Слайд 1Преобразования
в музейном деле
в 1917-1923 гг.
Слайд 2Вопросы
1. Изменение содержания музейного дела после Октябрьской революции 1917 г.
2.
Постановления партии и правительства в первые годы Советской власти, касающиеся
музеев и сохранения культурных ценностей страны
3. Национализация музеев и коллекций
4. Всероссийская музейная конференция 1919 г.
5. Новые профильные подгруппы музеев
6. Перестройка управления музейным делом
Слайд 3Литература
Гарданов В.К. Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые
годы Советской власти (1917-1920) // История музейного дела в СССР.
Вып.1. М., 1957.
Закс А.Б. Первая Всероссийская музейная конференция // Музейное дело в СССР. Вып. 14. М., 1979.
Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России. М., 2010.
Криворученко В.К. Музеи политической истории: проблемы прошлые и современные. М., 2002.
Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917 - 1941 гг. // Музей и власть. Ч. 1. М. 1991.
Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков / сост. Э. Шулепова, М. Каулен, А. Сундиева, О. Черкаева, И. Чувилова, М. Юхневич. М., 2010.
Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.
Поправко Е.А. Музееведение. М., 2005.
Равикович Д.А. Формирование государственной музейной сети (1917 - 1-я половина 60-х гг.). М., 1988.
Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т.1-2.
Турьинская Х.М. Музейное дело в России в 1907-1936 годы. М., 2001
Фролов А.И. Основатели российских музеев. М., 1991
Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., 1991.
Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2003.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.
Слайд 41. Изменение содержания музейного дела после Октябрьской революции 1917 г.
Уже
после Февральской революции 1917 года ценности царских дворцов и музеев
были объявлены национальной собственностью, образованы художественно-исторические комиссии для их приёма и охраны.
Слайд 5Основные принципы музейного дела нового государства
в основе жизни государственных музеев
лежит принцип их неприкосновенности;
среди музеев Эрмитаж занимает исключительное место центральной
русской сокровищницы мирового значения;
всякое мероприятие, до отчуждения музейных сокровищ относящееся, хотя бы и вызванное вескими политическими соображениями, но предвосхищающее волю Учредительного собрания, является неправомерным
Слайд 6В.И. Ленин о музеях
«Открыть и сделать доступными для трудящихся все
сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся
до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров».
Слайд 7А.В. Луначарский
«Считать музей неприкосновенной Сокровищницей – значит уделять слишком мало
внимания живой жизни, но если мы станем подходить к нему
без чувства преклонения, то мы подсечем корни человеческой культуры, ибо Мнемозина, богиня памяти, была матерью муз, а музей – грандиозная памятная книга человечества»
Слайд 82. Постановления партии и правительства в первые годы Советской власти,
касающиеся музеев и сохранения культурных ценностей страны
В дни восстания в
октябре 1917 г. пострадали многие культурные и художественные ценности российской столицы.
Вскрывшиеся факты кражи ценных в художественном и историческом отношении предметов вызвали немедленные меры со стороны петроградских революционных властей: 10 ноября было подготовлено обращение о розыске похищенного в Зимнем дворце, опубликованное в газетах «Правда» и «Солдатская правда». Часть украденного была обнаружена в антикварных лавках, ломбардах, на рынках.
Слайд 930 октября (12 ноября) 1917 г., чтобы избежать дальнейших разорений,
А.В. Луначарский подписал распоряжение об объявлении Зимнего дворца государственным музеем,
а дальнейшую заботу о его сохранности возложил на художественно-историческую комиссию и комиссара по охране художественных ценностей Б.Д. Мандельбаума
Слайд 10III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. принял постановление
о развитии музейного дела в стране.
В соответствии с ленинской
концепцией культурной революции в постановлении подчёркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания».
Слайд 11Декрет СНК о запрещении вывоза за границу предметов искусства и
старины
от 19 сентября 1918 г.
В целях прекращения вывоза за границу
предметов особого художественного и исторического значения, угрожающего утратою культурных сокровищ народа, Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Воспретить вывоз из всех мест Республики и продажу за границу кем бы то ни было предметов искусства и старины без разрешений, выдаваемых Коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины в Петрограде и Москве при Народном Комиссариате Просвещения или органами, Коллегией на то уполномоченными. Комиссариат по Внешней Торговле может давать разрешение на вывоз за границу памятников старины и художественных произведений только после предварительного заключения и разрешения Народного Комиссариата Просвещения.
…
3. Виновные в неисполнении сего декрета подвергаются ответственности по всей строгости революционных законов, вплоть до конфискации всего их имущества и тюремного заключения.
Слайд 12Декреты СНК:
«О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства
и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений»
(от 10 октября 1918 г.)
«Об охране научных ценностей» (от 5 декабря 1918 г.)
«Об объединении деятельности художественных и культурно-исторических музеев» (от 17 июля 1919 г.)
Слайд 133. Национализация музеев и коллекций
Ряд декретов и постановлений советского правительства,
принятых в 1918-20 гг., касался конкретных памятников искусства, коллекций, музеев.
Первым национализированным музеем стала Третьяковская галерея.
Слайд 14Декрет СНК о национализации Третьяковской галереи от 3 июня 1918
г.
Принимая во внимание, что московская городская художественная галерея имени П.
и С. М. Третьяковых является по своему культурному и художественному значению учреждением, выполняющим общегосударственные просветительные функции, и что интересы рабочего класса требуют, чтобы Третьяковская галерея вошла в сеть общегосударственных музеев, направляемых в своей деятельности Народным комиссариатом по просвещению, Совет Народных Комиссаров постановил:
1) Московскую городскую художественную галерею имени П. и С. М. Третьяковых объявить государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики и передать в ведение Народного комиссариата по просвещению на общем основании с прочими государственными музеями.
Слайд 15Декреты о национализации музеев
Декрет СНК от 5 ноября 1918 о
национализации художественной галереи С.И. Щукина
Декрет СНК от 6 апреля 1920
г. о национализации Дома Льва Толстого в Москве
Декрет СНК от 17 сентября 1920 г. об объявлении музея имени Чернышевского в Саратове национальным достоянием
Декрет ВЦИК от 13 июня 1921 г. о национализации усадьбы «Ясная Поляна»
Слайд 16Помещичьи усадьбы
Из общей массы национализированных помещичьих имений были выделены и
взяты на учет музейных органов как представляющие особую художественную ценность
520 дворянских усадеб.
Слайд 174. Всероссийская музейная конференция 1919 г.
Проходила в Петрограде 11-17 февраля
1919 г.
Цель – выработать программу дальнейшего развития музейного дела в
новых исторических условиях и объединить усилия научной и художественной интеллигенции на реализацию этой программы.
Слайд 18О роли музеев
Первая точка зрения:
Музеи – это центры академической
науки. Культурно-просветительная деятельность не должна входить в круг обязанностей музейных
специалистов.
Слайд 19О роли музеев
Вторая точка зрения:
Старое искусство отжило свой век,
и на смену ему в музеях должно прийти новое искусство.
Художники,
а не музейные работники должны определять политику комплектования фондов; на художников следует возложить задачи построения экспозиций и эстетического воспитания масс.
Н.Н. Пунин
(1888-1953)
Слайд 20О роли музеев
Третья точка зрения:
Музейные собрания – это достояние
всего народа, а не отдельной группы специалистов.
Музею следует не
замыкаться в своих стенах, а распространять свое влияние среди широких народных масс.
Поэтому главной задачей музеев должно стать построение общедоступных экспозиций, впечатление от которых будет «простым, ясным, стройным и свежим».
И.Э. Грабарь
(1871-1960)
Слайд 21Точки зрения руководства страны и музейных специалистов на роль и
значение музея в жизни общества совпадали в своих основополагающих моментах.
Музеи
рассматривались как хранилища национальной культуры, опорные пункты науки, которые необходимо беречь и сделать доступными народным массам в просветительных и образовательных целях.
Слайд 225. Новые профильные подгруппы музеев
Перед музеями ставили задачи, которые безотлагательно
требовалось решить новой власти:
1. Музеи становились идеологическими, научно-просветительными учреждениями.
2.
Создание источниковой базы науки и организация самостоятельных исследований в области краеведческой работы.
3. Изучение истории Октябрьской революции и гражданской войны и создание музеев соответствующего профиля.
4. Разработка и внедрение новых подходов в теории музейного строительства и создание музейных экспозиций.
Слайд 23Новые музеи
В 1918-1920 гг. на территории Российской Федерации было вновь
создано 426 музеев, в том числе 22 музея в Петрограде
и 38 музеев в Москве.
Основу многих из них составили национализированные и конфискованные художественные ценности.
В музеи ансамблевого типа превратились дворцы, особняки, усадьбы и монастыри, представляющие историко-архитектурную и мемориальную значимость.
Слайд 24Судьба крупных частных коллекций
Собрание С. И. Щукина –1-й Музей новой
западной живописи
Собрание И. А. Морозова –2-й музей новой западной живописи)
Собрание
А. В. Морозова – Музей фарфора
Собрание И. С. Остроухова – Музей живописи и иконописи
Собрание М.В. Тенишевой – Историко-этнографический музей в Смоленске
Слайд 259 октября 1918 г. был основан первый Музей революции в
Петрограде
Слайд 26В 1924 г. в Москве открылся Музей революции СССР
Сейчас –
Государственный центральный музей современной истории России
Слайд 27Музей Красной армии в Москве (1919)
Слайд 28Ликвидация музеев
Полковые музеи (их фонды были переданы в крупные музеи
военного профиля, но небольшую часть музейных реликвий соединения Белой армии
смогли вывезти за границу)
Церковно-археологические музеи (их коллекции вошли в состав исторических, художественных и краеведческих музеев в качестве «церковных» отделов)
Слайд 29Особенности музейной сети советской России
Была в значительной степени преодолена ведомственная
разобщенность музеев: 416 музеев из 457 теперь находились в ведении
Наркомпроса.
К 1917 г. научные музеи составляли свыше 28 % всей сети, а научно-просветительные около 46 %. В 1920 г. эта пропорция составляла соответственно 6 % и 86 %.
В еще большей степени стала ощущаться неравномерность территориального размещения музеев.
Уточнялся профиль каждого музея и к крупным музеям в качестве филиалов присоединялись небольшие музеи того же профиля. В ходе этой реорганизации прекратил свое существование один из первых публичных музеев России – Румянцевский музей.
Слайд 306. Перестройка управления музейным делом
Идея централизованного управления музеями была впервые
реализована после Октябрьской революции – в Наркомпросе 28 мая 1918
г. был создан отдел по делам музеев и охране памятников.
Местные органы управления музейным делом формировались тогда же при отделах народного образования (ОНО) местных Советов.
Параллельно существовало музейное подразделение в научном отделе, ведавшее естественно-научными музеями и техническими музеями.
Слайд 31Отдел по делам музеев и охране памятников
Разработка программы музейного строительства
Управление
развитием музейной сети
Создание и контроль за исполнением музейного законодательства
Организация музеев
и выставок
Формирование и учет Государственного музейного фонда
Проведение экскурсий, реставрация памятников…
Слайд 32Главмузей
С 12 ноября 1920 г. после создания при Народном Комиссариате
просвещения Главполитпросвета начался жестокий контроль этого органа за работой музейного
отдела.
Последний после реорганизации Наркомпроса в феврале1921 г. преобразовался в Главмузей (Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы) в составе Академического центра.
Первым руководителем Главмузея была Н.И. Седова-Троцкая.
Слайд 33Категории музеев по значению
центральные (сфера деятельности не была ограничена территориально)
областные
(функционировали в пределах губернии или области)
местные (в их задачу входило
собирание и демонстрация материалов узкоместного значения)
Слайд 34Профили музеев
историко-культурный
историко-бытовой
историко-революционный
военно-исторический
историко-археологический
историко-этнографический
сельскохозяйственный
политехнический
комплексный (краеведческий)
мемориальный
Слайд 35Центральное бюро краеведения
Большая группа музеев, которая существовала в данный период
имела местное значение и подчинялась Центральному бюро краеведения, образованному в
1922 г.
В результате создания новых и реорганизации старых в стране возникла широкая сеть краеведческих музеев (только на территории РСФСР в конце 1927 г. их количество приблизилось к 300).