1 года
- ухудшение экологии
- социальные причины
Слайд 6Основные виды речевых нарушений
Речевые нарушения можно разделить на четыре основных
вида:
• нарушение звукопроизношения;
• нарушение ритма и темпа речи;
• расстройства речи,
связанные с нарушением слуха;
• недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
Слайд 7Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения
звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з',
ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д’, н').
Слайд 8Чтобы не пропустить различные недостатки речи, а также предупредить их
появление, воспитатели проводят систематическую работу по формированию правильного произношения у
детей.
Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:
обследование детей;
развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, воспитание умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи).
.
Слайд 9Осуществляемые последовательно, от одной возрастной группы к другой, эти разделы
работы одновременно способствуют формированию словаря и уточнению слоговой структуры слова,
развитию фразовой речи и воспитанию грамматических навыков. Таким образом, вся эта работа способствует не только формированию навыков правильной речи, но и предупреждению, а в отдельных, более легких, случаях устранению различных нарушений речи у детей.
Слайд 10АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА
Слайд 11 Артикуляционная гимнастика
Мы правильно произносим различные
звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей
подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Слайд 12Биоэнергопластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что
способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. У ребенка формируются
пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение.
Слайд 13Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться
говорить правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут
быстрее преодолеть речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым научиться говорить правильно, четко и красиво.
Слайд 14 САМОМАССАЖ
Самомассаж лица
и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови
к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Слайд 15Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж
лица руками, так и, например, массаж языка зубами.
РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
Качество речи, её громкость, плавность во многом
зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Слайд 17.
Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:
1. вдох через нос,
выдох осуществляется ртом;
2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
3. выдох
должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
4. не поднимать плечи;
5. не надувать щеки при выдохе;
6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи);
8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.
Слайд 22Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная
особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Так
же важно различать и анализировать звуки речи – это умение называется фонематическим слухом. Для того, чтобы научить ребёнка правильно и чётко говорить нужно развивать у него слуховое внимание и фонематический слух.
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
Слайд 23В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I
этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы,
тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Слайд 24РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Слайд 25
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи
с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики
и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
Слайд 26Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению
в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности
речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
Развивается слуховая память ребенка, т.к. он учится запоминать определенные положения рук, движений, стихи.
Стихи, сопровождающие упражнения, учат услышать рифму, ударение, делить слова на слоги.
Речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
Слайд 28Пальчиками играем –
речь развиваем!
Слайд 33Логопедическая ритмика направлена на:
- коррекцию речевых нарушений;
- обучение
правильному дыханию;
- оптимизацию мышечного тонуса и обучение
релаксации;
-развитие целостного
образа тела и
повышение устойчивости;
- развитие чувства ритма;
- формирование пространственных
представлений;
- формирование межполушарного
взаимодействия;
- развитие психических процессов.
В результате выполнения музыкально-ритмических движений у детей появляются умения управлять своим мышечным аппаратом. Внешняя выразительность движений проявляется в правильном распределении мускульной энергии по всему телу и в освобождении тела от излишнего напряжения.
Слайд 34 Условия формирования у детей грамматически правильной, лексически богатой и
фонетически четкой речи
Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и
сохранности его речевых органов.
Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.