Разделы презентаций


Преподавание предмета Русский родной язык на основе

Содержание

Что такое язык?Язык – душа народа. Абай, казахский поэт-просветительЯзык – история духовной жизни народа. К.Д. УшинскийЯзык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной…

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Преподавание предмета «Русский родной язык» на основе лингвоконцептоцентрического подхода
Е.Р. БЛИНОВА,

первый проректор,
проректор по научной и инновационной работе
АОУ ДПО

УР «Институт развития образования», к.п.н
Преподавание предмета  «Русский родной язык» на основе лингвоконцептоцентрического подходаЕ.Р. БЛИНОВА, первый проректор, проректор по научной и

Слайд 2Что такое язык?
Язык – душа народа. Абай, казахский поэт-просветитель

Язык –

история духовной жизни народа. К.Д. Ушинский

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной… П.А. Вяземский

Язык – дом духа и пространство мысли. Ю.С. Степанов, лингвист, семиотик, академик РАН

Что такое язык?Язык – душа народа. Абай, казахский поэт-просветительЯзык – история духовной жизни народа. К.Д. УшинскийЯзык есть

Слайд 3Сверхзадача обучения языку через освоение лингвокультурных концептов
Формирование представлений о русском

национальном характере, картине мира русского человека, системе нравственных ценностей, запечатленных

в СЛОВЕ
Кто он – русский человек?
Формирование гражданской и национальной идентичности обучающихся
Кто я?
Каков я?
Почему именно таков?
Формирование через слово духовно-нравственной личности
Каким хочу и могу стать?

Сверхзадача обучения языку через освоение лингвокультурных концептовФормирование представлений о русском национальном характере, картине мира русского человека, системе

Слайд 4Н.Л. Мишатина, доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в

филологии РГПУ им. А.И. Герцена Лингвоконцептоцентрический подход к преподаванию и изучению

русского языка

Это изучение культурных концептов, запечатленных в языке
Что это дает?
Формирование индивидуально-ценностной картины мира растущей личности
Целенаправленное, системное влияние на отражение ее ценностных предпочтений в речи
Воспитание языковой личности, неотъемлемым свойством которой является любовь к родному языку.

Н.Л. Мишатина, доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена  Лингвоконцептоцентрический

Слайд 5Каким предстает концепт в художественной модели писателя?
Что знает о концепте

сам язык?
Что знаю о концепте лично я?
Технологическая схема освоения концептов

русской культуры

Ассоциативно-интуитивный этап
(личностная установка на изучение лингвоконцепта)
Метод активизации ассоциативных связей

Этап словарного воплощения концепта
(реализация диалога «человек-словарь» в пространстве культуры)
Метод учебного концептуального анализа слова

Этап текстовой / художественной коммуникации
(реализация диалога с текстовым / художественным концептом в пространстве культуры)
Метод учебного концептуального анализа текста

Этап индивидуального речевого смыслотворчества
(реализация диалога с концептом русской культуры и с самим собой)
Диалогический метод

Каким предстает концепт в моей картине мира?

Каким предстает концепт в художественной модели писателя?Что знает о концепте сам язык?Что знаю о концепте лично я?Технологическая

Слайд 6Типология лингвокультурологических задач
Лексико-семантические – изучение слова на уровне словаря

Цель – создание словарного портрета концепта

Структурно-семантические – изучение слова на

уровне словосочетания и микротекста
Цель – создание контекстуально-метафорического портрета концепта

Текстовые – изучение слова на уровне текста и диалога культур
Цель – создание словесного портрета концепта
Типология лингвокультурологических задачЛексико-семантические – изучение слова на уровне словаря  Цель – создание словарного портрета концептаСтруктурно-семантические –

Слайд 7Примеры лингвокультурологических задач
Лексико-семантические:
1. Восстановите при помощи стрелочек внутреннюю форму слова:





2.

На основе внутренней формы слова назовите прилагательные, отражающие этические представления

русского народа о поведении «красной девицы»:
Та, что сидит «у кромы», то есть у края, не претендуя на центральное место;
Та, что предпочитает находиться «за стенкой» терема.

Примеры лингвокультурологических задачЛексико-семантические:1. Восстановите при помощи стрелочек внутреннюю форму слова:2. На основе внутренней формы слова назовите прилагательные,

Слайд 8Примеры лингвокультурологических задач
Структурно-семантические
1. Найдите «четвертое лишнее»:
1) безотчетный

страх;
2) безотчетный стыд;
3) безотчетная

радость;
4) безотчетная тревога.
2. Напишите, какая бывает обида:
1) на вкус; 2) на цвет.
3. Выпишите из перечня глаголы, называющие действия обиды.
(Жжет, наваливается, накапливается и др.)

Примеры лингвокультурологических задачСтруктурно-семантические1. Найдите «четвертое лишнее»:   1) безотчетный страх;   2) безотчетный стыд;

Слайд 9Примеры лингвокультурологических задач
Текстовые 1 типа – диалог с текстом
На основе

стихотворения В. Высоцкого
составьте современный кодекс чести:
Я не люблю холодного

цинизма.
В восторженность не верю, и еще –
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю уверенности сытой, -
Уж лучше пусть откажут тормоза,
Досадно мне, что слово честь забыто
И что в чести наветы за глаза…

Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в нее плюют.
Примеры лингвокультурологических задачТекстовые 1 типа – диалог с текстомНа основе стихотворения В. Высоцкого составьте современный кодекс чести:Я

Слайд 10Примеры лингвокультурологических задач
Текстовая задача 2 типа – создание собственного текста

Стыд
Жгучий,

горячий
Обжигает, мучит, томит
Он не дает оскотиниться
Совесть
(8 класс)

Стыд
Бледный, тощий
Удалили,

вырезали, похоронили
Вместо стыда – пустота в душе
Бесстыдство
(10 класс)
Примеры лингвокультурологических задачТекстовая задача 2 типа – создание собственного текстаСтыдЖгучий, горячийОбжигает, мучит, томитОн не дает оскотинитьсяСовесть (8

Слайд 11Проект программы предмета «Русский родной язык» для начальной школы на

основе лингвоконцептологии
Содержательные линии,
раскрывающие концептосферу русского народа
Жизнь языка (язык как

ценность, история языка, этимология, развитие языка, культура речи)
Истоки (происхождение, родственные и иные отношения с людьми, миром)
«Космос» русского человека (картина мира, мировоззрение, верования русского человека)
Времена года в языке и культуре народа
Родная природа в языке и культуре народа
Занятия человека (труд, отдых, быт)
Душа народа (нравственные ценности русского человека)
Проект программы предмета «Русский родной язык»  для начальной школы на основе лингвоконцептологииСодержательные линии, раскрывающие концептосферу русского

Слайд 12Примерное содержание программы 1 класс (фрагмент)

Примерное содержание программы 1 класс (фрагмент)

Слайд 13Примерное содержание программы 1 класс (фрагмент)

Примерное содержание программы 1 класс (фрагмент)

Слайд 14Примерное содержание программы 2 класс (фрагмент)

Примерное содержание программы 2 класс (фрагмент)

Слайд 15Примерное содержание программы 2 класс (фрагмент)

Примерное содержание программы 2 класс (фрагмент)

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика