Слайд 1Причины, механизм и симптоматика моторной алалия
Шереметьева Е.В.
Слайд 2План
Моторная алалия как системное недоразвитие речи.
Различные подходы к пониманию
моторной алалии
Структура дефекта при моторной алалии.
Логопедическое обследование
Коррекционно-логопедическая работа
Слайд 3Литература
Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – Разд.4.
Зееман
М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962. –
Разд. II.
Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия.. – М., 2001.
Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – Спб., 2006. – С.196-214.
Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М., 1977.
Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. – 1981. - №6.
Основы логопедической работы с детьми/ Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. – С.80-86.
Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997.
Слайд 4Моторная алалия -
– это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического
характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при
относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций
(современная трактовка в продолжение традиций моторной концепции: Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская (2004)).
Слайд 5По гендерному соотношению
Неосложненная форма моторной алалии 1:14 в пользу мальчиков
Осложненная
психоорганической симптоматикой форма моторной алалии 1:2 в пользу мальчиков
Смешанная группа
детей с моторной алалией 1:5 (А.Н. Корнев. 2006)
Слайд 6Традиционная моторная концепция алалии
алалия связана с кинестетической или кинетической апраксией
и соответственно выделяют афферентную и эфферентную формы моторной алалии (Куссмауль
(1877), Р.Коэн (1888). Г. Гутцман (1924), Н.Н. Трауготт, Р.А. Белова-Давид, С.С. Мнухин, М. Зееман и др.).
Слайд 7Психологическая концепция
Анализирует взаимоотношения нарушения речевых и общепсихологических функций
алалия вызывается
диссоциацией между
структурными компонентами речевой деятельности:
первичное нарушение мотивации при сохранности операциональных возможностей;
первичная
несформированность операциональных компонентов при сохранной мотивации.
(Власенко И.Т., Юртайкин В.В., 1981)
Слайд 8Психологическая концепция
3.Нарушено контрольное звено: ребенок не соотносит результаты речевой деятельности
с исходными установками;
4. Не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового
материала в процессе порождения спонтанного высказывания: как выбора так и комбинирования.
Слайд 9Психолингвистическая концепция
Ядро алалии
несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамматических, фонетических)
при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения высказывания
(Валерий Анатольевич
Ковшиков (1985))
Слайд 10Нейрофизиологический аспект
Анализируется взаимосвязь нарушений субстрата мозга с характером речевого недоразвития
Нарушения
корковых зон
Поражение глубинных образований мозга: ствол, зрительный бугор, подкорковые ганглии,
гипоталамические образования и др.)
Дисфункции средних структур мозга
Таким образом, недоразвития определенных зон коры, обуславливают затруднения тонких артикуляционных дифференцировок
Слайд 11При моторной алалии
Недоразвитие речи охватывает фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи
Слайд 12Механизм нарушения речи
Не формируется динамический артикуляционный стереотип вследствие застойных
очагов возбуждения или торможения в речедвигательном анализаторе
Ритмическая структура слова и
фразы не сформирована
По мере увеличения словарного запаса трудности в овладении структурой слова становятся более заметными
Словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики
В грамматическом структурировании затруднения при именном и глагольном управлении, использование корневых слов, лишенных флексий
Слайд 13Формы аграмматизмов при моторной алалии
Экспрессивный аграмматизм - это нарушение
грамматического строя собственной речи
Импрессивный аграмматизм - это затруднения при понимании
грамматических конструкций
Структурный аграмматизм – это нарушение количества и динамической линейной последовательности слов в предложении, нарушение порядка слов
Семантический аграмматизм – это диффузное расширение значения слова, замены ассоциативного характера
Слайд 14Первые признаки моторной алалии
Проявляются на втором году жизни в форме
грубого дисгармонического развития речи
В неосложненных вариантах первые слова появляются во
время в возрасте 11-14 месяцев, в осложненных задерживаются на 2-5 месяцев.
Понимание речи сохранно на ситуативно-бытовом уровне
Экспрессивная речь состоит из лепетных звукоподражательных слов
На протяжении 2-3 лет словарь ограничен 10-30 словами
Коммуникативная потребность сохранна
Основная оперативная единица в коммуникативном поведении – сочетание слово + жест (этап голофраз)
Длительное сохранение лепетных вокализаций
Слайд 15Неречевые нарушения при моторной алалии
Общая моторика детей характеризуется неловкостью, раскоординированностью,
застреванием, цикличностью
Память отличается сужением объема (особенно страдает речеслуховая память)
Трудности формирования
гнозиса, праксиса
Слайд 16Мышление при моторной алалии
М.В. Богданов-Березовский, Р.А. Белова-Давид считают, что мышление
у детей с моторной алалией первично нарушено
Р.Е. Левина, М.Е.
Хватцев подчеркиваются, что интеллект у детей с моторной алалией вторично изменен в связи с состоянием речи
Слайд 17Механизм речевой деятельности
формируется мотив
возникает коммуникативной намерение
формируется внутренняя программа высказывания
идет лексическая
разверстка
отбор лексико-грамматических средств
грамматическое структурирование
Слайд 18Логопедическое обследования
выявление объема речевых навыков
сопоставление с возрастными нормативами
сопоставление с уровнем
психического развития
определение соотношения дефекта и компенсаторного фона
определение соотношения речевой и
познавательной активности
Слайд 19Н.С. Жукова
Три этапа обследования:
Ориентировочный этап: сбор анамнестических данных, изучение документации
2. Второй этап: обследование компонентов языковой системы, логопедическое заключение
3. Третий
этап: динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения
Слайд 20Логопедическое заключение
определяет уровень речевого развития и форму речевой патологии
Например:
общее недоразвитие речи I уровня у ребенка с моторной алалией
Слайд 21Ведущий принцип коррекционно-воспитательной работы – принцип системного строения речевой деятельности
Слайд 22Последовательность коррекционной работы
Определяются речевыми возможностями ребенка
Коррекция на основе предметно-практической деятельности
Воспитание
мотива деятельности
Формирование психофизиологических предпосылок речевой деятельности
Воспитание речевой активности, формирование активного
и пассивного словаря
Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы
Формирование связной речи