Слайд 2:
Античная история Орфея и Эвридики, воплощенная в одном из таких
мифов, стала символом вечной любви и безграничной преданности. Вот уже
многие века она вдохновляет музыкантов, поэтов, драматургов, живописцев, скульпторов на создание бессмертных произведений. У каждого из них своё видение этой истории, но в основе их творений лежит древнее предание - знаменитый миф, дошедший до нас благодаря Публию Овидию Назону (Publius Ovidius Naso) - древнеримскому поэту, жившему на рубеже двух эпох (43 г. до н. э. - 17 г. н. э.).
Слайд 3Орфей и Эвридика
в музыке
Многие композиторы за основу своих произведений брали
образы Орфея и Эвридики, и каждый по-своему видел эту историю.
Одним из первых, кто прикоснулся к этой теме, был итальянский композитор и певец Якопо Пери (Jacopo Peri). Своё музыкальное действо "Эвридика" (ок. 1600 г.) он сочинил в честь бракосочетания Марии Медичи с королем Франции Генрихом IV, которое прошло в роскошном дворце во Флоренции. Чтобы не омрачать королевскую свадьбу, трагическая концовка древнегреческого мифа исчезла. Орфей, покорив богов своим искусством, забирает свою Эвридику из подземного царства, и счастливые они благополучно возвращаются на землю.
Слайд 4 В 1607 году в Мантуе другой композитор Клаудио Монтеверди представил свою оперную
версию, но она, как и миф, поведала о трагической судьбе Орфея
и Эвридики (Claudio Monteverdi "La Favola d'Orfeo"). История этого композитора очень тесно перекликается с историей античных героев. Дело в том, что у самого Клаудио была своя Эвридика - юная жена, дочь придворного музыканта, и звали её так же, как и его, - Клаудиа. В любви и согласии жили молодые супруги, но так случилось, что после рождения долгожданного сына, Клаудиа заболела неизвестной и неизлечимой болезнью. В это время Монтеверди сочинял свою оперу "Сказание об Орфее" и так же, как и его герой, он боролся с отчаянием, верил и надеялся вырвать свою Эвридику-Клаудиу из рук смерти. Но он последовал мифу и сохранил трагическую концовку, в его опере Орфей навсегда теряет Эвридику, Клаудио тоже навсегда потерял свою любимую жену…
Слайд 5Шли годы, менялись музыкальные стили, и классический период в истории
музыки принёс нам прекрасную, живую, наполненную чудесными мелодиями оперу Кристофа Виллибальда
Глюка "Орфей и Эвридика" (Christoph Willibald Ritter von Gluck, "Orfeo ed Euridice", 1762).
Либретто оперы, написанное Раньери де Кальцабиджи (Ranieri de' Calzabigiи), отличается от известного мифа, но оно так же, как и античная история, наполнено нежностью и безмерной любовью…
Слайд 6Опера «Орфей и Эвридика»
Этот сюжет пленил многих.
Кристоф Виллибальд Глюк
–немецкий композитор.
Глюк написал оперу «Орфей и Эвридика», премьера которой
состоялась в Вене в 1762 году. Своей оперой Глюк произвел «реформу» в музыкальном мире, стремясь к органическому слиянию музыки и драмы. Опера Глюка имеет счастливый конец: боги все таки разрешают Орфею вывезти Эвридику из преисподни (один из вариантов мифа).
Слайд 7«Орфе́й и Эвриди́ка» — первая советская рок-опера
.
Написана в 1975году композитором
Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным,
поставлена ансамблем «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской Консерватории.
В
2003 году опера вошла в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним коллективом (на момент регистрации рекорда спектакль исполнялся 2350-й раз).
Слайд 8Драматург-либреттист
Юрием Димитриным,
"Миф об Орфее начинается с того, чем завершаются события
нашей оперы - гибелью Эвридики, - пояснял Юрий Димитрин. -
Разумеется, и в либретто и в музыке оперы мы старались бережно сохранить высокую героику, гуманизм бессмертной античной легенды. Но, приближая время действия оперы к нашим дням, мы решили предложить зрителям-слушателям иной сюжет. В каком-то смысле наша сюжетная канва является предысторией античного мифа."
Слайд 9«Орфе́й и Эвриди́ка» — первая советская рок-опера
Потерял я Эвридику,
Погубил любовь мою.
Раб
судьбы своей великой,
Я один в ночи стою.
Эвридика, Эвридика,
Лик твой нежный
скрыла мгла.
Птица белая поникла,
Каплет кровь из под крыла."
(Юрий Димитрин, зонг-опера "Орфей и Эвридика")
Слайд 10Питер Пауль Рубенс
«Орфей Эвридика»
Музей Прадо
Слайд 11Пейзаж с Орфеем и Эвридикой
Никола Пуссен, 1648 гг.
Париж, Лувр
Слайд 12.
«Орфей ведущий Эвридику»
Камиль Коро, 1861 г.
Музей Изящных Искусств, Хьюстон
Слайд 14Юрий Димитрин, зонг-опера "Орфей и Эвридика")
Образы поэтического мифа об Орфее
и Эвридике живы и до сих пор волнуют наши души,
воодушевляют нас, наполняют светом, чистотой и великой безграничной любовью. Орфей означает «дарящий свет», и частички этого света живут в сердцах каждого из нас. Через них мы постигаем окружающий мир, они дают нам ощущение чего-то настоящего, значимого, того, что озаряет нашу жизнь любовью и верностью.
.
«…И она полюбила Орфея.
Два сердца встретились, два сердца!..
Орфей!.. Орфей!.. Орфей!.. И Эвридика»