что контролируется
кого контролируют, место осуществления контрольных действий
кто осуществляет финансовый контроль
Предмет
Методы
способы решения задач финансового контроля
Налоговые, таможенные и иные финансовые льготы и преимущества, а также финансовые и имущественные
гарантии (поручительства), предоставленные государством субъектам хозяйствования
Финансовые документы и отчетность, отражающие операции с денежными средствами финансовой системы государства и имуществом субъектов хозяйствования
Использование государственной собственности и имущества субъектов хозяйствования
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений и недостатков в формировании и использовании финансовых средств
Оценка эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов,
Определение и применение мер ответственности к юридическим и физическим лицам, допустившим нарушения финансово-экономического законодательства Российской Федерации
2. Развитие института государственного финансового контроля России в период с XVII в. – середина 50-х гг. XIХ в.
3. Реформы В.А.Татаринова и попытки реализовать принцип независимости института государственного контроля от исполнительных органов власти (конец 50-х гг. XIX в. – октябрь 1917 г.)
4. Развитие советской модели государственного контроля
5. Состояние государственного финансового контроля в России в период с 1992 по 1995 год.
Возникновение государства Россия система Приказов, Великокняжеский Судебник Ивана III
Разделение функций царского двора и государственного управления
Денежная реформа,новая система чеканки монет, перепись земель, единая система податного обложения – «большая соха»
с XV в. по XVI в.
Сформированы основы развитого государственного управления, опиравшиеся на единую денежную единицу, налоговую систему, и сочетавшие централизованную государственную власть с местным самоуправлением.
Создан Сенат , учреждены Коллегии (вместо Приказов)
Создана Ревизион-Коллегия - специальный контрольный орган при Сенате, Казенные Палаты для управления финансами губерний, в их составе – Камер-Коллегии, местные органы государственного финансового контроля, работающие совместно с Ревизион-Коллегией (Екатерина II)
Учреждено Главное Управление ревизии государственных счетов
(император Александр I)
XVII в. - середина 50-х гг. XIХ в
Установлено звание Государственного Контролера
Создан орган государственного финансового контроля - Государственный
Контроль (император Николай I)
единство кассы - сосредоточить все денежные бюджетные средства исключительно в кассах Министерства финансов.
В государственном финансовом контроле:
обеспечение независимости системы государственного финансового контроля от контрольных подразделений органов исполнительной власти
создание цикла контроля - предварительного, фактического и последующего контроля.
контроль движения государственных средств от их выделения до использования
внедрение фактического контроля подлинников первичных финансовых документов.
внедрение предварительного контроля - проверки «правильности расходных предписаний распорядителей кредитов, предшествующие самому расходу».
Ревизия расходов и доходов должна быть поручена отдельным местным органам, непосредственно подчиненным Центральному контрольному управлению.
Государственный контроль должен быть организован и осуществлен в наиболее простой системе счетоводства — такой, которая бы отнюдь не замедляла и не стесняла действия распорядительных управлений, но давала бы контролю возможность своевременно следить за законностью действий и распоряжений подотчетных учреждений, и представлять о результатах этих распоряжений и о последствиях своих ревизионных действий своевременные и ежегодные отчеты.
ревизия оборотов по подлинным документам, проверка действий не только исполнителей, но и главных распорядителей кредита, проверка финансовых смет, составления отчетов по исполнению смет и подготовка отчетов о ревизии.
рассмотрение смет, проектов, правил, инструкций и положений, планов, некоторых наиболее важных договоров, проверка по существу ордеров и ассигновок по каждой проплате, участие в производстве торгов, заготовок, покупок и продаж.
присутствие представителей контроля при приеме и освидетельствовании материалов и имуществ, осмотр и обмер работ, ревизия наличности касс, сверка с натурою и подсчет платежных документов.
Наблюдательный контроль
Последующий или документальный контроль
Предварительный контроль
Фактический контроль
Ревизует отчетность по оборотам денежных и материальных капиталов
Разрабатывает меры по совершенствованию правил и форм счетоводства и отчетности
Производит фактическую проверку денежных и материальных капиталов, сооружений, построек и других операций, а также эксплуатации казенных и подчиненных его надзору частных железных дорог
Следит за правильностью предоставления и использования кредитов
Оценивает выгодность или невыгодность хозяйственных операций
Департамент железнодорожной отчетности
Департамент кредитной отчетности
Совет государственного контроля
Департамент гражданской отчетности
Центральная бухгалтерия
Канцелярия Государственного контроля
и архив
Комиссия для проверки годовых отчетов частных железных дорог
Контрольные палаты и местные контрольные части на казенных и частных железных дорогах
Комиссия советского контроля
Народный комиссариат государственного контроля СССР
Министерство государственного контроля СССР
Комиссия советского контроля Совета Министров СССР
Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС, Совета Министров СССР
Комитет народного контроля СССР
Контрольная палата СССР
1917 - 1923 г.г.
1923—1934 гг.
1934—1940 гг.
1940—1946 гг.
1946—1957 гг.
1957 - 1962 гг.
1963—1965 гг.
1965—1990 гг.
1991 год
1994—1995 гг.
1992—1993 гг.
Счетная палата Российской Федерации
Контрольно-счетные органа субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
1995 г.
1994 -2011 г.
4. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в системе государственного и муниципального финансового контроля
3. Внешний и внутренний государственный финансовый контроль
Главные
распорядители
бюджетных средств
Службы
внутреннего
финансового
контроля
Счетная Палата РФ
Контрольно-счетные
органы субъектов РФ
Контрольно-счетные
органы муниципальных
образований
Внутрихозяйст-венный
Федеральная служба
финансово-бюджетного
надзора
Федеральное
казначейство
Необходимо:
организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
уточнить полномочия органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления (муниципальных органов) по осуществлению финансового контроля;
ввести понятия внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты;
привести систему государственного (муниципального) финансового контроля в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ);
установить меры ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
2. Внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений является контрольно-ревизионная деятельность соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
3. Внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем в сфере бюджетных правоотношений является контрольно-ревизионная деятельность соответственно Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации (далее – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
5. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Этическая комиссия
Комиссия по правовому обеспечению деятельности контрольно-счетных органов
проверка законности расходования бюджетных средств их получателями
выявление и устранение нарушений в использовании бюджетных средств
обеспечивает потребности общества
в контроле за финансовой деятельностью исполнительной власти
система публичного контроля за деятельностью государства, инструмент в руках общества (аудит), с помощью которого оно участвует в управлении общественными финансами
проверка законности и эффективности формирования, распределения и использования государством централизованных фондов денежных средств
предоставление гражданам и органам власти независимой целостной информации о качестве управления финансами страны
участие в разработке стандартов, правил и порядка финансовой отчетности
Осуществление экспертизы нового законодательства с точки зрения оценки финансовых последствий принимаемых решений
4. Оценка соответствия деятельности Счетной палаты
Российской Федерации общепринятой модели
государственного аудита
11 департаментов по обеспечению деятельности Счетной палаты
Инспекции
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса
контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых по результатам исполнения бюджета в целях определения соответствия фактических показателей его исполнения положениям и показателям закона о бюджете на отчетный финансовый год.
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в процессе формирования проекта бюджета в целях определения достоверности и обоснованности показателей проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
2013 год
установление соответствия фактических показателей исполнения бюджета показателям, утвержденным законом о бюджете
определение законности управления и использования государственного имущества
определение объема и структуры государственного долга, размеров профицита (дефицита) бюджета
определение достоверности показателей отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год
установление на документальной основе кассового исполнения бюджета в части объема и структуры его доходов и расходов, целевых программ и других.
определение эффективности внутреннего государственного финансового контроля.
Задачи последующего контроля
установление эффективности администрирования доходов федерального бюджета, источников финансирования дефицита федерального бюджета и управления государственным долгом
до 15 июня
П
Р
О
В
Е
Р
КА
П
Р
О
В
Е
Р
КА
до 1 июня
3. Основные направления деятельности
Счетной палаты в противодействии
коррупции
Федеральное Собрание
Общественные организации
Судебная система
КСО Российской Федерации
Недостаточная согласованность и системность действий
органов власти, участвующих в борьбе с коррупцией
Отсутствие преемственности и последовательности в
реализации антикоррупционных мероприятий
Неполное соответствие законодательства, регулирующего
деятельность Счетной палаты, передовой международной
практике
Несовершенство правовой
базы в сфере борьбы с
коррупцией
Наличие в законодательстве
норм, провоцирующих
коррупцию
Совершенствование профессионального уровня
Сотрудничество
с международными организациями и институтами гражданского общества
Сотрудничество
с научно-исследовательскими организациями
Взаимодействие
с контрольно-счетными органами
Проверки эффективности органов внутреннего контроля
Сотрудничество с правоохранительными органами
равномерность и сбалансированность распределения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по главным распорядителям средств федерального бюджета, главным администраторам доходов федерального бюджета и главным администраторам источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также по федеральным округам и субъектам Российской Федерации;
рациональное распределение трудовых, финансовых, материальных, и иных ресурсов, направляемых на обеспечение выполнения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты;
системная периодичность проведения мероприятий на объектах контроля;
координация планов работы Счетной палаты с планами работы других органов государственного финансового контроля.
Нормативный метод планирования заключается в разработке и использовании:
критериев, определяющих выбор темы, объектов и сроков исполнения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
нормативов, определяющих финансовые и трудовые затраты на их проведение, системную периодичность, объемы (репрезентативную выборку) охвата объектов контроля контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями в зависимости от цели контроля, сложности проверки этих объектов, их отраслевой и региональной принадлежности, объема формируемых доходов, состава и объема используемых ими государственных средств и других факторов.
план работы Счетной палаты на год;
план работы структурных подразделений аппарата Счетной палаты, координацию деятельности которых осуществляет Руководитель аппарата Счетной палаты или один из его заместителей на год;
план работы инспекции (отдела) департамента аппарата Счетной палаты на год.
план работы Коллегии Счетной палаты на квартал (текущий план);
план работы Счетной палаты по направлению деятельности Счетной палаты на год;
план работы департамента аппарата Счетной палаты;
Стратегия развития Счетной палаты
соответствие предмета мероприятия Приоритетным направлениям деятельности Счетной палаты и Концепции работы по соответствующему направлению деятельности Счетной палаты;
актуальность предмета мероприятия;
наличие рисков в рассматриваемой сфере формирования или использования государственных средств и (или) деятельности объектов мероприятия, которые потенциально могут приводить к негативным результатам;
соответствие объектов контрольного мероприятия полномочиям Счетной палаты, установленным статьей 12 и другими статьями Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»;
данные о планируемых трудовых затратах на проведение, контрольного мероприятия (количество человеко-дней), количество его исполнителей и срок проведения.
объем государственных средств, подлежащих контролю в данной сфере и (или) используемых объектами мероприятия;
мероприятие исполняется на основании годового плана работы Счетной палаты;
проведение мероприятия оформляется соответствующим распоряжением;
мероприятие проводится в соответствии с программой его проведения, утвержденной в установленном порядке;
по результатам мероприятия оформляется отчет, который в установленном порядке представляется на рассмотрение (утверждение) Коллегии Счетной палаты.
деятельность объектов контрольного мероприятия по формированию и использованию государственных средств;
документы и иные материалы, отражающие формирование и использование государственных средств.
являются объекты контроля Счетной палаты, по месту расположения которых осуществляются контрольные действия в соответствии с вопросами контрольного мероприятия, содержащимися в программе его проведения.
Проверка – целенаправленное контрольное действие по определению состояния и установлению соответствия конкретного вопроса в сфере предмета или деятельности объекта контрольного мероприятия положениям нормативных правовых актов
Анализ - исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объектов контрольного мероприятия
Обследование – анализ и оценка состояния определенных вопросов в сфере предмета или деятельности объекта контрольного мероприятия
Экспертиза – исследование конкретных вопросов в сфере предмета или деятельности объекта контрольного мероприятия, основанное на профессиональных знаниях и специальных методах
непосредственную организацию и проведение контрольных мероприятий осуществляют начальники инспекций и их заместители, все категории инспекторского состава;
исключение возможности возникновения конфликта интересов (личной заинтересованности инспектора).
включение в состав группы инспекторов для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок;
создание специального экспертного совета (для проведения аудита эффективности).
независимость, профессиональные знания, компетентность в сфере предмета и деятельности объектов контрольного мероприятия
характеризует выполнение инспекторами задач каждого этапа контрольного мероприятия;
является предметом контроля и основанием оценки качества проведения контрольного мероприятия.
подтверждает соблюдение группой инспекторов требований стандартов проведения контрольного мероприятия;
способствует надлежащему исполнению инспекторами порученной работы и подтверждает ее выполнение;
служит источником информации для подготовки ответов на любого рода внешние запросы в отношении результатов контрольного мероприятия;
используется для подготовки результатов контрольного мероприятия;
Заключительный
Получение доказательств в соответствии с программой
Проверка на объектах, сбор и анализ фактических данных и информации
Акты, рабочие документы
Подготовка заключений, выводов и рекомендаций
Оформление
результатов
контрольного мероприятия
Отчет и другие документы по результатам контрольного мероприятия
осуществляется с помощью специальных аналитических процедур, которые состоят в определении, анализе и оценке соотношений финансово-экономических показателей деятельности объекта контрольного мероприятия.
Оценка уровня существенности
Выявление областей, наиболее значимых для проверки
заключается в проведении, по возможности, предварительной оценки степени эффективности его организации, по результатам которой устанавливается, насколько можно доверять и использовать результаты деятельности внутреннего контроля при планировании объема и проведении контрольных процедур на данном объекте.
Оценка уровня существенности
Определение состояния внутреннего контроля объекта
организационной структуры, систем и механизмов управления объектов контрольного мероприятия;
выполнения объектами контрольного мероприятия поставленных задач и достижения конкретных результатов;
материалов предыдущих контрольных мероприятий в данной сфере, а также результатов проверок, проводимых другими контрольными органами;
Проводятся, по возможности, собеседования с руководителями министерств, агентств, служб и объектов контрольного мероприятия.
При определении целей следует исходить из того, на какие вопросы, касающиеся проверяемой сферы формирования и использования государственных средств или деятельности объектов контрольного мероприятия, ответит его проведение.
Для проведения контрольного мероприятия целесообразно устанавливать не менее 3-х целей.
Цель 1._________________________________________________________________
(формулируется цель контрольного мероприятия)
Вопросы:
________________________________________________________________________
(формулируется перечень вопросов по цели 1)
Критерии оценки эффективности: (при проведении аудита эффективности)
________________________________________________________________________
(перечень критериев оценки эффективности по цели 1)
7. Методы проведения проверки и сбора и анализа фактических данных для получения доказательств:
_____________________________________________________________________
(дается краткое описание методов проведения проверки и анализа)
8. Состав ответственных исполнителей:
Руководитель контрольного мероприятия: _______________________________
(должность, фамилия и инициалы)
9. Срок представления отчета на рассмотрение Коллегии Счетной палаты «__» __________ 200__ г.
Руководитель группы в ________________________________________________
(наименование объекта) (должность, фамилия и инициалы)
Члены группы: _______________________________________________________
____________________________________________________________________
(должности, фамилии и инициалы инспекторов, а также привлеченных внешних специалистов)
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА -
на бумажных носителях или в электронном виде; как внутренние, полученные в самом объекте контрольного мероприятия, так и внешние, полученные за его пределами
в результате бесед, опросов и интервью с сотрудниками объектов контрольного мероприятия и вышестоящих организаций, проводимых членами группы инспекторов
в результате анализа членами группы инспекторов отдельных показателей, их совокупности или различных данных о деятельности объекта контрольного мероприятия
по фактам нарушений, требующих их безотлагательного пресечения
по фактам создания препятствий инспекторам в проведении контрольного мероприятия
изъятия документов объекта контрольного мероприятия
4. Вопросы контрольного мероприятия:
4.1. _____________________________________________________________________________________
4.2. _____________________________________________________________________________________
(из рабочего плана проведения контрольного мероприятия)
5. Срок проведения - с «___» _________ по «___» __________ 20__ г.
6. Краткая информация об объекте контрольного мероприятия (при необходимости):
________________________________________________________________________________________
7. В ходе контрольного мероприятия установлено следующее.
По вопросу 1. ________________________________________________________________________
логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных инспекторами, при наличии исчерпывающих ссылок на них.
Не допускается включение в акт различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документами, а также информации из материалов правоохранительных органов.
В акте не должны даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц объекта контрольного мероприятия, а также их характеристика с использованием таких юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение».
Обращены в адрес должностных лиц объектов для принятия конкретных мер
Требования к рекомендациям
сроки проведения контрольного мероприятия;
цели контрольного мероприятия;
заключения по каждой цели контрольного мероприятия;
наличие возражений или замечаний руководителей
объектов по результатам контрольного мероприятия;
выводы по результатам контрольного мероприятия;
предложения (рекомендации).
Наглядные средства
3. Содержание системы управления качеством контрольных мероприятий
Рекомендации:
Ввиду важности обеспечения высокого уровня стандартов работы ВОФК, в целях улучшения качества и результатов аудита следует обращать особое внимание на программы обеспечения качества.
ВОФК следует формировать системы и процедуры, предназначенные для нижеследующего:
(a) подтверждения надлежащей работы внутренних процессов обеспечения качества;
(b) обеспечения качества аудиторской отчетности;
(c) повышения качества и предотвращения повторения недостатков.
То есть планирование и проведение отдельных аудиторских проверок, а также подготовка отчетности по их результатам могут являться, в свою очередь, предметом тщательной проверки со стороны обладающего надлежащей квалификацией персонала ВОФК, не участвующего в вышеуказанных аудиторских проверках, который может обращаться за консультациями к соответствующему линейному руководству по аудиту касательно результатов внутренних мер по обеспечению качества и периодически отчитывается перед высшим руководством ВОФК.
Качество работы ВОФК может быть улучшено путем усиления внутреннего аудита, а также, возможно, – посредством независимой оценки его работы.
Способствует повышению ответственности сотрудников и их удовлетворенности работой
Обеспечивает надежные и легко защищаемые заключения и аргументированные выводы по результатам контрольных мероприятий
документы по результатам контрольного мероприятия соответствуют установленным требованиям
выполнены все установленные процедуры контрольного мероприятия проведения
руководство работой сотрудников
формирование состава группы инспекторов
Выполнение норм и требований стандартов финансового контроля.
Получение информации о проблемах, возникающих в ходе контрольного мероприятия.
Своевременное принятия мер по решению проблем.
Формы контроля
качества:
текущий контроль качества
последующий контроль качества
Группы
инспекторов
Аудитор
Счетной
палаты
Периодически и выборочно по отдельным контрольным мероприятиям.
В форме анкеты с перечнем вопросов по различным аспектам завершившегося контрольного мероприятия.
Учитывается в совокупности с информацией, полученной по результатам использования других форм контроля качества.
2,4 тыс. статей
в центральной
и региональной печати
13 тыс.сообщений
по лентам информагентств
500 сообщений
по радио.
400 тыс. посещений
Web-сайта Счетной палаты
41 интервью и
пресс-конференций
Председателя Счетной палаты
Выпущено 248 ежедневных
и 41 еженедельный обзор СМИ
570 сюжетов
на телевидении
Международные
семинары
Сотрудники – бухгалтеры и аудиторы
Сотрудники – аудиторы, юристы, экономисты и др.
Финансовый аудит и аудит эффективности
Подотчетность парламенту
Назначение членов Совета (Коллегии)
парламентом
Сенат, Совет, Коллегия
Сотрудники –юристы, широкая общая подготовка
Привлекает к ответственности
Финансовый аудит и аудит эффективности упор на аудит соответствия
Часть судебной системы, независим от парламента
Суд счетов, судьи,
неограниченный срок
2. Региональные рабочие группы (организации) ИНТОСАИ
5. Участие Счетной палаты Российской Федерации в деятельности международных организаций высших органов аудита
4. Совет руководителей высших органов финансового контроля государств – участников Содружества Независимых Государств
Управляющий
совет
Генеральный секретариат
Организационная структура ИНТОСАИ
Директор по стратегическому планированию
Региональные рабочие группы
создавать благоприятные условия для действенного и эффективного формирования и расходования средств государственного бюджета на благо граждан
Помогают своим уважаемым правительствам совершенствовать их деятельность:
Функции
подкомитет по аудиту эффективности
подкомитет по стандартам внутреннего контроля
распространение и популяризация наилучшего опыта работы высших органов аудита
Функции
развитие партнерства с международными организациями по развитию на основе привлечения их представителей к деятельности ИНТОСАИ в качестве независимых специалистов
Инициатива по развитию ИНТОСАИ
Подкомитет 2: Развитие аудиторских и консультационных услуг
развитие партнерских отношений с академическими и исследовательскими институтами
(привлечение как экспертов)
развитие стратегии глобализации и международного информационного обмена
Функции
по приватизации, экономическому регулированию и государственно-частному партнерству
по оценке программ
по аудиту программ, ликвидации последствий стихийных бедствий
по ценности и полезности деятельности высших органов аудита
по ключевым национальным индикаторам
по коммуникационной стратегии ИНТОСАИ
(Россия)
поддержка деятельности региональных рабочих групп
содействие эффективности деятельности ИНТОСАИ
Функции
взаимодействие
с Генеральным Секретариатом в сфере финансового планирования
содействие работе Управляющего Совета ИНТОСАИ
Расширение полномочий высших органов аудита
Применение
международных стандартов
Ассоциация высших органов аудита Южно-Тихоокеанского бассейна (SPASAI) –1987 г.
Региональные рабочие группы ИНТОСАИ
Африканская организация выcших органов аудита (AFROSAI) – создана в 1976 г.
Организация высших органов аудита Латинской Америки и Карибского бассейна (OLACEFS) –1965 г.
Аудит в общественном и частном секторе будет проводиться в основном с применением одних и тех же стандартов.
Уровень 2
Необходимые условия работы высших органов аудита
Специальные руководства (20) ISSAI (5000-5600)
Руководства по проведению
аудита соответствия (3) ISSAI (4000–4200)
Руководства по проведению
аудита эффективности (2) ISSAI (3000-3100
Руководства по проведению аудита
Уровень 4
Особые области
средств, выделенных на ликвидацию стихийных
бедствий (1);
«равными по положению» (1).
собственникам (акционерам, пайщикам), а также кредиторам;
государству для принятия решений в области экономики и налогообложения;
государственным органам, судам, правоохранительным органам для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Существует вероятность предоставления необъективной информации, так как имеются объективные противоречия между интересами собственников и наемных руководителей и специалистов.
Происходит постоянное усложнение бизнеса организации, в том числе и в связи с регулярно меняющимся законодательством, и увеличение риска обработки информации при подготовке промежуточной и итоговой отчетности.
Заинтересованные пользователи не обладают достаточными профессиональными знаниями и временем для проверки достоверности и полноты полученной информации.
Аудит соответствия — это проверка соответствия финансово-хозяйственных операций установленным в организации нормативным документам и правилам, утвержденным вышестоящими организациями или собственниками (проверка соблюдений внутренних положений, должностных инструкций, налоговый аудит и др.).
Аудит финансовой отчетности — это процесс проверки, в результате которой оценивается финансовая отчетность в целом, ее достоверность и соответствие во всех существенных аспектах установленным нормам ее подготовки.
Совет по международным аудиторским и гарантирующим стандартам
Подкомитеты
разработка и утверждение МСФО;
регулирование бухгалтерской и аудиторской практики в госсекторе.
Транснациональный аудиторский комитет
Международный стандарт аудита (МСА)
Основные постулаты
Общие стандарты
Устанавливают определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять стоящие перед ним задачи (подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее внимание при проведении аудита)
Рабочие стандарты
Стандарты отчетности и аудиторского заключения
Правила, определяющие форму, содержание, размещение и передачу материалов по результатам проверки (в заключении аудитора должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета).
МСА 300 «Планирование»
МСА 310 «Знание бизнеса»
МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации»
МСА 320 «Существенность в аудите»
МСА 330 «Аудиторские процедуры по оценённым рискам»
МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля»
МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем»
МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»
МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»
МСА 710 «Сопоставления»
МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность»
Специализирован-ные области аудита
МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию»
МСА 810 «Проверка прогнозной финансовой информации»
МСА 600 «Использование работы другого аудитора»
МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»
МСА 620 «Использование работы эксперта»
Сопутствующие услуги
МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности»
МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур»
МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации»
Совет по международным стандартам финансовой отчетности
Статья 7. Коллегия Счетной палаты
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты.
Система стандартов
(2004 г.)
План разработки
стандартов
(2004 – 2006 гг.)
План разработки
стандартов
(2007 – 2009 гг.)
Утверждены:
22 стандарта;
5 общих методических
документов;
28 специализиров.
методических
документов
Система стандартов
(2009 г.)
Формирование
единой системы
взаимоувязанных
стандартов и
методических
документов
I этап
Становление
II этап
Разработка
системы стандартов
III этап
Совершенствование
1995 - 2003 гг.
2004 - 2009 гг.
2010 – по н/в
Отчетность Счетной палаты
(1 стандарт)
Качество контрольных
мероприятий (1 стандарт)
Специальные (2 стандарта):
Получение доказательств;
Проверка соблюдения нормативных
правовых актов
Внешний аудит федерального
бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов
(5 стандартов), в том числе:
предварительный контроль;
оперативный контроль;
последующий контроль.
Взаимодействие с другими
контрольными органами
(2 стандарта)
с зарубежными ВОФК;
с КСО субъектов РФ
Проведение типов контрольных мероприятий
финансовый аудит;
аудит эффективности
Актуализация Фонда
международных стандартов
(ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ,АЗОСАИ)
Проведение реструктуризации
Фонда нормативных документов
Счетной палаты
Переработка и разработка
специализированных методических
документов по направлениям
деятельности Счетной палаты
Переработка и разработка
стандартов в соответствии
с системой стандартов
Счетной палаты
СОД 11. Организация методологического обеспечения деятельности Счетной палаты
Российской Федерации
СОД 17. Подготовка Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Счетной палаты как субъекта бюджетного планирования на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу
СОД 16. Проведение Счетной палатой совместных и параллельных контрольных мероприятий с государственными органами Российской Федерации
СОД 14. Организация совместных и параллельных контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой с органами государственного финансового контроля зарубежных стран
СОД 15. Проведение Счетной палатой совместных и параллельных контрольных мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации
СФК 103. Проведение финансового аудита
Общие стандарты
(СФК 101 – СФК 200)
СФК 102. Проведение экспертно-аналитического мероприятия
СФК 202. Оперативный контроль исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов
СФК 203. Последующий контроль исполнения федерального бюджета
СФК 205. Последующий контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов
Стандарты контроля федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
(СФК 201 – СФК 300)
Стандарты финансового контроля
перевод на русский язык международных стандартов аудита, принятых на XX Конгрессе ИНТОСАИ – до конца текущего года;
размещение этих стандартов в Фонде международных стандартов и документов на внутреннем портале Счетной палаты;
учет положений этих стандартов при подготовке соответствующих стандартов Счетной палаты;
размещение стандартов ИНТОСАИ в электронной библиотеке на сайте Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР);
публикации наиболее важных стандартов ИНТОСАИ в журнале «Вестник АКСОР»;
12
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть