Слайд 1
ДОКЛАД
на тему: «Нетрадиционная техника рисования
как составляющая культурно-эстетического воспитания детей
с различными степенями умственной отсталости»
Подготовила: педагог
дополнительного образования
Володина Г.А.
Слайд 2Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и
творческой деятельностью ребенка.
Ум ребенка – на кончиках его пальцев»
В.И.Сухомлинский.
Слайд 3Нетрадиционное рисование-это искусство изображать предметы и образы не основываясь на традиции.
Рисование нетрадиционными способами,
увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Слайд 4В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир — в зерне
песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в
чашечке цветка.
Уильям Блейк
Слайд 6Проведение занятий с использованием
нетрадиционных техник
Слайд 7
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 8НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок
дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к
бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Слайд 12Работая в данной технике у детей развивается фантазия, творческие способности,
мелкая моторика рук, чувство композиции, цветовосприятия.
Слайд 13НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ
Материалы: бумага, клей, фломастеры,
цветные карандаши, краски.
Способ получения изображения: ребенок получает лист бумаги с
приклеенной на него абстрактной фигурой из цветной бумаги. Используя фломастеры, цветные карандаши, краски, он должен дополнить фигуру линиями, штрихами, другими фигурами, чтобы получить изображение предмета, животного и т.п. (то что он увидел, впервые посмотрев на свой лист).
Слайд 15НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ
«Букет для мамы своими
руками»
Слайд 17НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ
«Карта страны сказок»
Слайд 19НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
СОЧЕТАНИЕ РИСУНКА И АППЛИКАЦИИ
«Весёлая лошадка»
Слайд 20Работая в данной технике, ребенок развивает определенные способности – зрительную оценку формы, ориентирование
в пространстве, чувство цвета.
Слайд 21НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
«ШТАМПЫ ПАЛЬЦАМИ»
(отпечатки пальцев)
Средства выразительности: пятно, точка, короткая
линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета,
небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Слайд 23Вот такие цветы
у нас получились!
Слайд 24НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
«РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ»
«Цыпленок»
Слайд 26НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
ШТАМПЫ ПАЛЬЦАМИ
(отпечатки пальцев)
«Животный мир»
Слайд 29НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
«РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ»
«Львенок»
Слайд 30Рисование пальцами способствуют развитию речи, а также памяти и внимания.
Ребенок самостоятельно распоряжается своим телом, а это способствует развитию координации
движений.
Слайд 31НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
(рисование пластилином)
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: плотный
картон, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка
для рук.
Способ получения изображения: ребенок размазывает пластилин по поверхности бумаги, взрослый может предварительно нарисовать изображение, по которому размазывается пластилин. Чтобы придать работе законченный вид, можно сделать мелкие детали из ниток, цветной бумаги или картона, шишек, ракушек и другого материала.
Слайд 32«Семья улиток»
НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»
(рисование пластилином)
Слайд 35НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
(рисование пластилином)
«НА ЦВЕТКЕ…»
Слайд 37НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы:
кисточки, акварель, мятая бумага, палитра, вода, гуашевые краски, плотный лист
бумаги.
Способ получения изображения: смять листочек бумаги, обмакнуть его в краску и рисовать методом "примакивания".
Слайд 38Рисование мятой бумагой способствует развитию зрительной памяти, художественно образного мышления,
фантазии, воображения.
Слайд 39НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
РИСУНКИ ИЗ ЛАДОШКИ
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы:
лист белой бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, пастель, краски- гуашь,
акварель, кисти.
Способ получения изображения: обвести ладонь и дорисовать необходимые детали.
Слайд 42Рисуя своими ладошками, дети развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Слайд 43НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
ВЫДУВАНИЕ ТРУБОЧКОЙ
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо
жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для
напитков).
Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки, так чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Слайд 45НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
ВЫДУВАНИЕ ТРУБОЧКОЙ
«САЛЮТ»
Рисование в этой технике отлично развивает
творчество, фантазию, воображение. Эти занятия не только интересные, увлекательные, но
и очень полезные. Так, как выдувание через трубочку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Слайд 46НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
МОНОТОПИЯ
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага
любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: складываем лист
бумаги вдвое и на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Слайд 48Рисование в данной технике развивает творческую активность и творческие способности
детей, путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет
к радости творчества и удовольствию от результата.
Слайд 49НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
СИЛУЭТНОЕ РИСОВАНИЕ
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: кисточки, бумага,
краски- акварель, гуашь.
Способ получения изображения: вырезать фигуру, изображенную на листе
бумаги, обвести простым карандашом. Закрасить область вокруг силуэта, дополнить картину необходимыми элементами до получения задуманного сюжета.
Слайд 51НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
СИЛУЭТНОЕ РИСОВАНИЕ
«Храмы»
Силуэтное рисование достаточно глубоко развивает графические
способности у учащихся.
Слайд 52НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
ВЫКЛАДЫВАНИЕ РИСУНКА НА ПЕСКЕ
( камушками, бусинками,
пуговицами, шариками и т.д.)
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: форма с
песком, природный материал, пуговицы, бусинки, шарики и т.п.
Способ получения изображения: на песке ребенку предлагается выложить узор, картинку, используя крупные бусины, камешки, пуговицы, шарики и т.п.
Слайд 54НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ:
ПАСТЕЛЬ + АКВАРЕЛЬ
Средства выразительности: цвет, линия, пятно,
фактура.
Материалы: маслянная пастель, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения
изображения: ребенок рисует пастелью на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок пастелью остается не закрашенным.
Слайд 55Использование в рисовании разнообразных материалов, разные способы изображения, соединяя их
в одном рисунке, развивает у детей эстетические чувства формы, цвета,
ритма, композиции.
Слайд 56Каждая из представленных нетрадиционных техник рисования – это маленькая игра.
Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения, оказывает положительное влияние на психическое развитие детей.
Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях кружка в течение трех лет позволило сформировать положительную динамику в развитии творческих способностей учащихся.
Заключение
Слайд 57Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования доказывают их уникальные возможности
по-особому влиять на развитие детей с различными степенями умственной отсталости
и их способностей.