Разделы презентаций


Преподаватель вуза -эффективный менеджер

Содержание

Педагогическая деятельность как организационно-управленческаяК. пед. н., доцент каф. педагогики и педагогической психологии ВГУКРИВОТУЛОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Преподаватель вуза -эффективный менеджер
Доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
Кривотулова Е.В.

Преподаватель вуза -эффективный менеджер Доцент кафедры педагогики и педагогической психологииКривотулова Е.В.

Слайд 2Педагогическая деятельность как организационно-управленческая
К. пед. н., доцент каф. педагогики и

педагогической психологии ВГУ
КРИВОТУЛОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Педагогическая деятельность как организационно-управленческаяК. пед. н., доцент каф. педагогики и педагогической психологии ВГУКРИВОТУЛОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Слайд 3Преподаватель?
Это человек, осуществляющий деятельность по обучению, профессиональному воспитанию, развитию потенциала

студентов, ведущий активную научно-исследовательскую работу, участвующий в управлении кафедры и

других видах организационных работ…


Преподаватель?Это человек, осуществляющий деятельность по обучению, профессиональному воспитанию, развитию потенциала студентов, ведущий активную научно-исследовательскую работу, участвующий в

Слайд 4Преподавание

Преподавание

Слайд 5Преподавание?
УПРАВЛЕНИЕ

РУКОВОДСТВО
Компонент процесса обучения
Учебно-познавательной деятельностью
(система учебных задач)

предмет, цель, мо­тивы, средства, учебные

действия и способы их выполнения, про­дукт (результат)

Цель
Д (преподавателя) =Преподавание
Содержание
Методы
Средства
Д (студента)

= учение

Преподавание?УПРАВЛЕНИЕРУКОВОДСТВОКомпонент процесса обученияУчебно-познавательной деятельностью(система учебных задач)предмет, цель, мо­тивы, средства, учебные действия и способы их выполнения, про­дукт (результат)ЦельД

Слайд 6УПРАВЛЕНИЕ
особый вид деятельности

процесс планирования, организации, мотивации и контроля


УПРАВЛЕНИЕособый вид деятельности процесс планирования, организации, мотивации и контроля

Слайд 7 Тема: Преподаватель как эффективный менеджер

Тема: Преподаватель как эффективный менеджер

Слайд 8профессиональная деятельность преподавателей вуза

профессиональная деятельность преподавателей вуза

Слайд 9Функции современного педагога видоизменились и расширились


 Преподаватель сегодня не столько источник

знаний, а скорее,

организатор познавательной деятельности студента.


Он менеджер, управляющий

образовательного процесса, студенческого коллектива

Функции современного педагога видоизменились и расширились Преподаватель сегодня не столько источник знаний, а скорее, организатор познавательной деятельности студента.

Слайд 10 Преподаватель как эффективный менеджер
Вопросы:
Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности
Особенности деятельности преподавателя

вуза
Компетентностный подход к деятельности преподавателя вуза
Анализ профессиональных компетенций преподавателя вуза

Преподаватель как эффективный менеджер Вопросы:Сущность и структура профессионально-педагогической деятельностиОсобенности деятельности преподавателя вузаКомпетентностный подход к деятельности преподавателя

Слайд 11Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности

Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности

Слайд 12Сущность профессионально-педагогической деятельности
взаимодействие
взаимоСодействие

Сущность профессионально-педагогической деятельностивзаимодействиевзаимоСодействие

Слайд 13Педагогическая деятельность
Системный подход

теория функциональных систем
П. К. Анохин
системный подход

в педагогике

Педагогическая деятельность Системный подходтеория функциональных систем П. К. Анохинсистемный подход в педагогике

Слайд 14Система — это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность

и взаимодействующих между собой.
«…системой можно назвать только такой комплекс избирательного

вовлечения составляющих, где взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленых на получение фокусированного полезного результата».
П. К. Анохин
Система — это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и взаимодействующих между собой.«…системой можно назвать только

Слайд 15


Вводит понятие
педагогической системы
Выделяет не только
ее структурные


составляющие, но и
функциональные
компоненты
педагогической
деятельности

Н. В. Кузьмина
(р. 1923)
Вводит понятие педагогической системы Выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической

Слайд 16Педагогическая система изменяет свои свойства, если изменяются ее компоненты.
Педагогическая система


Это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания

организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами
Педагогическая система изменяет свои свойства, если изменяются ее компоненты.Педагогическая система Это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов,

Слайд 17 В модели выделяется пять структурных составляющих: 1) субъект педагогического

воздействия; 2) объект (субъект) педагогического воздействия; 3) предмет их совместной

деятельности; 4) цели обучения 5) средства педагогической коммуникации.


Н.В Кузьмина определила структуру педагогической деятельности

В модели были обозначены пять функциональных компонентов:
.

В модели выделяется пять структурных составляющих:  1) субъект педагогического воздействия;  2) объект (субъект) педагогического

Слайд 18 структура педагогической деятельности

структура педагогической деятельности

Слайд 20Структура педагогической деятельности
проектировочный

Конструктивный
гностический
организаторский
коммуникативный



модель

Структура педагогической деятельности проектировочныйКонструктивный  гностическийорганизаторскийкоммуникативныймодель

Слайд 21 1. Гностический компонент

(от греч. гнозис—познание) относится к сфере

знаний преподавателя.











1. Гностический компонент (от греч. гнозис—познание) относится к сфере знаний преподавателя.

Слайд 222. Проектировочный компонент

включает в себя представления о перспективных задачах

обучения и профессионального воспитания, а также о стратегиях и способах

их достижения.









2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и профессионального воспитания, а также о

Слайд 23Цель (нем. Ziel)
идеальный или реальный предмет сознательного
или бессознательного стремления

субъекта;
конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс «доведение возможности

до её полного завершения»;
осознанный образ предвосхищаемого результата

Цель (нем. Ziel)идеальный или реальный предмет сознательного 	или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен

Слайд 243. Конструктивный компонент

— это особенности конструирования собственной деятельности (педагога

) и активности обучающихся с учетом ближних целей обучения и

воспитания (занятие, цикл занятий).












3. Конструктивный компонент — это особенности конструирования собственной деятельности (педагога ) и активности обучающихся с учетом ближних

Слайд 25конструирование

конструирование

Слайд 264. Коммуникативный компонент — Акцент ставится на связи коммуникации с

эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных)

целей.
4. Коммуникативный компонент —   Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на

Слайд 27коммуникация

коммуникация

Слайд 28коммуникация

коммуникация

Слайд 295. Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную

деятельность, а также активность обучающихся.

5. Организаторский компонент   — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность обучающихся.

Слайд 31Организаторский компонент

Организаторский компонент

Слайд 32Уровни продуктивности педагогической деятельности
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что

и любой другой вид человеческой деятельности. Это:

целенаправленность;

мотивированность;

предметность.

Уровни продуктивности педагогической деятельностиПедагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это:целенаправленность;мотивированность;предметность.

Слайд 33Уровни педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой)

Уровни педагогической деятельности  (по Н.В. Кузьминой)

Слайд 34 I уровень - (минимальный) репродуктивный;
педагог может и умеет рассказать

другим то, что знает сам; непродуктивный.


II уровень - (низкий) адаптивный;
педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.


III уровень - (средний) локально-моделирующий;
педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный.

I уровень - (минимальный) репродуктивный;педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

Слайд 35 IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания обучающихся;

педагог владеет

стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по

своему предмету в целом; продуктивный.




V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение обучающихся;


педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности обучающегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный
IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания обучающихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и

Слайд 36Структура ППД по Марковой А.К.

Структура ППД по Марковой А.К.

Слайд 3710 групп педагогических умений
1- уметь увидеть педагогическую ситуацию, сформулировать пед.задачу

и решить её;
2 – уметь работать с содержанием учебного материала

(педагогическое истолкование информации);
3- уметь применять психолого-педагогические знания;
4- уметь понять позицию другого;
5- уметь ставить коммуникативные задачи;
6- уметь управлять своими эмоциями;
7-уметь выстраивать собственную траекторию профессионального развития;
8- уметь определять уровень знаний студентов;
9- умения оценивать воспитанность студентов;
10- умения оценивать свой труд в целом. Уметь видеть причинно-следственные связи между целями, способами, средствами и результатами.

10 групп педагогических умений1- уметь увидеть педагогическую ситуацию, сформулировать пед.задачу и решить её;2 – уметь работать с

Слайд 38Уровни по Марковой А.К.

Уровни по Марковой А.К.

Слайд 39 Стили деятельности педагога. А. К. Маркова и А. Я. Никонова

разделили их на четыре вида. .
Эмоционально-импровизационный

Эмоционально-методический

Рассуждающе-импровизационный

Рассуждающе-методический

ЭТО:
индивидуально-психологические особенности
(темперамент, черты характера,

уровни развития профессиональных способностей и др.)

Cтиль педагогической деятельности включает в себя стиль управления, стиль саморегуляции, когнитивный стиль педагога и стиль общения.
Стили деятельности педагога.  А. К. Маркова и А. Я. Никонова разделили их на четыре

Слайд 40И. А. Зимняя приводит «Ролевой репертуар Учителя
(по В. Леви)

из его книги «Искусство быть другим» (1968 г.)

И. А. Зимняя приводит «Ролевой репертуар Учителя (по В. Леви) из его книги «Искусство быть другим» (1968

Слайд 41Практическая работа
На основе ролевого репертуара учителя
(по В. Леви), личностно-ориентированной,

деятельностной и контекстной парадигм современного образования

определите
ролевые позиции вузовского

преподавателя своей кафедры
Практическая работаНа основе ролевого репертуара учителя (по В. Леви), личностно-ориентированной, деятельностной и контекстной парадигм современного образования определите

Слайд 42Позиция — это….
точка зрения;

выбор, это выбранный человеком определенный образ мышления

и отношения, это черты личности - стабильные особенности личности;

устоявшееся точка

зрения в отношении чего-либо, по поводу чего-либо.

точка зрения, отношение к чему-л., определяющие характер действия, поведения
Позиция — это….точка зрения;выбор, это выбранный человеком определенный образ мышления и отношения, это черты личности - стабильные

Слайд 43Оформление работы

Оформление работы

Слайд 44Ролевые позиции преподавателя (по Н. С. Пряжникову и Е. Ю

Пряжниковой)
«Преподаватель — специалист в своей области»
«Преподаватель — верный друг»
«Преподаватель —

психотерапевт»
«Преподаватель — пример для подражания во всем»
«Преподаватель — объект насмешек»
«Преподаватель — полицейский»

Ролевые позиции обусловлены особенностями взаимодействия

Ролевые позиции преподавателя  (по Н. С. Пряжникову и Е. Ю Пряжниковой)  «Преподаватель — специалист в

Слайд 45
Профессия
преподавателя вуза

находится на стыке
систем
«человек-наука» и «человек-человек»












Профессия преподавателя вуза находится на стыке систем «человек-наука» и «человек-человек»

Слайд 46Профессионализм («полипрофессионализм») преподавателя вуза

Профессионализм  («полипрофессионализм») преподавателя вуза

Слайд 47Профессионализм
«…высокий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний, и умений в сочетании

с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку специалиста…»


Л.И. Гурье
Профессионализм«…высокий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний, и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике

Слайд 48
Формирование психолого-педагогической компетентности пре­пода­вателя вуза должно быть в центре внимания

руководства вузов, деканатов и кафедр.

Психо­логическим механизмом развития профессионализма преподавателя

является ак­тивность личности, направленная на саморазвитие.
Формирование психолого-педагогической компетентности пре­пода­вателя вуза должно быть в центре внимания руководства вузов, деканатов и кафедр. Психо­логическим

Слайд 49Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научной деятельности.
Решение

педагогических задач
Может способствовать успеху научно-исследовательской работы (отбор, обобщение и подбор

материала при подготовке к занятиям и т. д.) .

Стремление преподавателя ознакомить студентов с новейшими достижениями науки приводит к нахождению новых приемов обучения
Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научной деятельности.Решение педагогических задачМожет способствовать успеху научно-исследовательской работы (отбор,

Слайд 50Гармоническое сочетание научной и педагогической работы способствует успеху преподавания, повышению

в нем творчества.

«Отделить учебное от научного в университете нельзя.

Но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была заманчива его внешность,-- только блестит».
Н.И. Пирогов







Никола́й Ива́нович Пирого́в

Гармоническое сочетание научной и педагогической работы способствует успеху преподавания, повышению в нем творчества. «Отделить учебное от научного

Слайд 514 типа взаимодействия научной и педагогической деятельности
1- благотворное влияние научной

работы на педагогическую
2- благотворное влияние педагогической на научную
3- неблаготворное влияние

педагогической работы на научное
4- неблаготворное влияние научной работы на педагогическую
З.Д. Езарева
4 типа взаимодействия научной и педагогической деятельности1- благотворное влияние научной работы на педагогическую2- благотворное влияние педагогической на

Слайд 52Первая категория
сочетание ученого и педагога -- человека высшей квалификации, настоящего

трибуна.
Вторая категория
включает большого ученого, но плохого преподавателя, который

не умеет увлечь студенческую аудиторию, он полезен только при проектировании и консультациях.
В третья категория
основная масса преподавателей, несущая главную педагогическую нагрузку.
Четвертая категория
характеризует людей, случайных в высшей школе.
Первая категориясочетание ученого и педагога -- человека высшей квалификации, настоящего трибуна. Вторая категория включает большого ученого, но

Слайд 53функции преподавателя вуза:



Организация и управле­ние учебным процессом;

2) Исследовательская;



3) инновационная (предполагающая развитие и саморазвитие);

4) просветительская







функции преподавателя вуза: Организация и управле­ние учебным процессом; 2) Исследовательская; 3) инновационная (предполагающая развитие и саморазвитие); 4)

Слайд 5411 соответствующих им компетенций

в области: препода­ваемого предмета
познаватель­ной деятельности,

современных средств получения и обра­ботки информации;
философских и правовых основ,

определяющих назначение и социаль­ную роль образования, функциони­ро­вание и развитие образовательной системы России;
тео­рии и методики обучения и вос­пита­ния;
программно-методического обеспечения образова­тельного процесса;
педагоги­ческих измерений, диагностики, оценки и анализа результатов обучения и воспитания;
управления качеством образовательного процесса;
педагогического общения, решения коммуникатив­ных задач;
общей и профессиональной культуры;
самораз­вития;
организа­ции и проведения научных исследований.
11 соответствующих им компетенций в области: препода­ваемого предмета познаватель­ной деятельности, современных средств получения и обра­ботки информации; философских

Слайд 55Модель компетентности преподавателя

При отсутствии
первого компонента препо­давателя можно считать

ремесленником,
второго компонента - функционально-безгра­мотным,
третьего – социально опасным человеком

.
Модель компетентности преподавателя При отсутствии первого компонента препо­давателя можно считать ремесленником, второго компонента - функционально-безгра­мотным, третьего –

Слайд 56Среди современных преподавателей студенты выделяют следующие группы:

Среди современных преподавателей студенты выделяют следующие группы:

Слайд 57
преподаватели-"вечные студенты"
они понимают студентов, видят в студентах личность,

охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом;

2)

преподаватели-"бывшие моряки"
они устанавливают военную дисциплину в вузе; под словом "дисциплина" эти люди понимают тотальное безоговорочное принятие их точки зрения, они ценят "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, "я"-студента путем административных мер;

преподавателей, которые отбывают часы
Они позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали.


преподаватели-

Слайд 58Старшекурсники среди преподавателей видят "безразличных",
"завистливых",
"ограниченных",
"господ-баринов",

"роботов" и т.п.,

но

замечают и тех, кто
"выкладывается в работе", "наслаждается работой со студентами - "гурманы", "друзья".
По их мнению, наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе - "преподаватель-стандарт":
"знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам".
Старшекурсники среди преподавателей видят

Слайд 59Профессионализм
«…высокий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании

с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социально востребованную подготовку

специалистов»
Л.И. Гурье
Профессионализм«…высокий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике

Слайд 60Осмысление проблемы профессионализма преподавателя вуза в последнее время связывают с

реализацией парадигмы компетентностного подхода.
Компетентностный подход это подход к деятельности преподавателя

с позиции ожидаемых результатов, выраженных в форме компетенций.
Осмысление проблемы профессионализма преподавателя вуза в последнее время связывают с реализацией парадигмы компетентностного подхода.Компетентностный подход это подход

Слайд 61Компетентность преподавателя – способность качественно, успешно организовывать и выполнять профессионально-педагогическую

деятельность;
особый тип организации предметно-специальных общепедагогических и социокультурных знаний и

умений, позволяющих принимать эффективные решения

Компетенции – совокупность видов профессионально
– педагогической деятельности и общенаучных
и специальных знаний, необходимых
для их успешного осуществления

Компетентность преподавателя – способность качественно, успешно организовывать и выполнять профессионально-педагогическую деятельность; особый тип организации предметно-специальных общепедагогических и

Слайд 63Формирование профессиональных требований к результатам педагогической деятельности в терминах компетенций
ЗНАНИЯ

В ОПРЕДЕЛЕННОЙОБЛАСТИ
УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ
ОПЫТ и МОТИВАЦИОННОПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
КАЧЕСТВА
К О М П

Е Т Е Н Ц И Я
Формирование профессиональных требований к результатам педагогической деятельности в терминах компетенций  ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙОБЛАСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙОПЫТ

Слайд 64Компетенция / компетентность
Точка зрения, отношение к чему-л., определяющие характер

действия, поведения
это знания, умения, навыки, модели поведения и личностные характеристики,

при помощи которых достигаются желаемые результаты

Это качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области, поэтому его мнение является веским, авторитетным.

это обладание определёнными компетенциями, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить
объективные суждения и принимать точные решения

Компетенция / компетентность Точка зрения, отношение к чему-л., определяющие характер действия, поведенияэто знания, умения, навыки, модели поведения

Слайд 65«Компетенции (competencies)»

интегрированное понятие



выражающее способность индивида самостоятельно применять в определенном контексте

различные элементы знаний, умений и навыков.


«Компетенции (competencies)»интегрированное понятиевыражающее способность индивида самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний, умений и навыков.

Слайд 66Компетенция включает:
Когнитивный компонент, предполагающую использование теории и понятий, а также

«скрытые» знания, приобретенные на опыте;

2) Функциональный компонент (умения и ноу-хау),

а именно то, что индивид должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;

3) Личностный компонент, предполагающий поведенческие умения в конкретной ситуации;

4) Этический компонент, предполагающий наличие определенных личностных и профессиональных ценностей
Компетенция включает:Когнитивный компонент, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные на опыте;2) Функциональный компонент

Слайд 67Компетенция представляет собой сложное, интегрированное понятие, характеризующее способность человека реализовывать

весь свой потенциал (знания, умения, личностные качества) для решения профессиональных

и социальных задач в определенной области.

Компетенция =
(Знание + Умение)× Отношение

Компетенция представляет собой сложное, интегрированное понятие,  характеризующее способность человека реализовывать весь свой потенциал  (знания, умения,

Слайд 68Целостная компетентность складывается из определяющих её компетенций, проявляется через них.

Или в
аналитическом виде:

Компетентность =
(компетенция 1+компетенция 2 + ......+.компетенция

n) + С,

где n – число компетенций, входящих в данную компетентность,
С - результат синергетического эффекта, когда целое может обладать свойствами не присущими ни одному из его частей.
Целостная компетентность складывается из определяющих её компетенций, проявляется через них. Или в аналитическом виде:Компетентность = (компетенция 1+компетенция

Слайд 69При компетентностном подходе описание желательного образа выпускника вуза (специалиста) должно

исходит из описания его личности во всех её проявлениях.

При компетентностном подходе   описание желательного образа выпускника вуза (специалиста)  должно исходит из описания его

Слайд 70Модель компетенций преподавателя
представляет собой по возможности полный ранжированный набор компетенций,

описывающих
ключевые качества,
поведение,
знания,
умения
и другие характеристики,

необходимые для достижения стандартов качества и эффективности профессиональной деятельности.

Модель компетенций преподавателяпредставляет собой по возможности полный ранжированный набор компетенций, описывающих ключевые качества, поведение, знания, умения и

Слайд 71Цели создания модели компетенций преподавателя

Создание «идеального образа преподавателя»

Создание инструмента для

более объективного отбора претендентов на должность преподавателя.
Совершенствование системы вознаграждения преподавателей.
Повышение

обоснованности формирования групповых и индивидуальных планов развития персонала на основе анализа разницы между желаемым и фактическим уровнем компетентности.
Повышение имиджа вуза
Цели создания модели компетенций преподавателяСоздание «идеального образа преподавателя»Создание инструмента для более объективного отбора претендентов на должность преподавателя.Совершенствование

Слайд 72Структура модели компетенций преподавателя
Группы интегральных компетенций

личностные качества человека
коммуникативные качества
деятельность человека

Структура модели компетенций преподавателяГруппы интегральных компетенцийличностные качества человекакоммуникативные качествадеятельность человека

Слайд 73 Компетенции преподавателя

Компетенции преподавателя

Слайд 74ry.com
познавательной
деятельности
здоровьесбережения
Компетенции преподавателя
в сфере личной жизни
Компетенции,
характеризующие
человека как личность
Компетенции,
обеспечивающие
социальное


взаимодействие
ценностно-смысловой
ориентации в мире
интеграции
социально-гражданские
самосовершенствования,
саморегулирования
и саморазвития
с обществом
с коллективом
деятельности

в общем

профессиональные
компетенции

управление
информацией

ry.comпознавательнойдеятельностиздоровьесбереженияКомпетенции преподавателяв сфере личной жизниКомпетенции, характеризующиечеловека как личностьКомпетенции, обеспечивающие социальное взаимодействиеценностно-смысловой ориентации в миреинтеграциисоциально-гражданские самосовершенствования, саморегулирования и

Слайд 75Профессионально-педагогические компетенции
Глубокое знание предмета
Знание последних мировых достижений по преподаваемой

дисциплине
Владение проектным менеджментом
Владение основами педагогики
Знание основ психологии
Знание педагогических технологий
Владение педагогическими

технологиями
Умение эффективно использовать различные формы, методы, средства и технологии обучения для достижения поставленных педагогических целей
Способность находить и применять новые образовательные технологии
Умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов
Владение различными формами, методами и приемами пед. деятельности с учетом специфики преподаваемой дисциплины и обучаемого контингента

Профессионально-педагогические компетенции Глубокое знание предметаЗнание последних мировых достижений по преподаваемой дисциплинеВладение проектным менеджментомВладение основами педагогикиЗнание основ психологииЗнание

Слайд 76Профессионально-личностные компетенции


Навыки сочетания требовательности с доброжелательностью

Умение разрешать конфликтные ситуации

на занятиях

Умение владеть аудиторией

Способность к адекватной оценке целостности и эффективности

учебного процесса и соответствия достигнутых результатов пед. деятельности планируемым

Способность к эффективному коммуникативному взаимодействию со студентами (индивидуально-ориентированному и групповому), в т.ч. неформальному, способствующему достижению положительного результата учебно-педагогического процесса в целом

Гибкость, способность к импровизации

Способность формировать у студентов творческую сознательно-активную установку на будущую профессию, чувства гражданской и профессиональной ответственности за результаты своей деятельности, развитие общей культуры, широкого кругозора и этики поведения

Профессионально-личностные компетенции Навыки сочетания требовательности с доброжелательностьюУмение разрешать конфликтные ситуации на занятияхУмение владеть аудиториейСпособность к адекватной оценке

Слайд 77Владение методикой создания учебных и учебно-методических материалов

Способность моделировать содержание

учебного материала, форм и методов преподавания читаемых курсов с учетом

их места и роли в общей программе подготовки специалистов, взаимосвязи с другими дисциплинами и будущей профессиональной деятельностью студентов
Умение формировать материал интересно
Умение отобрать основной материал
Умение структурировать материал
Умение составлять эффективные контролирующие материалы
Умение создавать учебные материалы по курсу
Умение создавать лабораторные материалы

Владение методикой создания учебных  и учебно-методических материалов Способность моделировать содержание учебного материала, форм и методов преподавания

Слайд 78Исследовательская деятельность
Готовность участвовать в исследовательских проектах
Умение разрабатывать нормативно-техническую документацию
Навыки

публикаций материалов научной работы
Владение технологиями публичных выступлений (конференции и пр.)
Способность

к поддержанию широких, активных и разнообразных творческих контактов по вопросам научной, профессиональной и педагогической деятельности
Умение находить источники финансирования научных исследований заказчиков конкретных научно- технических, научно-методических и др. профессионально важных разработок

Исследовательская деятельность Готовность участвовать в исследовательских проектахУмение разрабатывать нормативно-техническую документациюНавыки публикаций материалов научной работыВладение технологиями публичных выступлений

Слайд 793 уровня сформированности профессиональной компетентности
1
2
3
адаптивный
репродуктивный
эвристический (креативный)

П
Е
Д
А
Г
О
Г


И
С
С
Л
Е
Д
О
В
А
Т
Е
Л
Ь

3 уровня сформированности профессиональной компетентности123адаптивныйрепродуктивныйэвристический (креативный) ПЕДАГОГИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Слайд 80Составить модель «Идеальный образ преподавателя вуза»
Практическая работа

Составить модель «Идеальный образ преподавателя вуза»Практическая работа

Слайд 81Модель компетентности преподавателя

При отсутствии
первого компонента препо­давателя можно считать

ремесленником,
второго компонента - функционально-безгра­мотным,
третьего – социально опасным человеком

.
Модель компетентности преподавателя При отсутствии первого компонента препо­давателя можно считать ремесленником, второго компонента - функционально-безгра­мотным, третьего –

Слайд 82Педагогическая ситуация – структурно-функциональная единица педагогического процесса

Педагогическая ситуация – структурно-функциональная единица педагогического процесса

Слайд 83коллаж «Ценности моей научно-педагогической деятельности» 

коллаж «Ценности моей научно-педагогической деятельности» 

Слайд 84Рекомендуемая литература:
1. Ларионова М. Преподаватель вуза – субъект модернизации образования

/ М. Ларионова // Высшее образование в России. – 2007.

- №12. – С. 30-33.
2. Макарова М.В. Преподаватель вуза: оценка его профессионализма в современном информационном обществе [Электронный ресурс] / М.В. Макарова. – Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/tm2004/db/doc/get_thes.php?id=452, свободный.
3. Медведев В. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В. Медведев // Высшее образование в России. – 2007. - №11. – С. 46-56.

Рекомендуемая литература: 1. Ларионова М. Преподаватель вуза – субъект модернизации образования / М. Ларионова // Высшее образование

Слайд 85Рекомендуемая литература:
5. Селье Г. Стресс без дистресса [Электронный ресурс] /

Г.Селье. – Режим доступа: http://www.lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt, свободный.
6. Скакун В.А. Основы педагогического

мастерства / В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 208 с.
7. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза / под ред. В.Г. Тимирясова. – Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2001. – 112 с.
8. Тейлор М. Поколение Next: студент эпохи постмодерна [Электронный ресурс] / М. Тейлор. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=30&article=1273, свободный.
9. Шафранова О. Современный преподаватель: задача ценностного самоопределения / О.Шафранова // Высшее образование в России. – 2007. - №7. – С. 127-131.

Рекомендуемая литература:5. Селье Г. Стресс без дистресса [Электронный ресурс] / Г.Селье. – Режим доступа: http://www.lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt, свободный.6. Скакун

Слайд 86Рекомендуемая литература:
Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы как фактор развития современного

профессионального образования [сборник статей] / [под ред. Н.И. Вьюновой и

др.]. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2012. – 376 с.
Развитие преподавателя вуза: рефлексивно-акиеологическая стратегия: монография / под редж Н.И. Вьюновой. – Воронеж : Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2012. – 179 с.
Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учебное пособие для системы дополнительного образования – повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений / С.Д. Резник, О.А. Вдовина. – 3-е изд., доп. И перераб. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 360 с.
Морева Н.А. Основы педагогического мастерства : учеб. Пособие для вузов / Н.А. Морева. – М. : Просвещение, 2006. – 320 с.

Рекомендуемая литература:Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы как фактор развития современного профессионального образования [сборник статей] / [под ред.

Слайд 87Афоризмы
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и

любить тех, кому преподаешь. (В. Ключевский)



Учительство - не утраченное исскуство,

но уважение к учительству - утраченная традиция. (Ж. Барзэн)



Афоризмы Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (В. Ключевский)Учительство

Слайд 88итог
Преподаватели
1) непосредственно обучают студентов,
2) разрабатывают учебные программы по

закрепленным дисциплинам,
3) определяют целесообразные формы, методы и средства их

преподавания,
4) готовят учебные и методические материалы,
5) проводят предусмотренные учебным планом занятия и несут полную ответственность за подготовку студентов по своему профилю,
7) определяют уровень знаний студентов,
8) непосредственно и опосредованно воспитывают студентов.
итог Преподаватели 1) непосредственно обучают студентов, 2) разрабатывают учебные программы по закрепленным дисциплинам, 3) определяют целесообразные формы,

Слайд 89Спасибо вам! Низкий поклон всей нашей ассоциации преподавателей вузов!!!

Спасибо вам!   Низкий поклон всей нашей ассоциации преподавателей вузов!!!

Слайд 90Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика