СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УРОКИ №21-22
1. Повторение изученных разделов социальной психологии (1 - 3).
2. Знакомство с новой темой (раздел 4).
Доклады студентов по новой теме.
Проверочная работа.
1. На стыке каких двух наук воз-
никла социальная психология?
а) социология, философия;
б) социология, психология;
в) политология, социометрия.
2. Когда появились первые социально-психологические теории?
а) в начале 18 века;
б) в конце 20 века;
в) в середине 19 века.
3. Основателями теории «Психология
масс» были:
а) Ф.Гегель, М.Лацарус, Г.Штейнталь;
б) Г.Тард, С.Сигиле, Г Лебон;
в) В.Мак-Дугалл, Э.Росс, Д.Болдуин.
4. Какой метод социальной психологии не относится к основным:
а) наблюдение;
б) тестирование;
в) эксперимент.
5. Обмен информацией между двумя или большим количеством людей – это
а) перцепция;
б) коммуникация;
в) интеракция.
6. Метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий – это
а) социометрия;
б) эксперимент;
в) тестирование.
7. Какого вида общения не существует?
а) вербальное;
б) императивное;
в) позитивное.
8. Как называется психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению?
а) стилистическое непонимание;
б) конфликтная ситуация;
в) коммуникативный барьер.
9.Что не относится к механизмам познания и понимания другого человека?
а) идентификация;
б) эмпатия;
в) проекция.
10. Внутриличностная функция общения:
а) обеспечивает людям возможность познать
себя;
б) реализуется в общении человека с самим
собой;
в) способствует налаживанию и сохранению связей, контактов и взаимоотношений между людьми.
Слайд 711. Диффузная группа – это ...
а) реальная социальная общность,
не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов,
дружбы, и симпатий;
б) группа, в которой отсутствует сплоченность, нет совместной деятельности;
в) группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
12. Какая стратегия взаимодействия предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера?
а) сотрудничество;
б) компромисс;
в) уступчивость
Слайд 8Социально-психологическая характеристика личности
Слайд 9
План изучения темы.
Знакомство с понятиями: личность, индивид, индивидуальность, человек, субъект.
Факторы, влияющие на развитие личности.
Свойства личности (структура).
Потребности личности.
Слайд 10Задание. Соотнесите понятие и определение.
Объясните свой выбор.
Слайд 12Факторы, влияющие на развитие личности:
Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности;
Анатомо-физиологические особенности;
Окружающая
среда;
Общество (макросреда и микросреда);
Общественно-полезная деятельность.
Слайд 13Свойства личности:
Способности –
это умственные и физические качества,
при выражении которых, а также при наличии надлежащих мотиваций и
характера, человек отличается высокой обучаемостью в одной или нескольких сферах деятельности.
Слайд 14Темперамент –
это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой
протекания психических процессов.
Слайд 15 ТЕМПЕРАМЕНТ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЮДЬМИ ПОКАЗЫВАЕТ
ЧТО ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ В ПОВЕДЕНИЕ:
- ОДНИ
ПОДВИЖНЫ И ПОРЫВИСТЫ,
ДРУГИЕ МЕДЛИТЕЛЬНЫ, СПОКОЙНЫ.
ПРИЧИНА В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ПРИСУЩЕМ ОТ
РОЖДЕНИЯ
Слайд 16 ТЕМПЕРАМЕНТ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ВРАЧ ГИППОКРАТ
РАЗЛИЧАЛ В ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕТЫРЕ ЖИДКОСТИ:
КРОВЬ, СЛИЗЬ, ЖЕЛЧЬ И ЧЕРНАЯ ЖЕЛЧЬ
«ЖЕЛЧЬ»- ХОЛЕРИЧЕСКИЙ
КРОВЬ- САНГВИНИЧЕСКИЙ
СЛИЗЬ- ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ
«ЧЕРНАЯ
ЖЕЛЧЬ- МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ
Слайд 17 ТЕМПЕРАМЕНТ
ГИППОКРАТ ОТМЕЧАЛ, ЧТО ПРЕОБЛАДАНИЕ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ЖИДКОСТИ ОБЬЯСНЯЕТ
ТЕМПЕРАМЕНТ ЧЕЛОВЕКА, ТЕМП, РИТМ, ИНТЕНСИВНОСТЬ
ПРОЦЕССОВ
САНГВИНИК - УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК (ЕГО ФОРМУЛА
– «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ»
ХОЛЕРИК - НАПРОТИВ, НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ ТИП.
ЕГО ФОРМУЛА- «НИ МИНУТЫ ПОКОЯ»
ФЛЕГМАТИК - СИЛЬНЫЙ, НЕТОРОПЛИВЫЙ ТИП.
«НЕ ТОРОПИ»
МЕЛАНХОЛИК- СЛАБЫЙ, НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ ХАРАКТЕР.
«НЕ НАВРЕДИ»
Слайд 18ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
САНГВИНИК
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫ СВОЙСТВА:
ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ, УВЛЕЧЕННОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ,
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:
ЗАЗНАЙСТВО, ЛЕГКОМЫСЛИЕ,
ПОВЕРХНОСТЬ, НЕНАДЕЖНОСТЬ.
ВЫВОД: НЕОБХОДИМОСТЬ
ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ
Слайд 19ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
ХОЛЕРИК
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА:
ЭНЕРГИЧНОСТЬ, УВЛЕЧЕННОСТЬ, СТРАСТНОСТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ,
НЕВЫДЕРЖАННОСТЬ, КОНФЛИКТНОСТЬ.
ВЫВОД: ОН ДОЛЖЕН ПОСТОЯННО ЗАНЯТ ДЕЛОМ.
Слайд 20ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
ФЛЕГМАТИК
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:
УСТОЙЧИВОСТЬ, ПОСТОЯНСТВО, АКТИВНОСТЬ, ТЕРПЕЛИВОСТЬ, САМООБЛАДАНИЕ, НАДЕЖНОСТЬ.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:
МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ,
БЕЗРАЗЛИЧИЕ,
СУХОСТЬ, «ТОЛСТОКОЖОСТЬ».
ВЫВОД: ЕГО НЕ НАДО ПОДГОНЯТЬ, ОН САМ СДЕЛАЕТ СВОЕ
ДЕЛО
Слайд 21ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
МЕЛАНХОЛИК
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:
ЧУСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЛЕГКОРАНИМОСТЬ, ПРОЯВЛЯЕТ СОЧУСТВИЕ К ЛЮДЯМ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:
НИЗКАЯ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, МНИТЕЛЬНОСТЬ, ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, ЗАМКНУТОСТЬ.
ВЫВОД: НА НЕГО НЕЛЬЗЯ ДАВИТЬ, КРИЧАТЬ, УКАЗЫВАТЬ.
МЕЛАНХОЛИК- ПРЕКРАСНЫЙ ДРУГ.
Слайд 22Характер –
это психическое свойство личности, определяющее линию поведения
человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду,
другим людям, к самому себе.
Слайд 23 ХАРАКТЕР
В ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА, СВОЙСТВА КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ВРОЖДЕННЫМИ, ЧЕРТЫ
ХАРАКТЕРА ФОРМИРУЮТСЯ
ПОСТЕПЕННО,
И ЭТОТ ПРОЦЕСС СВЯЗАН С ПОНЯТИЕМ ЛИЧНОСТЬ
ЛИЧНОСТЬ - ЧЕЛОВЕК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО, СФОРМИРОВАВШЕЕСЯ
В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫМ В ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
ХАРАКТЕР –
СОВОКУПНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УСТОЙЧИВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЧЕЛОВЕКА, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В ЕГО ПОВЕДЕНИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СТЕРЖНЕМ ХАРАКТЕРА ЯВЛЯЮТСЯ МОРАЛЬНО- ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА.
Слайд 24 ХАРАКТЕР
О ХАРАКТЕРЕ ГОВОРЯТ В СЛУЧАЯХ, КОГДА ПРОЯВЛЯЮТСЯ
КАК
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ТАК И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ХАРАКТЕРА:
ТРУДОЛЮБИЕ, ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, ЧУСТВО СОБСТВЕННОГО
ДОСТОИНСТВА, ...
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
СТОРОНЫ ХАРАКТЕРА:
ЛЕНЬ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ПРЕЗРЕНИЕ К ЛЮДЯМ, САМОМНЕНИЕ, СКУПОСТЬ, ...
Слайд 25ИТОГИ:
Психологический портрет личности закладывается с рождения. Основой его является темперамент,
выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета -
характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов.
Изменение характера возможно, если есть желание перемен и дополнительные усилия со стороны личности
Слайд 26Направленность личности –
упорядоченная структура духовных ценностей, потребностей,
подкрепленная взглядами, убеждениями, жизненными принципами.
Направленность личности позволяет понять,
что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он ставит перед собой.
Слайд 27Самосознание –
это центральная часть личности.
Это
сумма всех представлений человека о
себе.
Самосознание
Самопознание
Самоотношение
Саморегулирование
Самооценка
Самоконтроль
Управление поведением и деятельностью
Слайд 28
Потребности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо.
Потребности личности.
материальные духовные
потребность социальные потребность в
в пище, одежде, связанные с распреде- общественной
жилище, тепле, … лением ролей в общест- деятельности, труде,
ве, группах общении друг с другом,
приобретении знаний,
изучении наук и искусств,..
Слайд 29Домашнее задание:
1. Стр.92 – 93 – повторить материал («Социальная психология»
В.Г.Крысько)
2. Стр. 33 – 37 – краткий конспект («Социальная психология»
Н.С.Ефимова)
3. Конспект в тетради (повторить)