Разделы презентаций


Преобразования в музейном деле в 1917-1923 гг

Содержание

Вопросы1. Изменение содержания музейного дела после Октябрьской революции 1917 г.2. Постановления партии и правительства в первые годы Советской власти, касающиеся музеев и сохранения культурных ценностей страны3. Национализация музеев и коллекций4. Всероссийская

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Преобразования в музейном деле в 1917-1923 гг.

Преобразования  в музейном деле в 1917-1923 гг.

Слайд 2Вопросы
1. Изменение содержания музейного дела после Октябрьской революции 1917 г.
2.

Постановления партии и правительства в первые годы Советской власти, касающиеся

музеев и сохранения культурных ценностей страны
3. Национализация музеев и коллекций
4. Всероссийская музейная конференция 1919 г.
5. Новые профильные подгруппы музеев
6. Перестройка управления музейным делом

Вопросы1. Изменение содержания музейного дела после Октябрьской революции 1917 г.2. Постановления партии и правительства в первые годы

Слайд 3Литература
Гарданов В.К. Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые

годы Советской власти (1917-1920) // История музейного дела в СССР.

Вып.1. М., 1957.
Закс А.Б. Первая Всероссийская музейная конференция // Музейное дело в СССР. Вып. 14. М., 1979.
Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России. М., 2010.
Криворученко В.К. Музеи политической истории: проблемы прошлые и современные. М., 2002.
Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917 - 1941 гг. // Музей и власть. Ч. 1. М. 1991.
Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков / сост. Э. Шулепова, М. Каулен, А. Сундиева, О. Черкаева, И. Чувилова, М. Юхневич. М., 2010.
Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.
Поправко Е.А. Музееведение. М., 2005.
Равикович Д.А. Формирование государственной музейной сети (1917 - 1-я половина 60-х гг.). М., 1988.
Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т.1-2.
Турьинская Х.М. Музейное дело в России в 1907-1936 годы. М., 2001
Фролов А.И. Основатели российских музеев. М., 1991
Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., 1991.
Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2003.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.
ЛитератураГарданов В.К. Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые годы Советской власти (1917-1920) // История музейного

Слайд 41. Изменение содержания музейного дела после Октябрьской революции 1917 г.
Уже

после Февральской революции 1917 года ценности царских дворцов и музеев

были объявлены национальной собственностью, образованы художественно-исторические комиссии для их приёма и охраны.
1. Изменение содержания музейного дела после Октябрьской революции 1917 г.Уже после Февральской революции 1917 года ценности царских

Слайд 5Основные принципы музейного дела нового государства
в основе жизни государственных музеев

лежит принцип их неприкосновенности;
среди музеев Эрмитаж занимает исключительное место центральной

русской сокровищницы мирового значения;
всякое мероприятие, до отчуждения музейных сокровищ относящееся, хотя бы и вызванное вескими политическими соображениями, но предвосхищающее волю Учредительного собрания, является неправомерным
Основные принципы музейного дела нового государствав основе жизни государственных музеев лежит принцип их неприкосновенности;среди музеев Эрмитаж занимает

Слайд 6В.И. Ленин о музеях
«Открыть и сделать доступными для трудящихся все

сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся

до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров».

В.И. Ленин о музеях«Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их

Слайд 7А.В. Луначарский
«Считать музей неприкосновенной Сокровищницей – значит уделять слишком мало

внимания живой жизни, но если мы станем подходить к нему

без чувства преклонения, то мы подсечем корни человеческой культуры, ибо Мнемозина, богиня памяти, была матерью муз, а музей – грандиозная памятная книга человечества»
А.В. Луначарский«Считать музей неприкосновенной Сокровищницей – значит уделять слишком мало внимания живой жизни, но если мы станем

Слайд 82. Постановления партии и правительства в первые годы Советской власти,

касающиеся музеев и сохранения культурных ценностей страны
В дни восстания в

октябре 1917 г. пострадали многие культурные и художественные ценности российской столицы.
Вскрывшиеся факты кражи ценных в художественном и историческом отношении предметов вызвали немедленные меры со стороны петроградских революционных властей: 10 ноября было подготовлено обращение о розыске похищенного в Зимнем дворце, опубликованное в газетах «Правда» и «Солдатская правда». Часть украденного была обнаружена в антикварных лавках, ломбардах, на рынках.
2. Постановления партии и правительства в первые годы Советской власти, касающиеся музеев и сохранения культурных ценностей страныВ

Слайд 930 октября (12 ноября) 1917 г., чтобы избежать дальнейших разорений,

А.В. Луначарский подписал распоряжение об объявлении Зимнего дворца государственным музеем,

а дальнейшую заботу о его сохранности возложил на художественно-историческую комиссию и комиссара по охране художественных ценностей Б.Д. Мандельбаума
30 октября (12 ноября) 1917 г., чтобы избежать дальнейших разорений, А.В. Луначарский подписал распоряжение об объявлении Зимнего

Слайд 10III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. принял постановление

о развитии музейного дела в стране.
В соответствии с ленинской

концепцией культурной революции в постановлении подчёркивались значение сохранения культурного наследия, необходимость превратить культурные ценности «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания».
III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. принял постановление о развитии музейного дела в стране. В

Слайд 11Декрет СНК о запрещении вывоза за границу предметов искусства и

старины от 19 сентября 1918 г.
В целях прекращения вывоза за границу

предметов особого художественного и исторического значения, угрожающего утратою культурных сокровищ народа, Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Воспретить вывоз из всех мест Республики и продажу за границу кем бы то ни было предметов искусства и старины без разрешений, выдаваемых Коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины в Петрограде и Москве при Народном Комиссариате Просвещения или органами, Коллегией на то уполномоченными. Комиссариат по Внешней Торговле может давать разрешение на вывоз за границу памятников старины и художественных произведений только после предварительного заключения и разрешения Народного Комиссариата Просвещения.

3. Виновные в неисполнении сего декрета подвергаются ответственности по всей строгости революционных законов, вплоть до конфискации всего их имущества и тюремного заключения.

Декрет СНК о запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины от 19 сентября 1918 г.В целях

Слайд 12Декреты СНК:
«О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства

и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений»

(от 10 октября 1918 г.)
«Об охране научных ценностей» (от 5 декабря 1918 г.)
«Об объединении деятельности художественных и культурно-исторических музеев» (от 17 июля 1919 г.)
Декреты СНК:«О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц,

Слайд 133. Национализация музеев и коллекций
Ряд декретов и постановлений советского правительства,

принятых в 1918-20 гг., касался конкретных памятников искусства, коллекций, музеев.


Первым национализированным музеем стала Третьяковская галерея.
3. Национализация музеев и коллекцийРяд декретов и постановлений советского правительства, принятых в 1918-20 гг., касался конкретных памятников

Слайд 14Декрет СНК о национализации Третьяковской галереи от 3 июня 1918

г.
Принимая во внимание, что московская городская художественная галерея имени П.

и С. М. Третьяковых является по своему культурному и художественному значению учреждением, выполняющим общегосударственные просветительные функции, и что интересы рабочего класса требуют, чтобы Третьяковская галерея вошла в сеть общегосударственных музеев, направляемых в своей деятельности Народным комиссариатом по просвещению, Совет Народных Комиссаров постановил:  1) Московскую городскую художественную галерею имени П. и С. М. Третьяковых объявить государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики и передать в ведение Народного комиссариата по просвещению на общем основании с прочими государственными музеями.
Декрет СНК о национализации Третьяковской галереи от 3 июня 1918 г.Принимая во внимание, что московская городская художественная

Слайд 15Декреты о национализации музеев
Декрет СНК от 5 ноября 1918 о

национализации художественной галереи С.И. Щукина
Декрет СНК от 6 апреля 1920

г. о национализации Дома Льва Толстого в Москве
Декрет СНК от 17 сентября 1920 г. об объявлении музея имени Чернышевского в Саратове национальным достоянием
Декрет ВЦИК от 13 июня 1921 г. о национализации усадьбы «Ясная Поляна»
Декреты о национализации музеевДекрет СНК от 5 ноября 1918 о национализации художественной галереи С.И. ЩукинаДекрет СНК от

Слайд 16Помещичьи усадьбы
Из общей массы национализированных помещичьих имений были выделены и

взяты на учет музейных органов как представляющие особую художественную ценность

520 дворянских усадеб.
Помещичьи усадьбыИз общей массы национализированных помещичьих имений были выделены и взяты на учет музейных органов как представляющие

Слайд 174. Всероссийская музейная конференция 1919 г.
Проходила в Петрограде 11-17 февраля

1919 г.
Цель – выработать программу дальнейшего развития музейного дела в

новых исторических условиях и объединить усилия научной и художественной интеллигенции на реализацию этой программы.
4. Всероссийская музейная конференция 1919 г.Проходила в Петрограде 11-17 февраля 1919 г.Цель – выработать программу дальнейшего развития

Слайд 18О роли музеев
Первая точка зрения:
Музеи – это центры академической

науки. Культурно-просветительная деятельность не должна входить в круг обязанностей музейных

специалистов.
О роли музеевПервая точка зрения: Музеи – это центры академической науки. Культурно-просветительная деятельность не должна входить в

Слайд 19О роли музеев
Вторая точка зрения:
Старое искусство отжило свой век,

и на смену ему в музеях должно прийти новое искусство.
Художники,

а не музейные работники должны определять политику комплектования фондов; на художников следует возложить задачи построения экспозиций и эстетического воспитания масс.

Н.Н. Пунин
(1888-1953)

О роли музеевВторая точка зрения: Старое искусство отжило свой век, и на смену ему в музеях должно

Слайд 20О роли музеев
Третья точка зрения:
Музейные собрания – это достояние

всего народа, а не отдельной группы специалистов.
Музею следует не

замыкаться в своих стенах, а распространять свое влияние среди широких народных масс.
Поэтому главной задачей музеев должно стать построение общедоступных экспозиций, впечатление от которых будет «простым, ясным, стройным и свежим».

И.Э. Грабарь
(1871-1960)

О роли музеевТретья точка зрения: Музейные собрания – это достояние всего народа, а не отдельной группы специалистов.

Слайд 21Точки зрения руководства страны и музейных специалистов на роль и

значение музея в жизни общества совпадали в своих основополагающих моментах.
Музеи

рассматривались как хранилища национальной культуры, опорные пункты науки, которые необходимо беречь и сделать доступными народным массам в просветительных и образовательных целях.
Точки зрения руководства страны и музейных специалистов на роль и значение музея в жизни общества совпадали в

Слайд 225. Новые профильные подгруппы музеев
Перед музеями ставили задачи, которые безотлагательно

требовалось решить новой власти:
1. Музеи становились идеологическими, научно-просветительными учреждениями.
2.

Создание источниковой базы науки и организация самостоятельных исследований в области краеведческой работы.
3. Изучение истории Октябрьской революции и гражданской войны и создание музеев соответствующего профиля.
4. Разработка и внедрение новых подходов в теории музейного строительства и создание музейных экспозиций.
5. Новые профильные подгруппы музеевПеред музеями ставили задачи, которые безотлагательно требовалось решить новой власти: 1. Музеи становились

Слайд 23Новые музеи
В 1918-1920 гг. на территории Российской Федерации было вновь

создано 426 музеев, в том числе 22 музея в Петрограде

и 38 музеев в Москве.
Основу многих из них составили национализированные и конфискованные художественные ценности.
В музеи ансамблевого типа превратились дворцы, особняки, усадьбы и монастыри, представляющие историко-архитектурную и мемориальную значимость.
Новые музеиВ 1918-1920 гг. на территории Российской Федерации было вновь создано 426 музеев, в том числе 22

Слайд 24Судьба крупных частных коллекций
Собрание С. И. Щукина –1-й Музей новой

западной живописи
Собрание И. А. Морозова –2-й музей новой западной живописи)
Собрание

А. В. Морозова – Музей фарфора
Собрание И. С. Остроухова – Музей живописи и иконописи
Собрание М.В. Тенишевой – Историко-этнографический музей в Смоленске
Судьба крупных частных коллекцийСобрание С. И. Щукина –1-й Музей новой западной живописиСобрание И. А. Морозова –2-й музей

Слайд 259 октября 1918 г. был основан первый Музей революции в

Петрограде

9 октября 1918 г. был основан первый Музей революции в Петрограде

Слайд 26В 1924 г. в Москве открылся Музей революции СССР
Сейчас –

Государственный центральный музей современной истории России

В 1924 г. в Москве открылся Музей революции СССРСейчас – Государственный центральный музей современной истории России

Слайд 27Музей Красной армии в Москве (1919)

Музей Красной армии в Москве (1919)

Слайд 28Ликвидация музеев
Полковые музеи (их фонды были переданы в крупные музеи

военного профиля, но небольшую часть музейных реликвий соединения Белой армии

смогли вывезти за границу)
Церковно-археологические музеи (их коллекции вошли в состав исторических, художественных и краеведческих музеев в качестве «церковных» отделов)

Ликвидация музеевПолковые музеи (их фонды были переданы в крупные музеи военного профиля, но небольшую часть музейных реликвий

Слайд 29Особенности музейной сети советской России
Была в значительной степени преодолена ведомственная

разобщенность музеев: 416 музеев из 457 теперь находились в ведении

Наркомпроса.
К 1917 г. научные музеи составляли свыше 28 % всей сети, а научно-просветительные около 46 %. В 1920 г. эта пропорция составляла соответственно 6 % и 86 %.
В еще большей степени стала ощущаться неравномерность территориального размещения музеев.
Уточнялся профиль каждого музея и к крупным музеям в качестве филиалов присоединялись небольшие музеи того же профиля. В ходе этой реорганизации прекратил свое существование один из первых публичных музеев России – Румянцевский музей.
Особенности музейной сети советской РоссииБыла в значительной степени преодолена ведомственная разобщенность музеев: 416 музеев из 457 теперь

Слайд 306. Перестройка управления музейным делом
Идея централизованного управления музеями была впервые

реализована после Октябрьской революции – в Наркомпросе 28 мая 1918

г. был создан отдел по делам музеев и охране памятников.
Местные органы управления музейным делом формировались тогда же при отделах народного образования (ОНО) местных Советов.
Параллельно существовало музейное подразделение в научном отделе, ведавшее естественно-научными музеями и техническими музеями.
6. Перестройка управления музейным деломИдея централизованного управления музеями была впервые реализована после Октябрьской революции – в Наркомпросе

Слайд 31Отдел по делам музеев и охране памятников
Разработка программы музейного строительства
Управление

развитием музейной сети
Создание и контроль за исполнением музейного законодательства
Организация музеев

и выставок
Формирование и учет Государственного музейного фонда
Проведение экскурсий, реставрация памятников…
Отдел по делам музеев и охране памятниковРазработка программы музейного строительстваУправление развитием музейной сетиСоздание и контроль за исполнением

Слайд 32Главмузей
С 12 ноября 1920 г. после создания при Народном Комиссариате

просвещения Главполитпросвета начался жестокий контроль этого органа за работой музейного

отдела.
Последний после реорганизации Наркомпроса в феврале1921 г. преобразовался в Главмузей (Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы) в составе Академического центра.
Первым руководителем Главмузея была Н.И. Седова-Троцкая. 
ГлавмузейС 12 ноября 1920 г. после создания при Народном Комиссариате просвещения Главполитпросвета начался жестокий контроль этого органа

Слайд 33Категории музеев по значению
центральные (сфера деятельности не была ограничена территориально)
областные

(функционировали в пределах губернии или области)
местные (в их задачу входило

собирание и демонстрация материалов узкоместного значения)
Категории музеев по значениюцентральные (сфера деятельности не была ограничена территориально)областные (функционировали в пределах губернии или области)местные (в

Слайд 34Профили музеев
историко-культурный
историко-бытовой
историко-революционный
военно-исторический
историко-археологический
историко-этнографический
сельскохозяйственный
политехнический
комплексный (краеведческий)
мемориальный

Профили музеевисторико-культурныйисторико-бытовой историко-революционныйвоенно-историческийисторико-археологическийисторико-этнографическийсельскохозяйственныйполитехническийкомплексный (краеведческий)мемориальный

Слайд 35Центральное бюро краеведения
Большая группа музеев, которая существовала в данный период

имела местное значение и подчинялась Центральному бюро краеведения, образованному в

1922 г.
В результате создания новых и реорганизации старых в стране возникла широкая сеть краеведческих музеев (только на территории РСФСР в конце 1927 г. их количество приблизилось к 300).
Центральное бюро краеведенияБольшая группа музеев, которая существовала в данный период имела местное значение и подчинялась Центральному бюро

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика