Слайд 1Преподаватель вуза -эффективный менеджер
Доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
Кривотулова Е.В.
Слайд 2Педагогическая деятельность как организационно-управленческая
К. пед. н., доцент каф. педагогики и
педагогической психологии ВГУ
КРИВОТУЛОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Слайд 3Преподаватель?
Это человек, осуществляющий деятельность по обучению, профессиональному воспитанию, развитию потенциала
студентов, ведущий активную научно-исследовательскую работу, участвующий в управлении кафедры и
других видах организационных работ…
Слайд 5Преподавание?
УПРАВЛЕНИЕ
РУКОВОДСТВО
Компонент процесса обучения
Учебно-познавательной деятельностью
(система учебных задач)
предмет, цель, мотивы, средства, учебные
действия и способы их выполнения, продукт (результат)
Цель
Д (преподавателя) =Преподавание
Содержание
Методы
Средства
Д (студента)
= учение
Слайд 6УПРАВЛЕНИЕ
особый вид деятельности
процесс планирования, организации, мотивации и контроля
Слайд 7
Тема: Преподаватель как эффективный менеджер
Слайд 8профессиональная деятельность преподавателей вуза
Слайд 9Функции современного педагога видоизменились и расширились
Преподаватель сегодня не столько источник
знаний, а скорее,
организатор познавательной деятельности студента.
Он менеджер, управляющий
образовательного процесса, студенческого коллектива
Слайд 10
Преподаватель как эффективный менеджер
Вопросы:
Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности
Особенности деятельности преподавателя
вуза
Компетентностный подход к деятельности преподавателя вуза
Анализ профессиональных компетенций преподавателя вуза
Слайд 11Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности
Слайд 12Сущность профессионально-педагогической деятельности
взаимодействие
взаимоСодействие
Слайд 13Педагогическая деятельность
Системный подход
теория функциональных систем
П. К. Анохин
системный подход
в педагогике
Слайд 14Система — это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность
и взаимодействующих между собой.
«…системой можно назвать только такой комплекс избирательного
вовлечения составляющих, где взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленых на получение фокусированного полезного результата».
П. К. Анохин
Слайд 15
Вводит понятие
педагогической системы
Выделяет не только
ее структурные
составляющие, но и
функциональные
компоненты
педагогической
деятельности
Н. В. Кузьмина
(р. 1923)
Слайд 16Педагогическая система изменяет свои свойства, если изменяются ее компоненты.
Педагогическая система
Это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания
организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами
Слайд 17 В модели выделяется пять структурных составляющих:
1) субъект педагогического
воздействия;
2) объект (субъект) педагогического воздействия;
3) предмет их совместной
деятельности;
4) цели обучения
5) средства педагогической коммуникации.
Н.В Кузьмина определила структуру педагогической деятельности
В модели были обозначены пять функциональных компонентов:
.
Слайд 18
структура педагогической деятельности
Слайд 20Структура педагогической деятельности
проектировочный
Конструктивный
гностический
организаторский
коммуникативный
модель
Слайд 21 1. Гностический компонент
(от греч. гнозис—познание) относится к сфере
знаний преподавателя.
Слайд 222. Проектировочный компонент
включает в себя представления о перспективных задачах
обучения и профессионального воспитания, а также о стратегиях и способах
их достижения.
Слайд 23Цель (нем. Ziel)
идеальный или реальный предмет сознательного
или бессознательного стремления
субъекта;
конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс «доведение возможности
до её полного завершения»;
осознанный образ предвосхищаемого результата
Слайд 243. Конструктивный компонент
— это особенности конструирования собственной деятельности (педагога
) и активности обучающихся с учетом ближних целей обучения и
воспитания (занятие, цикл занятий).
Слайд 264. Коммуникативный компонент —
Акцент ставится на связи коммуникации с
эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных)
целей.
Слайд 295. Организаторский компонент
— это система умений педагога организовать собственную
деятельность, а также активность обучающихся.
Слайд 32Уровни продуктивности педагогической деятельности
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что
и любой другой вид человеческой деятельности. Это:
целенаправленность;
мотивированность;
предметность.
Слайд 33Уровни педагогической деятельности
(по Н.В. Кузьминой)
Слайд 34 I уровень - (минимальный) репродуктивный;
педагог может и умеет рассказать
другим то, что знает сам; непродуктивный.
II уровень - (низкий) адаптивный;
педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.
III уровень - (средний) локально-моделирующий;
педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный.
Слайд 35 IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания обучающихся;
педагог владеет
стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по
своему предмету в целом; продуктивный.
V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение обучающихся;
педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности обучающегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный
Слайд 3710 групп педагогических умений
1- уметь увидеть педагогическую ситуацию, сформулировать пед.задачу
и решить её;
2 – уметь работать с содержанием учебного материала
(педагогическое истолкование информации);
3- уметь применять психолого-педагогические знания;
4- уметь понять позицию другого;
5- уметь ставить коммуникативные задачи;
6- уметь управлять своими эмоциями;
7-уметь выстраивать собственную траекторию профессионального развития;
8- уметь определять уровень знаний студентов;
9- умения оценивать воспитанность студентов;
10- умения оценивать свой труд в целом. Уметь видеть причинно-следственные связи между целями, способами, средствами и результатами.
Слайд 39
Стили деятельности педагога.
А. К. Маркова и А. Я. Никонова
разделили их на четыре вида.
.
Эмоционально-импровизационный
Эмоционально-методический
Рассуждающе-импровизационный
Рассуждающе-методический
ЭТО:
индивидуально-психологические особенности
(темперамент, черты характера,
уровни развития профессиональных способностей и др.)
Cтиль педагогической деятельности включает в себя стиль управления, стиль саморегуляции, когнитивный стиль педагога и стиль общения.
Слайд 40И. А. Зимняя приводит «Ролевой репертуар Учителя
(по В. Леви)
из его книги «Искусство быть другим» (1968 г.)
Слайд 41Практическая работа
На основе ролевого репертуара учителя
(по В. Леви), личностно-ориентированной,
деятельностной и контекстной парадигм современного образования
определите
ролевые позиции вузовского
преподавателя своей кафедры
Слайд 42Позиция — это….
точка зрения;
выбор, это выбранный человеком определенный образ мышления
и отношения, это черты личности - стабильные особенности личности;
устоявшееся точка
зрения в отношении чего-либо, по поводу чего-либо.
точка зрения, отношение к чему-л., определяющие характер действия, поведения
Слайд 44Ролевые позиции преподавателя
(по Н. С. Пряжникову и Е. Ю
Пряжниковой)
«Преподаватель — специалист в своей области»
«Преподаватель — верный друг»
«Преподаватель —
психотерапевт»
«Преподаватель — пример для подражания во всем»
«Преподаватель — объект насмешек»
«Преподаватель — полицейский»
Ролевые позиции обусловлены особенностями взаимодействия
Слайд 45
Профессия
преподавателя вуза
находится на стыке
систем
«человек-наука» и «человек-человек»
Слайд 46Профессионализм
(«полипрофессионализм») преподавателя вуза
Слайд 47Профессионализм
«…высокий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний, и умений в сочетании
с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку специалиста…»
Л.И. Гурье
Слайд 48
Формирование психолого-педагогической компетентности преподавателя вуза должно быть в центре внимания
руководства вузов, деканатов и кафедр.
Психологическим механизмом развития профессионализма преподавателя
является активность личности, направленная на саморазвитие.
Слайд 49Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научной деятельности.
Решение
педагогических задач
Может способствовать успеху научно-исследовательской работы (отбор, обобщение и подбор
материала при подготовке к занятиям и т. д.) .
Стремление преподавателя ознакомить студентов с новейшими достижениями науки приводит к нахождению новых приемов обучения
Слайд 50Гармоническое сочетание научной и педагогической работы способствует успеху преподавания, повышению
в нем творчества.
«Отделить учебное от научного в университете нельзя.
Но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была заманчива его внешность,-- только блестит».
Н.И. Пирогов
Никола́й Ива́нович Пирого́в
Слайд 514 типа взаимодействия научной и педагогической деятельности
1- благотворное влияние научной
работы на педагогическую
2- благотворное влияние педагогической на научную
3- неблаготворное влияние
педагогической работы на научное
4- неблаготворное влияние научной работы на педагогическую
З.Д. Езарева
Слайд 52Первая категория
сочетание ученого и педагога -- человека высшей квалификации, настоящего
трибуна.
Вторая категория
включает большого ученого, но плохого преподавателя, который
не умеет увлечь студенческую аудиторию, он полезен только при проектировании и консультациях.
В третья категория
основная масса преподавателей, несущая главную педагогическую нагрузку.
Четвертая категория
характеризует людей, случайных в высшей школе.
Слайд 53функции преподавателя вуза:
Организация и управление учебным процессом;
2) Исследовательская;
3) инновационная (предполагающая развитие и саморазвитие);
4) просветительская
Слайд 5411 соответствующих им компетенций
в области: преподаваемого предмета
познавательной деятельности,
современных средств получения и обработки информации;
философских и правовых основ,
определяющих назначение и социальную роль образования, функционирование и развитие образовательной системы России;
теории и методики обучения и воспитания;
программно-методического обеспечения образовательного процесса;
педагогических измерений, диагностики, оценки и анализа результатов обучения и воспитания;
управления качеством образовательного процесса;
педагогического общения, решения коммуникативных задач;
общей и профессиональной культуры;
саморазвития;
организации и проведения научных исследований.
Слайд 55Модель компетентности преподавателя
При отсутствии
первого компонента преподавателя можно считать
ремесленником,
второго компонента - функционально-безграмотным,
третьего – социально опасным человеком
.
Слайд 56Среди современных преподавателей студенты выделяют следующие группы:
Слайд 57
преподаватели-"вечные студенты"
они понимают студентов, видят в студентах личность,
охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом;
2)
преподаватели-"бывшие моряки"
они устанавливают военную дисциплину в вузе; под словом "дисциплина" эти люди понимают тотальное безоговорочное принятие их точки зрения, они ценят "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, "я"-студента путем административных мер;
преподавателей, которые отбывают часы
Они позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали.
Слайд 58Старшекурсники среди преподавателей видят "безразличных",
"завистливых",
"ограниченных",
"господ-баринов",
"роботов" и т.п.,
но
замечают и тех, кто
"выкладывается в работе", "наслаждается работой со студентами - "гурманы", "друзья".
По их мнению, наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе - "преподаватель-стандарт":
"знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам".
Слайд 59Профессионализм
«…высокий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании
с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социально востребованную подготовку
специалистов»
Л.И. Гурье
Слайд 60Осмысление проблемы профессионализма преподавателя вуза в последнее время связывают с
реализацией парадигмы компетентностного подхода.
Компетентностный подход это подход к деятельности преподавателя
с позиции ожидаемых результатов, выраженных в форме компетенций.
Слайд 61Компетентность преподавателя – способность качественно, успешно организовывать и выполнять профессионально-педагогическую
деятельность;
особый тип организации предметно-специальных общепедагогических и социокультурных знаний и
умений, позволяющих принимать эффективные решения
Компетенции – совокупность видов профессионально
– педагогической деятельности и общенаучных
и специальных знаний, необходимых
для их успешного осуществления
Слайд 63Формирование профессиональных требований к результатам педагогической деятельности в терминах компетенций
ЗНАНИЯ
В ОПРЕДЕЛЕННОЙОБЛАСТИ
УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ
ОПЫТ и МОТИВАЦИОННОПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
КАЧЕСТВА
К О М П
Е Т Е Н Ц И Я
Слайд 64Компетенция / компетентность
Точка зрения, отношение к чему-л., определяющие характер
действия, поведения
это знания, умения, навыки, модели поведения и личностные характеристики,
при помощи которых достигаются желаемые результаты
Это качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области, поэтому его мнение является веским, авторитетным.
это обладание определёнными компетенциями, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить
объективные суждения и принимать точные решения
Слайд 65«Компетенции (competencies)»
интегрированное понятие
выражающее способность индивида самостоятельно применять в определенном контексте
различные элементы знаний, умений и навыков.
Слайд 66Компетенция включает:
Когнитивный компонент, предполагающую использование теории и понятий, а также
«скрытые» знания, приобретенные на опыте;
2) Функциональный компонент (умения и ноу-хау),
а именно то, что индивид должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;
3) Личностный компонент, предполагающий поведенческие умения в конкретной ситуации;
4) Этический компонент, предполагающий наличие определенных личностных и профессиональных ценностей
Слайд 67Компетенция представляет собой сложное, интегрированное понятие,
характеризующее способность человека реализовывать
весь свой потенциал
(знания, умения, личностные качества)
для решения профессиональных
и социальных задач в определенной области.
Компетенция =
(Знание + Умение)× Отношение
Слайд 68Целостная компетентность складывается из определяющих её компетенций, проявляется через них.
Или в
аналитическом виде:
Компетентность =
(компетенция 1+компетенция 2 + ......+.компетенция
n) + С,
где n – число компетенций, входящих в данную компетентность,
С - результат синергетического эффекта, когда целое может обладать свойствами не присущими ни одному из его частей.
Слайд 69При компетентностном подходе
описание желательного образа выпускника вуза (специалиста)
должно
исходит из описания его личности во всех её проявлениях.
Слайд 70Модель компетенций преподавателя
представляет собой по возможности полный ранжированный набор компетенций,
описывающих
ключевые качества,
поведение,
знания,
умения
и другие характеристики,
необходимые для достижения стандартов качества и эффективности профессиональной деятельности.
Слайд 71Цели создания модели компетенций преподавателя
Создание «идеального образа преподавателя»
Создание инструмента для
более объективного отбора претендентов на должность преподавателя.
Совершенствование системы вознаграждения преподавателей.
Повышение
обоснованности формирования групповых и индивидуальных планов развития персонала на основе анализа разницы между желаемым и фактическим уровнем компетентности.
Повышение имиджа вуза
Слайд 72Структура модели компетенций преподавателя
Группы интегральных компетенций
личностные качества человека
коммуникативные качества
деятельность человека
Слайд 74ry.com
познавательной
деятельности
здоровьесбережения
Компетенции преподавателя
в сфере личной жизни
Компетенции,
характеризующие
человека как личность
Компетенции,
обеспечивающие
социальное
взаимодействие
ценностно-смысловой
ориентации в мире
интеграции
социально-гражданские
самосовершенствования,
саморегулирования
и саморазвития
с обществом
с коллективом
деятельности
в общем
профессиональные
компетенции
управление
информацией
Слайд 75Профессионально-педагогические компетенции
Глубокое знание предмета
Знание последних мировых достижений по преподаваемой
дисциплине
Владение проектным менеджментом
Владение основами педагогики
Знание основ психологии
Знание педагогических технологий
Владение педагогическими
технологиями
Умение эффективно использовать различные формы, методы, средства и технологии обучения для достижения поставленных педагогических целей
Способность находить и применять новые образовательные технологии
Умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов
Владение различными формами, методами и приемами пед. деятельности с учетом специфики преподаваемой дисциплины и обучаемого контингента
Слайд 76Профессионально-личностные компетенции
Навыки сочетания требовательности с доброжелательностью
Умение разрешать конфликтные ситуации
на занятиях
Умение владеть аудиторией
Способность к адекватной оценке целостности и эффективности
учебного процесса и соответствия достигнутых результатов пед. деятельности планируемым
Способность к эффективному коммуникативному взаимодействию со студентами (индивидуально-ориентированному и групповому), в т.ч. неформальному, способствующему достижению положительного результата учебно-педагогического процесса в целом
Гибкость, способность к импровизации
Способность формировать у студентов творческую сознательно-активную установку на будущую профессию, чувства гражданской и профессиональной ответственности за результаты своей деятельности, развитие общей культуры, широкого кругозора и этики поведения
Слайд 77Владение методикой создания учебных
и учебно-методических материалов
Способность моделировать содержание
учебного материала, форм и методов преподавания читаемых курсов с учетом
их места и роли в общей программе подготовки специалистов, взаимосвязи с другими дисциплинами и будущей профессиональной деятельностью студентов
Умение формировать материал интересно
Умение отобрать основной материал
Умение структурировать материал
Умение составлять эффективные контролирующие материалы
Умение создавать учебные материалы по курсу
Умение создавать лабораторные материалы
Слайд 78Исследовательская деятельность
Готовность участвовать в исследовательских проектах
Умение разрабатывать нормативно-техническую документацию
Навыки
публикаций материалов научной работы
Владение технологиями публичных выступлений (конференции и пр.)
Способность
к поддержанию широких, активных и разнообразных творческих контактов по вопросам научной, профессиональной и педагогической деятельности
Умение находить источники финансирования научных исследований заказчиков конкретных научно- технических, научно-методических и др. профессионально важных разработок
Слайд 793 уровня сформированности профессиональной компетентности
1
2
3
адаптивный
репродуктивный
эвристический (креативный)
П
Е
Д
А
Г
О
Г
И
С
С
Л
Е
Д
О
В
А
Т
Е
Л
Ь
Слайд 80Составить модель
«Идеальный образ преподавателя вуза»
Практическая работа
Слайд 81Модель компетентности преподавателя
При отсутствии
первого компонента преподавателя можно считать
ремесленником,
второго компонента - функционально-безграмотным,
третьего – социально опасным человеком
.
Слайд 82Педагогическая ситуация – структурно-функциональная единица педагогического процесса
Слайд 83коллаж «Ценности моей научно-педагогической деятельности»
Слайд 84Рекомендуемая литература:
1. Ларионова М. Преподаватель вуза – субъект модернизации образования
/ М. Ларионова // Высшее образование в России. – 2007.
- №12. – С. 30-33.
2. Макарова М.В. Преподаватель вуза: оценка его профессионализма в современном информационном обществе [Электронный ресурс] / М.В. Макарова. – Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/tm2004/db/doc/get_thes.php?id=452, свободный.
3. Медведев В. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В. Медведев // Высшее образование в России. – 2007. - №11. – С. 46-56.
Слайд 85Рекомендуемая литература:
5. Селье Г. Стресс без дистресса [Электронный ресурс] /
Г.Селье. – Режим доступа: http://www.lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt, свободный.
6. Скакун В.А. Основы педагогического
мастерства / В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 208 с.
7. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза / под ред. В.Г. Тимирясова. – Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2001. – 112 с.
8. Тейлор М. Поколение Next: студент эпохи постмодерна [Электронный ресурс] / М. Тейлор. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=30&article=1273, свободный.
9. Шафранова О. Современный преподаватель: задача ценностного самоопределения / О.Шафранова // Высшее образование в России. – 2007. - №7. – С. 127-131.
Слайд 86Рекомендуемая литература:
Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы как фактор развития современного
профессионального образования [сборник статей] / [под ред. Н.И. Вьюновой и
др.]. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2012. – 376 с.
Развитие преподавателя вуза: рефлексивно-акиеологическая стратегия: монография / под редж Н.И. Вьюновой. – Воронеж : Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2012. – 179 с.
Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учебное пособие для системы дополнительного образования – повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений / С.Д. Резник, О.А. Вдовина. – 3-е изд., доп. И перераб. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 360 с.
Морева Н.А. Основы педагогического мастерства : учеб. Пособие для вузов / Н.А. Морева. – М. : Просвещение, 2006. – 320 с.
Слайд 87Афоризмы
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и
любить тех, кому преподаешь. (В. Ключевский)
Учительство - не утраченное исскуство,
но уважение к учительству - утраченная традиция. (Ж. Барзэн)
Слайд 88итог
Преподаватели
1) непосредственно обучают студентов,
2) разрабатывают учебные программы по
закрепленным дисциплинам,
3) определяют целесообразные формы, методы и средства их
преподавания,
4) готовят учебные и методические материалы,
5) проводят предусмотренные учебным планом занятия и несут полную ответственность за подготовку студентов по своему профилю,
7) определяют уровень знаний студентов,
8) непосредственно и опосредованно воспитывают студентов.
Слайд 89Спасибо вам!
Низкий поклон всей нашей ассоциации преподавателей вузов!!!