Слайд 1Влияние дорожных условий на безопасность движения
Слайд 2Вопросы безопасности движения по автомобильным дорогам приобретают во всех странах
с каждым годом все большее значение в связи с ростом
парка автомобилей и интенсивности движения. Количество несчастных случаев на автомобильном транспорте пока еще очень велико - больше, чем па других видах транспорта.
В среднем для ряда стран относительное количество погибших на 100 млн. пасс-км на разных видах транспорта составляет: для железнодорожного - 0,35, для воздушного - 0,53 и для автомобильного - 2,18. Поэтому борьба за безопасность движения является общей задачей автомобилистов и дорожников.
Основное условие обеспечения безопасности - дисциплина вождения автомобилей. Водитель должен, избирая режим движения, учитывать время суток, погоду, конструктивные особенности автомобиля, дорожные условия и строго подчиняться требованиям правил движения и установленных дорожных знаков, а также оперативным указаниям работников службы регулировании движения. Большую роль играет культура вождения, при которой каждый водитель обязан обеспечивать безопасность движения всего потока автомобплгн.
Слайд 3Не менее важно для обеспечения безопасности предупреждение возникновения аварийных условий
па дорогах еще при проектировании и в процессе последующей их
эксплуатации с тем, чтобы водитель, строго соблюдающий правила движения, был гарантирован от возможности дорожно-транспортного происшествия. Безопасность должна обеспечиваться дорожниками, а не органами регулирования движения. Обеспечение безопасности .движения главный критерий при нормировании требований к элементам плана и профиля автомобильных дорог, при разработке требований к проложенню дорог в плане и продольном профиле и назначении мероприятий, проводимых службой эксплуатации дорог для сохранения постоянных транспортных качеств дороги в переменных погодных условиях. С этой точки зрения каждый дорожный знак, накладывающий ограничения на режимы движения, свидетельствует о неблагоприятных местах на дороге, допущенных при строительстве.
Слайд 4Безопасность движения обеспечивается следующими мероприятиями:
- обоснованностью технических норм на отдельные
элементы дорог , значения которых должны соответствовать скорости движения;
- рациональным
сочетанием элементов дорог в плане и профиле;
-сохранением в процессе эксплуатации в переменных погодных условиях транспортных качеств дороги, приданных ей при строительстве.
Слайд 5Выше были освещены принципы обоснования технических условий на элементы дорог
из условия безопасности движения одиночных автомобилей с расчетной скоростью. Безопасность
считается обеспеченной, если гарантируется устойчивость автомобиля, а также видимость дороги, необходимая для остановки автомобиля перед возможным препятствием, неожиданно возникающим на пути. Однако при этом исходят из напряженного режима управления автомобилем экстренного торможения с полным использованием тормозного усилия, работы двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке и точного или с очень малыми отклонениями следования автомобиля по направлению оси используемой полосы проезжей части. Вопросы обеспечения механической устойчивости движения автомобиля до последнего времени преобладали над соображениями удобства управления для водителя и движения для пассажира, а также экономичности перевозок.
При проектировании новых дорог это обстоятельство учитывают тем, что значения норм (минимальные радиусы, крутые подъемы), близкие к предельным, допускают лишь в исключительных случаях, когда технико-экономический анализ показывает неэффективность больших строительных затрат. Но при этом на дороге создаются сложные для движения участки.
Слайд 6Неблагоприятными для безопасности движения являются:
- участки, в пределах которых требуется
быстрое изменение направления движения автомобиля при высоких скоростях, например при
расположении кривой малого радиуса в конце затяжного спуска;
- участки, на которых необходимы частые изменения направления движения автомобиля хотя и при относительно невысоких скоростях, но с крутыми поворотами, например при вписывании дороги в рельеф склонов горной долины;
- места с особенно затрудненными условиями движения - переезды, участки дорог в пределах населенных пунктов, сочетающиеся с неблагоприятными элементами плана и профиля, хотя и удовлетворяющими минимальным требованиям обеспечения видимости;
- пересечения и слияния нескольких потоков движения, особенно следующих с разными скоростями, например транзитного и местного.
Слайд 7Влияние дорожной разметки на режим и безопасность дорожного движения
Разметка
занимает особое место среди технических средств организации движения. Основным её
отличием явл. продолжительность нахождения в поле зрения водителя. Эта особенность позволяет применять разметку не только для регулирования транспортных потоков, но и для регулирования др. участников дорожного движения. Применяют вертик. и гориз. дорожную разметку. Линии разметки должны быть хорошо различимы как днём, так и ночью; во время дождя и снегопада обладать высок. износостойкостью, долговечностью, иметь достаточно шероховатую поверхность и обладать высокой светостойкостью. Для получения таких разметочных линий необходимы материалы с высокими физико-механическими, адгезионными и оптическими свойствами. Материалы должны быстро высыхать, просто восстанавливаться и долго служить. Для нанесения разметки применяют разл. материалы: пластики, термопластики (составляющими которых явл. терморазмягчаемый лакокрасочный материал, пигмент и различные пластифицирующие и стабилизирующие добавки). После нанесения термопластика образуется толстослойное, твёрдое, непрозрачное лакокрасочное покрытие. Пластики холодного нанесения обладают высокой адгезией к АБ, используются на наиболее нагруженных разметках, предназначен для нанесения шумовых полос, остановочных линий, пешеходных переходов и др. Эмали используются со световозвращающимися шариками на неосвещённых участках дороги и без стеклошариков в городских условиях на освещённых улицах. Краски являются сравнительно дешевым материалом, однако обладают небольшим сроком службы. Синтетические плёнки, пластины, светоотражающая фольга и т.д. Основными операциями при нанесении разметочных линий явл.: Очистка покрытия от пыли и грязи; Очистка от старой краски и от масляных пятен; Предварительная разметка линий с помощью нанесения маячных меток ч/з 10-15м; Подготовка материала; Заправка бака краской; Нанесение краски на покрытие. Для устройства дорожной разметки используют различные механизмы: «Шмель», машина демаркировочная «Бобр» и др. Для оценки световозвращающих качеств дорожной разметки используют различные приборы - рефрактометры, предназначенные для определения видимости дорожной разметки (яркости) в условиях светлого и тёмного времени суток на влажном и сухом покрытии.
Слайд 8Классификация и учёт ДТП
ДТП – это происшествие, которое произошло
с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного
средства и повлекло гибель или телесные повреждения людей, либо повреждение транспортных средств, грузов и автомобильных дорог. ДТП подразделяются на следующие виды: с участием ТС и пешехода; с участием одного ТС; столкновение между ТС; столкновение между ТС и подвижным составом железной дороги; прочие ДТП. Одной из причин, которая может влиять на безопасность движения, являются дорожные условия. К дорожным условиям стоит отнести климатические условия, состояние полотна дороги и условия видимости, которые могут быть связаны с ландшафтом местности и другими факторами. Основные причины ДТП: - нарушение правил дорожного движения водителем(67%), несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу, несоблюдение очерёдности проезда, нарушение правил при обгоне. -нарушение правил дорожного движения(27%), переход в неустановленном месте перед близко идущем авто. -технические неисправности транспортных средств(25%) -неудовлетворительное состояние улиц, дорог. -нарушение правил велосипедистами.
Слайд 9Большое значение для удобства и безопасности движения имеет постоянство элементов
дороги в плане и профиле. На одиночном крутом повороте, расположенном
на дороге, протрассированной на всем протяжении кривыми больших радиусов, всегда происходит большое количество аварий, чем па таком же повороте на дороге в холмистой местности, где все кривые имеют малые радиусы. Водитель, как бы свыкаясь с условиями движения на дороге, при резком изменении этих условии не сразу меняет режим управления автомобилем.
Слайд 10Потому при проектировании автомобильных магистралей необходимо предусматривать постепенный переход к
кривой сравнительно малого радиуса путем последовательного уменьшения радиусов ряда, смежных
с нею кривых. При проектировании дорог, проходящих по местности с изменяющимся рельефом, в ряде случаев требования безопасности движения делают необходимым ценой увеличения стоимости выдерживать требования технических условий для дорог в местностях с более благоприятным рельефом.
В зависимости от дорожных условий меняется внимательность водителя. В более тяжелых дорожных условиях он проявляет большее внимание и едет с меньшими скоростями, что снижает аварийность.
Слайд 11На длинных прямых участках магистральных дорог, особенно проходящих в однообразной
равнинной местности, внимание водителей медленно движущихся грузовых автомобилей рассеивается вплоть
до того, что они впадают в дремотное состояние. Статистика дорожно-транспортных происшествий на одной из зарубежных автомобильных магистралей показывает, что при одинаковой интенсивности движений на ее почти прямолинейном участке (коэффициент развития трассы К = 1,04) количество несчастных случаев было почти в 3 раза большим, чем на более извилистом (К = 1,18).
Слайд 12К числу дорожных условий, влияющих на безопасность движения, относятся ровность
и шероховатость покрытий, определяющие коэффициент сцепления шины с покрытием, от
которого зависит длина тормозного пути. Снижение коэффициента сцепления приводит к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий.
Очень важно обеспеченнее требовании к. коэффициенту сцепления шин с покрытием, соответствующему скоростям движения, и обеспечение постоянства его значений в процессе эксплуатации автомобильной дороги.