Слайд 1Презентация по пьесе М.Горького
”На дне”
Слайд 2Замысел пьесы
Творческий замысел пьесы "На дне" появился у Горького в
начале 1900 г. Весной этого же года он рассказывал К.
С. Станиславскому о задуманной пьесе.
Слайд 3Работа над текстом:
М. Горький начал писать пьесу "На дне" в
конце 1901 г. в Крыму. 5 мая 1902 г. писатель
прибыл в Арзамас, где напряженно работал над произведением. 15 июня 1902 г. пьеса была завершена. 25 июля 1902 г. Горький отправил экземпляр пьесы в Петербург в издательство "Знание" для последующей публикации. После этого текст драмы больше не подвергался авторской правке.
Слайд 4Поиски заглавия:
Интересно, что в процессе работы Горький не раз менял
заглавие пьесы. В рукописи произведение называлось "Без солнца", "Ночлежка", "Дно,
"На дне жизни". Окончательное название "На дне" впервые появилось на афишах накануне премьерного спектакля в Москве.
Слайд 5Публикация отдельного издания:
Пьеса "На дне" была впервые напечатана отдельной книгой
под заглавием "На дне жизни" в Мюнхене издательством Мархлевского и
поступила в продажу в конце декабря 1902 г. В России пьеса была впервые опубликована в январе 1903 г. под заглавием "На дне" издательством товарищества "Знание" (СПб). Книга пользовалась огромным спросом: весь первый петербургский тираж (40 000 экземпляров) был распродан за две недели. К концу того же 1903 г. было продано уже более 75 000 экземпляров. До этого ни одно литературное произведение не пользовалось подобным успехом.
Слайд 6Первая постановка:
Театральная цензура сначала категорически запрещала пьесу "На дне" к
постановке. В конце концов Горькому удалось добиться постановки на единственной
площадке - в Московском Художественном театре. При этом театральные цензоры внесли значительные изменения в текст, чтобы ослабить революционную направленность драмы. Впервые пьеса была поставлена на сцене 18 (31) декабря 1902 г. в Московском Художественном театре.
Слайд 7Действующие лица:
Михаил Иванович Костылев является одним из центральных персонажей пьесы
"На дне" Горького. 54-лений Михаил Иванович Костылев является хозяином ночлежки
для бедных, в которой происходит действие пьесы. Костылев женат на 26-летней Василисе Карповне. Господин Костылев является сообщником Васьки Пепла в его воровских делах. Судя по всему, он указывает вору места для кражи, а затем выкупает ворованое. Все это происходит с молчаливого согласия полицейского Абрама Медведева, дяди Василисы. При этом Костылев при всех делает вид, что не покупает краденое. Костылев - лицемерный человек. Так например, он называет Клеща "злым человеком" за то, что тот плохо обращается с женой. При этом сам Костылев издевается над беззащитной Наташей, судя по всему, не считая это злодейством. Однажды в драке Васька Пепел ударяет Костылева, после чего тот падает и умирает на месте.
Слайд 8Василиса Карповна
26-летняя Василиса Карповна Костылева является женой 54-летнего господина Костылева,
хозяина ночлежки для бедных. Василиса Карповна - красивая женщина. Василиса
состоит в браке с Костылевым уже 4 года. Она несчастлива с мужем, которого называет "клопом" и "ядом". Василиса - умная и ловкая женщина. Василиса жестоко обращается со своей сестрой Наташей и бьет ее. Кроме того, Василиса также позволяет мужу издеваться над бедной девушкой. Известно, что замужная Василиса в течение некоторого времени состояла в любовных отношениях с вором Васькой Пеплом, но в начале пьесы мы узнаем, что Пепел разрывает эти отношения. Расставшись с Василисой, Васька Пепел начинает открыто ухаживать за ее сестрой Наташей. Василиса не может пережить этого и вымещает свою злобу на сестре, избивая ее. После разрыва с Пеплом Василиса предлагает ему страшную сделку - избавить ее от ненавистного мужа и взамен получить Наташу. Васька отказывается участвовать в этом преступлени. Однажды в драке Васька Пепел ударяет Костылева, после чего тот тут же умирает. Когда Ваську Пепла арестовывают, он сообщает полиции о том, что Василиса имела преступный замысел и хотела избавиться от мужа. В результате Василиса также оказывается в тюрьме. О дальнейшей судьбе Василисы Карповны ничего не известно. Возможно, каким-то образом ей все-таки удается уйти от ответственности и выйти на свободу.
Слайд 9Наташа Карповна
Наташа – сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей
выпала тяжёлая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны
сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Именно из-за этого в неё влюбляется вор Васька Пепел. Он зовет её уехать с ним в Сибирь. Но она честно признается, что не любит его настолько, не верит его намерениям.Василиса, узнав о том, что Пепел хочет её бросить и уехать с Наташей, начинает жестоко избивать сестру и окатывает её кипятком. Наташу вовремя спасают, но при этом погибает Костылев. В страшной истерике Наташа обвиняет в убийстве хозяина ночлежки Пепла и свою сестру. Не выдержав более таких издевательств, Наташа кричит. Позже становится известно, что Наташа попала в больницу. Потом она исчезает в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в ночлежку.
Слайд 10Абрам Медведев
Господин Медведев является дядей Василисы Карповны (хозяйки ночлежки) и
ее младшей сестры Наташи. Возраст Медведева - 50-лет. Господин Медведев
служит полицейским. По вечерам Медведев приходит в ночлежку, чтобы поиграть с приятелями в шашки. Медведев ухаживает за 40-летней торговкой пельменей Квашней, живущей в ночлежке. Полицейский предлагает женщина выйти за него замуж, но та отказывается. Медведев считает, что жулик должен обладать умом, тогда как как хороший человек хорош, даже если глуп. Господин Медведев - нечестный, недобросовестный полицейский. Ему известно, что его племянница Василиса с мужем имеют общие дела с вором Васькой Пеплом. Полицейский ничего не предпринимает, чтобы пресечь это беззаконие. После трагедии в ночлежке (когда от рук Васьки Пепла погибает хозяин ночлежки Костылев) полицейский Медведев, судя по всему, лишается своей должности. Вероятно, его увольняют за недобросовестное отношение к работе. В конце пьесы Медведев женится на Квашне. Супруга относится к Медведеву строго (по мнению Сатина) и даже бьет его. По словам Квашни, Медведев начал пить после того, как все узнали о том, что жена бьет его. Таким образом, остается не совсем ясным, что началось раньше - пьянство Медведева или побои Квашни.
Слайд 11Васька Пепел
28-летгний преступник. Ранее он встречался с Василисой, которая продолжает
испытывать к нему чувства, а сам Васька старается ухаживать за
более молодой Наташей, которой предлагает убежать и начать жить честно, но такое предприятие не удается, так как Васька оказывается за решеткой после того, как убивает Костылева.
Слайд 12Лука
Лука - 60-лет, старик. Старик, который хочет помогать всем другим
и умудренный опытом, но по факту его советы никому не
нужны и даже вредят. Он вероятнее всего поселился в ночлежке после того как сбегает из каторги. Наверное, Лука не досидел собственный срок, не известно в чем его преступление.
Слайд 13Актер
Актер - 40-летний алкоголик. Он ранее служил в театре и
копит деньги, чтобы уехать в какой-то мифический город, где лечат
от алкоголизма. Об этом городе рассказал Лука и в этом совете снова проявляется его довольно вредное воздействие. Лука в итоге не называет в каком городе располагается искомая лечебница и этот герой снова пьет, после чего накладывает на себя руки.
Слайд 14Сатин
Сатин - 40-лет, алкоголик и нечестный картежник. Ему пришлось отсидеть
пять лет, но тюрьма его не перевоспитала и он хочет
продолжать существовать за счет шулерства, хотя он сам неглупый и образованный.
Слайд 15Барон
33-летний пьяница, дворянин.
Он служил чиновником, но
попался на растрате и после семьи не смог наладить свой
быт, оказался нищим. Его снабжает деньгами Настя, с которой он встречается и благодаря этому может пить.
Слайд 16Настя
24-летняя девушка. Терпит Барона, который ее унижает, хотя
и встречается с ней. Вероятно, девушка легкого поведения или зарабатывает
каким-то другим непристойным образом. Обожает любовные романы, которые по большей части читает для того чтобы придумывать какие-то любовные истории с собственной персоной в главной роли. Конечно, никто ей особенно не верит.
Слайд 17Клещ
Клещ - 40-летний ремесленник, слесарь. Непрестанно унижает супругу, которая заболевает.
После гибели Анны он продает инструменты, чтобы похоронить супругу.
Слайд 18Бубнов
Бубнов – 45 лет. Ранее он владел меховой мастерской, которой
лишился после развода. Теперь нищий.
Слайд 19Анна
30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Страдает от чахотки и сама
считает болезнь причиной плохого отношения супруга- Клеща
Слайд 20Квашня
40-летняя торговка пельменями. Женщина, которая была бита супругом на протяжении
восьми лет, после чего развелась, а потом выходит за Медведева,
который оказывается сам под рукой этой женщины.
Слайд 21Алешка
20-летний сапожник, пьяница. Несчастный молодой человек, который иногда
пьет и оказывается в полиции. Может петь и играть на
гармошке.
Слайд 22Татарин
Обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Является одним из немногих честных людей
и даже обличает Сатина и Барона в нечестной картежной игре.
Под завершение пьесы он оказывается со сломанной рукой и соответственно без работы.
Слайд 23Кривой Зоб
Тоже грузчик. В отличие от Татарина, он хорошо знает
о карточной нечестной игре (имеется в виду Сатина и Барона),
но отношение у него другое, он оправдывает этих людей. Любит петь, в чем составляет компанию другим обитателям ночлежки.
Слайд 24Конфликт в пьесе:
В основе пьесы «На дне» любовная интрига, укладывающаяся в
два любовных треугольника «Пепел — Василиса-Наташа», «Пепел-Василиса-Костылев». Ее развитие приводит
к тому, что Пепел убивает Костылева и оказывается в тюрьме, Наташа, покалеченная Василисой, попадает в больницу, а Василиса становится полновластной хозяйкой ночлежки.
Конфликт пьесы «На дне» между состраданием и правдой формально разрешен в пользу правды: утешения Луки не сделали жизнь обитателей ночлежки лучше. Человек должен знать правду о себе, говорит Горький, тогда он может изменить эту жизнь. Но вопрос, поставленный писателем, остается вопросом, так как образы героев не дают однозначного решения, поэтому пьеса и не потеряла своей актуальности.
Слайд 25Новаторство пьесы
Сама тема общественного «дна» не была новой в русской
литературе, в том числе и в драматургии. В 70-е годы
А. Писемский написал пьесу об обитателях ночлежки — «Птенцы последнего слета» . Эта тема разрабатывалась и Горьким в его рассказах. Новаторство пьесы «На дне» заключалось не в теме, а в новом её решении. Как и в рассказах 90-х годов, Горький, изображая страшный мир нищеты и страданий людей «дна» , выступает обличителем буржуазно-собственнического мира, представленного в пьесе в лице зловещей фигуры лицемерно-елейного содержателя ночлежки Костылева, готового выжать прибыль даже из мертвого. Жестокой хищницей показана и его жена Василиса. И так же, как и в прежних произведениях о босяках, мир костылевых обличает сама судьба обитателей «дна» .
Однако в пьесе заметна и новая позиция автора по отношению к босякам, стремление глубже заглянуть в их судьбы, в их социальную психологию. Герои пьесы пытаются постигнуть причины и смысл своей судьбы, спорят о человеке, о правде, о счастье, вызывая мысль о преодолении того мира, который получил символическое выражение в ночлежке Костылева. На вопрос об истинной правде жизни различные персонажи пьесы отвечают по-разному. Есть своя точка зрения и у автора, не совпадающая с позицией ни одного персонажа, — она чувствуется в подтексте пьесы.