Слайд 1Причины инфляции
Виды инфляции
Последствия инфляции
Пути выхода из инфляции
Антиинфляционные меры
Уровень инфляции
Инфляция,
ее
причины и виды
Слайд 2Впервые об инфляции было упомянуто в период Гражданской войны в
США в 1861 – 1865 г.г.
Инфляция – (от лат. инфляцио-
вздутие) обесценение денег, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на продукцию, товары и услуги
Инфляция – обесценивание денег в результате того, что количество бумажных денежных знаков, находящихся в обращении, превышает количество товаров.
Уравнение Фишера: MV=PQ
М – масса денег в обращении,
V – скорость обращения денег,
Р – цены на товары,
Q – количество товаров.
Слайд 3Финансирование государством дефицита госбюджета за счет дополнительной эмиссии наличных денег;
Высокий
уровень военных расходов,
Монопольное положение предприятий на рынке
Причины инфляции
Слайд 4Опережающий рост зарплаты по сравнению с ростом производительности труда;
Диспропорции в
развитии народного хозяйства
Слайд 5Виды инфляции
С точки зрения темпа роста цен:
А) умеренную или
ползучую (проявляет в длительном постепенном росте цен, сцены растут менее
10% в год, является предсказуемой и контролируемой)
Б) галопирующую (цены растут стремительно, скачкообразно от 20 до 200% в год. Она считается недопустимой, т. к. приводит к падению уровни жизни, банкротству. В Казахстане- 1992г)
В) гиперинфляцию (количество денег в обращении и цены растут астрономическими темпами от 500-1000%). В Казахстане в 1993- 2260%, 1994 - 1258%. В Боливии 1987г. - 3400%, в Аргентине 1990г. - 2000%.
Слайд 6Виды инфляции
В зависимости от степени
государственного регулирования
1. Открытая инфляция
имеет место в условиях свободных цен, которые формируются под влиянием
рыночных факторов. Она характеризуется постоянным повышением цен. Для рыночной экономики со свободными ценами характерна открытая инфляция.
2. Скрытия (или подавленная) инфляция возникает в условиях жесткого государственного регулирования цен и доходов. Она проявляется не в виде повышения цен, а в появлении и обострении товарного дефицита, сопровождающегося снижением качества продукции, спекуляцией, увеличением производства дорогих товаров в ущерб дешевым товарам повседневного спроса.
Такая инфляция была характерна для СССР в 1960-1980 гг. До 1992 г. В Казахстане преобладала скрытая инфляция, которая перешла в галопирующую, а затем ив гиперинфляцию. Но на конец 1995 после стабилизации тенге она составила 56-58%.
Слайд 7Виды инфляции
По способам возникновения:
Инфляция спроса – это избыток совокупного
спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает
производство, что приводит к росту цен.
Инфляция издержек – показывает рост затрат в результате повышения зарплаты, подорожания сырья и материалов, энергоресурсов и транспортных расходов.
Слайд 8Последствия инфляции
1.Усиление социального расслоения общества на бедных и богатых.
2. Сокращение
инвестиций в экономику.
3. Снижение реальных доходов населения.
4. Обесценивание сбережений населения.
5.
Спад производства.
Слайд 96. Рост безработицы.
7. Ухудшение условий жизни людей, имеющих твердые (фиксированные)
доходы.
8. Рост спекуляции (необоснованный рост цен).
9. Снижение стимулов к
труду.
10. Рост налоговых ставок и банковских процентов по кредитам.
Слайд 10Пути выхода из инфляции
Деноминация – снижение номинальной стоимости денежной купюры
в несколько раз.
Дезинфляция – замедление темпов роста инфляции за счет
антиинфляционных мер правительства.
Дефляция – постепенное изъятие из обращения лишних наличных денег.
Нуллификация – выпуск в обращение новых денег и приравнивание к нулю старых (денежная реформа).
Девальвация – снижение золотого содержания в национальной денежной единице.
Слайд 11Антиинфляционные меры
Стимулирование производства за счет снижения налогов.
Инвестиции в перспективные отрасли
экономики.
Снижение государственных расходов, а значит сокращение дефицита госбюджета.
Выпуск облигаций государственного
займа.
Слайд 12Приватизация и продажа государственного имущества.
Регулирование роста зарплаты.
Эффективная кредитно-денежная политика.
Улучшение работы
финансового рынка.
Денежная реформа.
Слайд 13Кто выигрывает и кто проигрывает от инфляции
Категории населения, которые проигрывают
от инфляции:
люди, имеющие фиксированные доходы (пенсионеры, студенты, бюджетники…)
Кредиторы,
Предприниматели,
Хозяйствующие субъекты.
Категории населения,
которые выигрывают от инфляции:
Государственное правительство,
Заемщики,
Люди, производящие ценности (ювелиры).
Слайд 14Уровень инфляции
Темп инфляции – прирост общего уровня цен за определенный
период времени, выраженный в процентах.
Определяется по Индексу потребительских цен (ИПЦ).
Уровень (индекс) инфляции – показатель среднего изменения цен товаров и услуг относительно базисного периода, выражается в процентах за год.
Слайд 15Практически этот индекс показывает, сколько денег вам необходимо сегодня для
покупки тех же товаров и услуг, которые вы могли бы
приобрести за 100 тенге в базисном году.
Из индекса цен текущего периода вычитается индекс цен прошедшего года и делится на индекс прошедшего года.
цены текущего года - цены прошлого года
ИПЦ= ______________________________________ * 100
Цены прошлого года
ИПЦ = цена данного года / цена базисного года * 100
Покупательная способность тенге подсчитывается делением 100 на индекс определенного года. Например, если ИПЦ = 85, то покупательная способность тенге = 1,18 (100/85=1,18)