Слайд 1Терапия реальностью
Глоссер П.
Развитие ответственности самоконтроля и позитивного поведения.
Слайд 2Слабоадаптированная личность
Человек характеризуется недостатком уверенности в себе и готовностью легко
отказаться от своих притязаний.
Человек чувствует себя исполнителем задач, поставленных
другими, поэтому личная идентичность не развивается.
Слайд 3БЫТЬ ЖЕРТВОЙ
Бывает направление – на страдания
стремление удерживать раздражение под
контролем,
привлекать помощь,
оправдывать неумение эффективно действовать,
управлять другими.
Большинство людей
не осознают, что они выбирают страдание:
выбор становится автоматическим,
сохраняют чувство собственного достоинства,
хотят оставить под контролем страдания других.
Слайд 42 критических периода для появления успешных людей или неудачников
Между 2
и 5 годами, дети обучаются ранним навыкам социализации и начинают
сталкиваться с фрустрациями и разочарованиями. В течение этого периода дети особенно нуждаются в любви, признании, руководстве и участии своих родителей. Если этого не происходит, у ребенка может закрепиться позиция неудачника.
Между 5 и 10 годами, дети погружаются в школьные дела, заняты приобретением знаний и формированием представления о себе. У многих детей в течение этого периода складывается позиция неудачника из-за трудностей социализации или из-за проблем с учебой .
Слайд 5Цель - побудить брать на себя ответственность и добиваться поставленных
целей, если они реальны.
Личность сама выбирает свою позицию жертвы или
деятеля, сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними.
Здесь и теперь. Не важны объяснения причин его прошлым, детскими проблемами, бессознательным (защитные механизмы, неосознаваемые влечения и т.п.).
Слайд 6Самоуправление поведения
Передние колеса — компоненты действия и мышления.
Задние колеса
— компоненты чувствования и физиологии.
Потребности – двигатель.
Водитель следует в
направлении, самом близком к наиболее необходимой в данный момент картине из его картины мира (опыт удовлетворения потребностей).
Люди не имеют такой степени сознательного контроля над задними колесами чувств и физиологии.
Фокус работы - на изменении
действий и мыслей
(передние колеса).
Слайд 7Чего я хочу?
4 основные психологические потребности.
Принадлежности - потребность в друзьях,
семье и любви.
Власти - потребность в чувстве собственного достоинства, признании
и соперничестве.
Свободе - потребность делать выборы и принимать решения.
Радости - потребность в игре, смехе, обучении и отдыхе.
С удовлетворением этих психологических потребностей связана потребность в идентичности - то есть в развитии психологически здорового ощущения собственной индивидуальности.
Слайд 8Эффективные приемы
обучение,
использование юмора,
конфронтация,
ролевая игра,
обратная связь,
вовлечение,
формулировка определенных планов и контрактов.
Слайд 9Обучение
Понять, насколько нереалистично поведение. “Ваше поведение ведет вас к тому,
чего вы хотите?”.
Отклоняя нереалистичное поведение, принимать человека как личность.
Обучение лучшим способам удовлетворения потребностей.
Подкреплять позитивное и конструктивное планирование и поведение.
Слайд 10Юмор в умеренном количестве.
Юмор - это способность увидеть нелепость ситуации
и представить предметы с непривычной и забавной точки зрения.
Способность
смеяться над собой способствует изменениям, потому что ситуация предстает в новом и часто оригинальном виде.
Ни в коем случае не использовать сарказм.
Слайд 11Конфронтация и ролевые игры
Конфронтация - предъявление человеку неосознаваемых
установок, стереотипов поведения с целью их осознания и проработки.
Помочь человеку принять
ответственность за свои действия.
Ролевая игра помогает перенестись в будущее
и оценить, как будет отличаться жизнь, если начать вести себя по-другому.
Слайд 12Активный язык: глаголы, а не прилагательные
Чувства обычно выражаются как прилагательные,
(подавленный) или как существительные (депрессия).
Я это делаю.
Примеры глаголов для
обозначения чувств:
депрессирование для депрессии,
встревоживание для тревоги,
головоболение для головной боли,
гневление для гнева,
фобирование для фобии.
Слайд 13Ставить реалистичные цели.
План должен быть настолько определенным и конкретным, насколько
это возможно.
Как только план сформулирован, начинается изучение альтернативных форм
поведения, решений и результатов и часто заключается контракт.
Основное внимание уделяется помощи людям в том, чтобы стать более ответственным и прийти к пониманию, что никакой конкретный план не является идеальным или единственно возможным.
Слайд 14WDEP-система (want, direction, evaluation, plan)
(желания, направление, оценка, план)
Я хочу.
Выяснение желаний.
Направление. Обсуждаются эффективность и неэффективность существующего поведения.
Оценка. Если
человек признает свое поведение непроизводительным, они становятся заинтересованными в его изменении.
Составление плана изменения поведения. Действия, которые будут предпринимать, а не действия, которых будут избегать.
Слайд 15Теория выбора
Люди могут выбрать для себя - быть несчастными или
нет.
Психически здоровые люди устанавливают взаимонезависимые отношения со значимыми другими
в своей жизни.
Они выбирают: заботиться, выслушивать, поддерживать, договариваться, поощрять, любить, дружить, доверять, принимать, приветствовать и ценить,
а не принуждать, оказывать давление, подчинять, наказывать, награждать, манипулировать, распоряжаться, побуждать, критиковать, осуждать, обвинять, выражать недовольство, придираться, дразнить, оценивать и отнимать.
Слайд 16Адаптированная личность выбирает способы поведения, которые отвечают её личным потребностям.
6 критериев.
Поведение не носит характер соперничества.
Действие может быть легко совершено
без значительного умственного усилия.
Поведение осуществляется или может осуществляться без посторонней помощи.
Поведение является значимым для человека.
Клиент убежден, что в результате подобного поведения произойдут улучшения образа жизни.
Человек может действовать, не прибегая к самокритике, но желая самосовершенствоваться.