Слайд 2В Новгороде и Пскове русские зодчие продолжают традиции домонгольской архитектуры.
Использовалась кладка из грубо отделанных известковых плит, валунов и частично
кирпича, что создавало впечатление силы и мощи:
-церковь Спаса на Ковале в Новгороде
-церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
Слайд 3Грановитая палата новгородского кремля, построена в 30-е годы XV в.
Нижние этажи использовались для хозяйственных целей, верхние – место, где
новгородские архиепископы принимали гостей, дары, праздничные трапезы, принимали послов.
Новгородский Кремль – построен в 1333 г., в 1478 перестроен.
Псковский Кремль.
Слайд 4В 1367 году начинается строительство белокаменного Кремля в Москве. Толщина
стен – 2-3 метра, в стенах были бойницы, которые закрывались
щитами, а проезды в башнях – деревянными створами, окованными железом.
В 1485 – 95 годах при Иване III стены и башни перестраивают из красного кирпича. Протяженность стен 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина – от 3 до 6 м. Верх стен украшен зубцами – мерлонами. Вдоль стен – 20 башен.
Архитекторы Антон Фрязин, Пьетро Соляри, Алевиз Фрязин, Марк Руффо.
Слайд 5Собор Спаса на Бору, 1330 г.
Успенский собор, 1475 – 89,
Аристотель Фиораванти
Благовещенский собор, 1484 – 89, псковские мастера.
Слайд 61487 – 1491, архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Соляри.
Восточный
фасад отделан белым камнем – рустом.
В XVI в. была расписана.
Слайд 7Феофан Грек
поселился в Новгороде в 1370 годуВ 1378 году
он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине
улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.
Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией
Слайд 8(около 1375/80. — 17 октября 1428)
Наиболее известный и почитаемый
мастер московской школы иконописи. В 1988 году канонизирован в лике
преподобного.
Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре.
Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина
В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире
Слайд 9Архитектура
работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса
фактически, вся архитектура XVI века
проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры
шатровый стиль
– вместо купольного барабана высокая башня в виде шатра, на самом верху небольшой купол
Слайд 10Архангельский собор Московского Кремля
архитектор
Алевиз Новый
Был построен в
1508 году
Слайд 11Колокольня Ивана Великого
архитектор
Бон Фрязин
Построена в 1505—1509
Слайд 12церковь Вознесения в Коломенском
Слайд 13собор
Покрова на Рву
(храм Василия Блаженного)
Слайд 14Декоративная отделка церкви – узорочье
Слайд 15архитектор
Федор Конь
стены Белого города
в Москве
крепостные стены
в Смоленске
Слайд 16Иконописание
изображение богословских понятий в зримых образах;
сложный сюжет;
усложнение понятийного аппарата
иконописного искусства;
стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий
и идей
Слайд 18Дионисий
Богоматерь Одигитрия
Фрески из Ферапонтова монастыря
Диони́сий (около 1440—1502)
Слайд 19Книгопечатание
около 1553 год - начальный этап развития русского книгопечатания;
в
1563 была открыта типография Ивана Федорова
Слайд 201. Образование.
В 17 веке появилась потребность в грамотных людях.
В
городах и в деревнях «грамотеи» открывали школы. (Например, открыта 1685
г. «школа для учения детям» в г. Боровске)
Дворяне приглашали детям учителей из-за границы. На Руси стали обучать иностранным языкам.
Печатный двор выпускал учебные книги
1574 г. – «Букварь» Ивана Федорова
1574 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого
1694 г., 1696 г. «Буквари» Кариона Истомина
Слайд 21Литература
Записей устно-поэтического народного творчества этого времени не сохранилось. Но
о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например
Стоглав, соборные послания и т. д.
События той эпохи получили отражение в сказках
Расцветает жанр исторической песни
Слайд 22«Лицевой летописный свод» – рассказ о русской истории со времен
первых князей и до царствования Ивана Грозного
Слайд 23«Домострой» - домоводство (размышления о воспитании детей и семейной жизни,
бытовые советы)
Слайд 24Переписка Ивана Грозного и князя А.М. Курбского
А. М. Курбский
обвинял царя
в жестокости и деспотизме;
об ответственности государя перед народом
Иван Грозный
отстаивал свои
самодержавные права;
не царь должен служить народу, а народ – царю.
«Жаловать своих холопей волен, а и казнить волен же»
Слайд 25Великие Четьи-Минеи,
митрополит Макарий
четьи – книги для чтения
минеи – сборники, где
произведения расположены по дням, когда их рекомендуется читать
Великие Четьи-Минеи –
сборник, где жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их память
Слайд 26Наука и техника
Расцвет литейного дела - школа литейного мастерства Андрея
Чохова
Царь - пушка