Слайд 1Преподавание предмета
«Русский родной язык» на основе лингвоконцептоцентрического подхода
Е.Р. БЛИНОВА,
первый проректор,
проректор по научной и инновационной работе
АОУ ДПО
УР «Институт развития образования», к.п.н
Слайд 2Что такое язык?
Язык – душа народа. Абай, казахский поэт-просветитель
Язык –
история духовной жизни народа. К.Д. Ушинский
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной… П.А. Вяземский
Язык – дом духа и пространство мысли. Ю.С. Степанов, лингвист, семиотик, академик РАН
Слайд 3Сверхзадача обучения языку через освоение лингвокультурных концептов
Формирование представлений о русском
национальном характере, картине мира русского человека, системе нравственных ценностей, запечатленных
в СЛОВЕ
Кто он – русский человек?
Формирование гражданской и национальной идентичности обучающихся
Кто я?
Каков я?
Почему именно таков?
Формирование через слово духовно-нравственной личности
Каким хочу и могу стать?
Слайд 4Н.Л. Мишатина, доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в
филологии РГПУ им. А.И. Герцена
Лингвоконцептоцентрический подход к преподаванию и изучению
русского языка
Это изучение культурных концептов, запечатленных в языке
Что это дает?
Формирование индивидуально-ценностной картины мира растущей личности
Целенаправленное, системное влияние на отражение ее ценностных предпочтений в речи
Воспитание языковой личности, неотъемлемым свойством которой является любовь к родному языку.
Слайд 5Каким предстает концепт в художественной модели писателя?
Что знает о концепте
сам язык?
Что знаю о концепте лично я?
Технологическая схема
освоения концептов
русской культуры
Ассоциативно-интуитивный этап
(личностная установка на изучение лингвоконцепта)
Метод активизации ассоциативных связей
Этап словарного воплощения концепта
(реализация диалога «человек-словарь» в пространстве культуры)
Метод учебного концептуального анализа слова
Этап текстовой / художественной коммуникации
(реализация диалога с текстовым / художественным концептом в пространстве культуры)
Метод учебного концептуального анализа текста
Этап индивидуального речевого смыслотворчества
(реализация диалога с концептом русской культуры и с самим собой)
Диалогический метод
Каким предстает концепт в моей картине мира?
Слайд 6Типология лингвокультурологических задач
Лексико-семантические – изучение слова на уровне словаря
Цель – создание словарного портрета концепта
Структурно-семантические – изучение слова на
уровне словосочетания и микротекста
Цель – создание контекстуально-метафорического портрета концепта
Текстовые – изучение слова на уровне текста и диалога культур
Цель – создание словесного портрета концепта
Слайд 7Примеры лингвокультурологических задач
Лексико-семантические:
1. Восстановите при помощи стрелочек внутреннюю форму слова:
2.
На основе внутренней формы слова назовите прилагательные, отражающие этические представления
русского народа о поведении «красной девицы»:
Та, что сидит «у кромы», то есть у края, не претендуя на центральное место;
Та, что предпочитает находиться «за стенкой» терема.
Слайд 8Примеры лингвокультурологических задач
Структурно-семантические
1. Найдите «четвертое лишнее»:
1) безотчетный
страх;
2) безотчетный стыд;
3) безотчетная
радость;
4) безотчетная тревога.
2. Напишите, какая бывает обида:
1) на вкус; 2) на цвет.
3. Выпишите из перечня глаголы, называющие действия обиды.
(Жжет, наваливается, накапливается и др.)
Слайд 9Примеры лингвокультурологических задач
Текстовые 1 типа – диалог с текстом
На основе
стихотворения В. Высоцкого
составьте современный кодекс чести:
Я не люблю холодного
цинизма.
В восторженность не верю, и еще –
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю уверенности сытой, -
Уж лучше пусть откажут тормоза,
Досадно мне, что слово честь забыто
И что в чести наветы за глаза…
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в нее плюют.
Слайд 10Примеры лингвокультурологических задач
Текстовая задача 2 типа – создание собственного текста
Стыд
Жгучий,
горячий
Обжигает, мучит, томит
Он не дает оскотиниться
Совесть
(8 класс)
Стыд
Бледный, тощий
Удалили,
вырезали, похоронили
Вместо стыда – пустота в душе
Бесстыдство
(10 класс)
Слайд 11Проект программы предмета «Русский родной язык»
для начальной школы на
основе лингвоконцептологии
Содержательные линии,
раскрывающие концептосферу русского народа
Жизнь языка (язык как
ценность, история языка, этимология, развитие языка, культура речи)
Истоки (происхождение, родственные и иные отношения с людьми, миром)
«Космос» русского человека (картина мира, мировоззрение, верования русского человека)
Времена года в языке и культуре народа
Родная природа в языке и культуре народа
Занятия человека (труд, отдых, быт)
Душа народа (нравственные ценности русского человека)
Слайд 12Примерное содержание программы
1 класс (фрагмент)
Слайд 13Примерное содержание программы
1 класс (фрагмент)
Слайд 14Примерное содержание программы
2 класс (фрагмент)
Слайд 15Примерное содержание программы
2 класс (фрагмент)