Слайд 2Определение социологии
Изучение социальной жизни людей, групп и обществ –
от ближайшего
круга друзей до глобальных социальных процессов
Шагнуть дальше обыденности нашей собственной
жизни
Пересмотреть то, что воспринимается как само собой разумеющееся
Слайд 4Социологические вопросы (Гидденс)
Фактологические
Сравнительные
Вопросы о развитии
Эмпирические
Теоретические
Слайд 5Фактологические вопросы
Какие формы преступлений наиболее распространены? Какую часть людей, совершивших
уголовные преступления, находит полиция? Сколько из них в итоге осуждается
и попадает в тюрьмы?
Сравнительные вопросы
В какой степени различаются модели криминального поведения и действий правоохранительных органов в разных странах?
Вопросы о развитии
Как и почему происходят изменения времени?
Слайд 6Эмпирические
и теоретические вопросы
Эмпирические вопросы – как происходят события?
Теоретические вопросы
почему эти события случаются?
Слайд 7Социальный институт
Организованная система социальных связей и норм, удовлетворяющая потребности общества
и индивидов.
Устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, направлена к выполнению общественных
функций на основе норм, правил, стандартов поведения.
Историческая форма совместной деятельности по реализации удовлетворения социальных потребностей.
Слайд 9Социологическое воображение (Миллс, Гидденс)
Чашка кофе
Символическая ценность, в которой ритуал более
важен чем питье кофе само по себе
Социально приемлемое стимулирующее вещество
Товар на втором месте в международной торговле
Возник в результате колониальной экспансии 19 века
Брендированный и политизированный объект потребления
Слайд 10Является ли социология наукой?
Наука — использование систематических методов исследования, теоретического
мышления с целью развития знаний.
Аналогична ли социология естественным наукам?
Насколько точны и обоснованы социологические знания?
Слайд 11Классический период
социальной науки, XIX в.
Если материальный мир может
быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не
может стать социальный мир?
Огюст Конт (1798—1857)
Герберт Спенсер (1820—1903)
Карл Маркс (1818— 1883)
Слайд 12Огюст Конт (1798-1857)
Изобрел термин «социология» в послереволюционной Франции
Был уверен,
что может быть создана наука об обществе, которая выявляет законы
его функционирования
«Позитивизм» - наука должна заниматься сущностями, доступными для наблюдения, отражая человеческий опыт
Социология как венец развития наук: наиболее сложная из всех
Слайд 14Герберт Спенсер (1820—1903)
Сходство с биологическим организмом
Общество как система,
как целое из взаимосвязанных частей
«Социальный дарвинизм»: выживают те, кто
более приспособлен к превратностям жизни. Естественный отбор – вмешательство вредно
Общая теория эволюции - от бесссвязности к связности, от неопределенности к определенно-сти, от однородности к разнородности
Слайд 15КАРЛ МАРКС 1818-1883
Капитализм и классовая борьба
Капитал и пролетариат
Материалистическая
концепция истории – экономические причины - социальные изменения
Стадии развития общества:
первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая
Финальная стадия достигнута путем неизбежной пролетарской революции
Слайд 16
Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
Разделению труда, солидарность
Результаты подрыва традиционной жизни –
аномия, бесцельность, самоубийства
Предмет социологии - социальные факты, их совокупность –
общество
Социальные факты – способ действия, право, обычай, нормы, давление на индивида, независимое существование
Существуют в обществе, социальной группе в виде юридических и морал. правил, религиозной веры, кодексов вкуса, литературных школ, моды
Слайд 18Зачем нужно знание социологии?
Понимание социальных ситуаций
Восприимчивость к культурным различиям
Оценка
результатов политических действий и инициатив
Углубление самопознания
Карьера в сферах:
планирование, менеджмент, социальная сфера, журналистика, политика, администрирование, общественное мнение
Слайд 19Рекомендованная литература
Гидденс Э. Социология. М., 2015.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.
М. 1999