Слайд 2 Цель:
"Раскрыть
влияние религии и культуры на своеобразие философии в России."
Слайд 4
Проблема возникновения философии в России
Лишь в начале XIX
века появляется оригинальная или самобытная русская философия. У её истоков
стоял Петр Чаадаев, который задается вопросом о смысле России как отдельной цивилизации.
«Смысл России - быть уроком всему человечеству».
Слайд 5В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них
в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного
в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии[1]. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.
Слайд 6«философский пароход».
Окончанием философии в России можно считать высылку большевиками в
последних представителей «старорежимной» философской школы.
29 сентября 1922 года, из
Петрограда ушел первый «философский пароход». На немецком судне «Обербургомистр Хакен» в пожизненную ссылку отправились мыслители, которых по выражению Льва Троцкого «расстрелять было не за что, а терпеть невозможно».
Слайд 7«философский пароход».
Уход «философского парохода» был катастрофой для России. Мы потеряли
живую мысль: экономистов, социологов, представителей исторических дисциплин, философов. Это создало
огромные провалы в различных сферах знания, но главное – стало причиной разрыва в воспроизводстве культуры мышления: и философского, и, чуть позже, научного.
Разрыв этот невозможно преодолеть только за счет культуртрегерской работы по переводу. Ведь даже хорошо перевести, что не всегда получается, не значит понять. Необходимо усилие по продолжению мысли.
Слайд 8Основная проблематика:
Проблема человека;
Космизм;
Проблемы морали и нравственности;
Проблемы выбора исторического пути России
- между Востоком или Западом –
специфическая проблема русской
философии;
Проблема власти и государства;
Проблема социальной справедливости;
Проблема идеального общества;
Проблема будущего;
Проблема творчества.
Слайд 9Своеобразия русской философии.
По мнению Николая Лосского, характерными чертами русской философии
являются:
Николай Онуфриевич Лосский (1870 – 1965)
космизм,
софиология (учения о
Софии),
соборность,
метафизичность,
религиозность,
интуитивизм,
позитивизм,
реалистичность (онтологизм).
Слайд 10
Основные школы и направления:
Западничество
Славянофильство
Народничество
Анархизм
Космизм
Толстовство
Софиология
Евразийство
Марксизм-ленинизм
Слайд 13Русский марксизм
В середине 80-х г.г. Народничество распалось. Из него выделились
первые русские марксисты. Впоследствии социализм из народнической утопии превратился в
настоящую теорию
.
Слайд 141.Ортодоксальный марксизм( Г.В.Плеханов)
Осуществил первые попытки научного социального предвидения;
Определил основы религиозного
и эстетического мировоззрения людей;
Предложил диалектико-материалистическую модель революционных процессов в социальной
сфере;
Разработал учение о роли народных масс и личности в истории.
Слайд 152. Легальные марксисты(П.Б.Струве, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк)
В целом на начальном
этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике народничества
Но разошлись
с ними в некоторых вопросах:
Неприятия насильственных средств борьбы
В теории- неприятием подавления личности обществом(несогласием с идеями « воинствующего»материализма и атеизма.
Слайд 163. Философия большевизма
В социальной философии:
Опираясь на открытии русскими народниками он
провозгласил «непреложный вывод» о победе социализма
- Разработано учение о социалистической
революции, о роли пролетариата в ней и его авангарде - коммунистической партии.
- Разработано учение о примате политики над экономикой ( особенно в переходные периоды).
- Разработано учение « О защите социалистического отечества», об « Армии нового типа».
Слайд 173. Философия большевизма
В диалектическом материализме:
В соответствии с естественно- научными открытиями
того времени сформулировал определение материи. ( в отличие от механистической
трактовки ее Ф. Энгельсом)
В диалектике:
-Ленин видел в ней прежде всего « закон познания (и закон объективного мира)». « Диалектика и есть теория познания( Гегеля и марксизма)», а стал быть, философского материализма.
- Введен принцип примата практики над теорией.
Слайд 18вывод
В целом теоретические философские и социально- философские произведения В.И.Ленина существенно
дополнили и обогатили марксистскую теорию.
Непрекращающийся критический анализ сделанного Лениным, постоянное
заимствование его идей, являются косвенным доказательством их оригинальности.