Слайд 1МИР СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИЙ
Час общения по профориентации
в 10 классе МОУ
«Рыбкинская средняя общеобразовательная школа»
Кл. руководитель: Окшина Л.А.
2010-2011 учебный год
Слайд 2ЦЕЛИ:
Реалистичный, своевременный и осознанный выбор профиля обучения на основе знаний
о себе и мире профессий
Активизация профессионального самоопределения на этапе
предпрофильной подготовки
Слайд 3ЗАДАЧИ:
знакомство с историей возникновения профессий
развитие навыков исследовательской работы
знакомство со
способами классификации профессий
осознание значимости разных видов профессиональной деятельности
знакомство
с современными профессиями
Слайд 4Что чаще всего говорят люди, отвечая на вопрос «Кто вы»?
В
жизни мы играем множество ролей. Не случайно так часто эти
роли связаны с профессией: работа занимает примерно треть жизни.
Отвечая на вопрос «Кто Я?», мы обозначаем место, которое занимаем в этом мире, конструируем образ своего «Я». Многие люди отождествляют себя со своей профессией.
Слайд 5Чем можно объяснить традиционное уважение всех людей к профессиям и
профессионалам?
В древности каждое занятие имело божественного покровителя.
Аполлон
– бог искусств и ремесел,
Арес, или Марс – бог военного ремесла,
Деметра – богиня земледелия,
Афина – богиня науки,
Асклепий – бог врачевания,
Гефест – бог огня и кузнечного ремесла.
Слайд 6Назовите исчезнувшие и только недавно возникшие профессии
В мире насчитывается около
сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и
возникают сотни новых, точно также, как на смену старым предметам обихода приходят новые.
Слайд 7Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь,
что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий.
Слайд 8ВРЕМЯ И ВЕЩИ
Сейчас большая редкость – пишущая машинка.
Ей на смену пришел компьютер с клавиатурой. Поэтому и профессия
машинистки видоизменилась.
Слайд 9ВРЕМЯ И ВЕЩИ
Еще несколько лет назад во всех магазинах и
учреждениях использовались счеты – древнейший калькулятор.
Слайд 10ВРЕМЯ И ВЕЩИ
Профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской. Тяжелую
работу теперь выполняет стиральная машина.
Слайд 11Известный русский историк и политик XVIII в. Татищев разделил все
занятия на пять групп:
нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право),
полезные науки
(сельское хозяйство, физика, биология, математика),
щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство),
тщетные науки (алхимия, астрология)
вредительские науки (колдовство).
Слайд 12В наше время чаще всего используется классификация Е.А.Климова по предмету
труда:
ТЕХНИКА
ЧЕЛОВЕК
ПРИРОДА
ЗНАК
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ОБРАЗ
Слайд 13ТЕХНИКА
Производство, обслуживание, проектирование техники, от космических ракет и компьютеров
до молота кузнеца. Инженер, летчик, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник,
испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Технические объекты могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому эти профессии требуют от человека знаний, навыков, конструкторских способностей, точности, силы и выносливости.
Слайд 14ЧЕЛОВЕК
К этой сфере относится большинство профессий. Врач, учитель, воспитатель, официант,
юрист, продавец, парикмахер — все эти профессии требуют от человека
сопереживания, терпения, ответственности, потому что их смысл — эффективное взаимодействие между людьми. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому человеку, независимо от его профессии.
Слайд 15ПРИРОДА
Профессии этой группы: агроном, геолог, эколог, селекционер, ветеринар. Людей этих
профессий объединяет деятельная любовь к природе. Одно дело
— играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, дрессировать, не считаясь со своими планами. Чтобы быть успешным в этих профессиях, надо быть выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.
Слайд 16ЗНАК
Это профессии кассира, экономиста, математика, программиста, нотариуса, секретаря. Предмет их
труда – информация в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков,
которую они собирают, обобщают и анализируют. От достоверности и своевременности этой информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Эти профессии предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.
Слайд 17ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Создание произведений искусства — особый процесс, требующий от художника,
актера, дизайнера, скульптора, ювелира не только знаний и умений, но
и чувство прекрасного. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость.
Слайд 18Правильнее говорить о преобладающем предмете труда, потому что многие профессии
невозможно отнести к одному предмету труда
Тележурналист должен не только
уметь общаться с самыми разными людьми, но и разбираться в технике, понимать законы красоты.
Хороший руководитель должен быть прекрасным организатором, тонким психологом, талантливым стратегом и тактиком.
Столяр-краснодеревщик создает настоящие произведения искусства, поэтому кроме к технике ему нужен интерес к сфере «Художественный образ»
Преподаватель информационных технологий должен быть специалистом в области техники и знаковой информации.
Слайд 19ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ ТРУДА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Итак, выбирая профессию, мы выбираем, прежде всего,
предмет профессиональной деятельности.
Этот выбор основан на интересе, который может перейти в любовь к своему делу, без которой нельзя стать успешным профессионалом.
Учитель, который не любит своих учеников, ничему не сможет их научить.
Ветеринар, который не любит животных, принесет им больше вреда, чем пользы.
Артист или художник, который любит себя в искусстве, а не само искусство, не создаст подлинный шедевр.
Бездушная машина, и та чувствует отношение к себе: это известно всем, кто работает с техникой.
Слайд 20Мерчендайзер.
«Торговец».
Их основной обязанностью является доставка определенного товара в магазины
Немаловажной задачей мерчендайзера является
контроль над тем, как оформлен товар компании в магазине. Обеспечить наличие
наклеек, плакатов и прочих рекламных нюансов — также его обязанность.
Кто такой рыбак?
Это мерчендайзер рыбных ресурсов.
Слайд 21Риелтор.
«Агент по операциям с недвижимостью»
Задача риелтора — организовывать и непосредственно вести диалог между продавцом
и покупателем.
Отдыхают за городом риелтор и столяр, каждый на своей даче. Столяр выходит из дома,
риэлтор качается в гамаке на улице, заканчивая телефонный разговор.
Столяр спрашивает: «Отдыхаете?»
Риелтор: «Нет, работаю».
Через какое-то время столяр идет домой, риелтор рубанком строгает.
Столяр спрашивает: «Работаете?»
Риелтор: «Нет, отдыхаю».
Слайд 22Трейдер.
На практике любому трейдеру приходится и торговать, и посредничать, а спекуляция — это сама суть
работы.
Основная обязанность трейдера — получение прибыли на фондовых, финансовых и биржевых рынках
от продажи и покупки ценных бумаг и обмена валюты. Купить подешевле, продать подороже и наоборот — итог хорошей работы.
Жена спрашивает у трейдера:
— Дорогой, мы женаты 7 лет, но ты ни разу не говорил мне, чем занимаешься на работе.
— Понимаешь, дорогая, как бы тебе попроще объяснить... Представь, пошли мы вчера на рынок и купили много живых кроликов, а сегодня случилось наводнение и все кролики утонули. И вот мы сидим и думаем, и что это мы вчера рыбок не купили.
Слайд 23Андеррайтер.
Страховой андеррайтер является риск-менеджером в сфере страхования
Задача риск-менеджера состоит в том, чтобы
полностью проанализировать ситуацию и выявить всевозможные риски.
Телефонный разговор под Новый год:
— Алло, это страховая компания? Скажите, мы можем застраховать дом по телефону?
— Нет, это невозможно. Сейчас мы пошлем своего представителя, и он заключит с вами соглашение.
— Хорошо, присылайте. Только поторопитесь, а то у нас уже догорает елка и начинает дымиться ковер.
Слайд 24Актуарий.
«Статистик страхового общества».
Обязанность актуария — рассчитывать, кому и сколько нужно выплатить, сколько
денег осталось и на кого их лучше потратить.
Бухгалтер, адвокат и актуарий шли по улице и натолкнулись
на человека, который выронил из кармана на тротуар несколько монет. Бухгалтер смотрит на монеты, подсчитывает сумму и говорит человеку, сколько денег он потерял. Адвоката не интересуют монеты — он начинает оглядывать тротуар в поисках долларовых купюр. А актуарий, уже зная общую сумму потерянных монет, пытается определить, сколько денег находится у человека в кармане.
Слайд 25Маркшейдер.
«Картограф-прораб при подземном строительстве»
Маркшейдер должен при помощи специальных геологических расчетов
составить подробную карту нужного участка «подземелья» и находящегося над ним наземного
участка.
Несет полную ответственность за безопасность проекта наравне с архитекторами и прорабами.
Маркшейдер спрашивает у геолога:
— С какой ошибкой вы подсчитываете запасы?
— Мы считаем без ошибок.
Слайд 26«На мой взгляд, внутренние предпосылки человека – его способности и
склонности, особенности характера, мотивация – важнее, чем внешние факторы (такие
как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться».
Психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова
Слайд 27Используемые материалы
http:// www. bar.lv
http:// www. psychology.ru
http://www.hrono.ru
http://www.hellados.ru
http://www.google.ru
http://psychol.ras.ru
В.Н. Дружинин, Варианты жизни, М.
2000.
Е.А. Климов, Как выбирать профессию, М.1986.
Г.В. Резапкина, Психология и выбор
профессии, М., 2005
http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5091