Слайд 1Применение производной для исследования функции на монотонность и экстремумы
Слайд 2Х
У
0
касательная
α
k – угловой коэффициент прямой (касательной)
Геометрический смысл производной: если к
графику
функции y = f(x) в точке с абсциссой
можно провести
касательную, непараллельную оси у, то выражает
угловой коэффициент касательной, т.е.
Слайд 3Если α < 90°, то k > 0.
Если α >
90°, то k < 0.
Если α = 0°, то k
= 0.
Касательная параллельна оси ОХ.
0
Слайд 4Теорема 1. Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется
неравенство f!(х)≥0 (причем равенство f!(х)=0 выполняется лишь в изолированных точках),
то функция у= f(х) возрастает на промежутке Х.
Теорема 2. Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется неравенство f!(х)≤0 (причем равенство f!(х)=0 выполняется лишь в изолированных точках), то функция у= f(х) убывает на промежутке Х.
Теорема 3. Если во всех точках открытого промежутка Х выполняется равенство f!(х)=0,то функция у= f(х) постоянна на промежутке Х.
Слайд 5Пример: Исследовать на монотонность функцию у=2х3+3х2 – 1.
Исследовать функцию на
монотонность – это значит выяснить, на каких промежутках области определения
функция возрастает, а на каких – убывает. Согласно теоремам 1 и 2, это связано со знаком производной.
Найдем производную данной функции:
Слайд 6f!(х)=6х2+6х=6х (х+1)
Если функция непрерывна не только на открытом промежутке, но
и в его концевых точках (именно так обстоит дело для
заданной функции), эти концевые точки включают в промежуток монотонности функции.
-1
0
+
х
+
f!(х)
f(х)
Ответ: функция возрастает хЄ(-∞; - 1], [0;+∞), функция убывает хЄ[-1 ; 0]
Слайд 7Точки экстремума функции и их нахождение
Рассмотрим график функции у=2х3+3х2–1
х
у
- 1
0
На графике две уникальные точки: (-1;0) и (0;-1). В этих
точках:
1) происходит изменение характера монотонности функции;
2) касательная к графику функции параллельна оси Х (или совпадает с осью Х), т.е. производная функции в каждой из указанных точек равна нулю;
3) f(-1) – наибольшее значение функции, но не во всей области определения, а по сравнению со значениями функции из некоторой окрестности точки х = - 1. Также f(0) – наименьшее значение функции в окрестности точки х=0
Слайд 8Определение 1. Точку х=х0 называют точкой минимума функции у =
f(х), если у этой точки существует окрестность, для всех точек
которой (кроме самой точки х=х0) выполняется неравенство
f(х)>f(х0).
Определение 2. Точку х=х0 называют точкой максимума функции у = f(х), если у этой точки существует окрестность, для всех точек которой (кроме самой точки х=х0) выполняется неравенство
f(х)
Слайд 9Значение максимума и минимума обозначаются:
уmax , ymin соответственно.
ВНИМАНИЕ!!!
Только не
путать с наибольшим (или наименьшим) значением функции во всей рассматриваемой
области определения, эти значения в окрестности некоторой точки Х, являются наибольшими (или наименьшими).
Точки минимума и максимума функции называют – точки экстремума (от латинского слова extremum – «крайний»)
Слайд 10Теорема 4. Если функция у = f(х) имеет экстремум в
точке х=х0, то в этой точке производная либо равна нулю,
либо не существует.
Внутренние точки области определения функции, в которых производная функции равна нулю, называют стационарными, а внутренние точки области определения функции, в которых функция непрерывна, но производная не существует – критическими.
Слайд 11Теорема 5 (достаточные условия экстремума). Пусть функция у = f(х)
непрерывна на промежутке Х и имеет внутри промежутка стационарную или
критическую точку х=х0.Тогда:
1) Если у этой точки существует такая окрестность, в которой при х<х0, выполняется неравенство f1(x)<0, при х>х0 – неравенство f1(x)>0, то х=х0 – точка минимума функции у=f(x);
2) Если у этой точки существует такая окрестность, в которой при х<х0 выполняется неравенство f1(x) >0, а при х>х0 – неравенство f1(x)<0, то х=х0 – точка максимума функции у=f(x);
3) Если у этой точки существует такая окрестность, что в ней и слева и справа от точки х0 знаки производной одинаковы, то в точке х0 экстремума нет.
Слайд 12Для запоминания!!!
min
max
Экстремума нет
Экстремума нет
Слайд 13Пример:Найти точки экстремума функции у=3х4 – 16х3 + 24х2 –
11.
Решение: найдем производную данной функции: у1=12х3 – 48х2 + 48х.
Найдем стационарные точки:
12х3 – 48х2 + 48х=0
12х(х2 – 4х + 4)=0
Производная обращается в нуль в точках х=0 и х=2
12х(х – 2)2=0
-
+
+
0
2
х
Значит, х=0 – точка минимума.
Ответ: уmin= - 11.
Слайд 14Алгоритм исследования непрерывной функции у=f(х) на монотонность и экстремумы:
Найти производную
f1(х).
Найти стационарные (f1(х)=0) и критические (f1(х) не существует) точки функции
у=f(х).
Отметить стационарные и критические точки на числовой прямой и определить знаки производной на получившихся промежутках.
На основании теорем 1, 2, и 5 сделать выводы о монотонности функции и о ее точках экстремума.
Слайд 15Пример: Исследовать функцию
на монотонность и экстремумы
Слайд 16На рисунке изображен график функции y=f(x), определенной на интервале (
- 8; 3). Определить количество целых точек, в которых производная
функции отрицательна
Слайд 18На рисунке изображен график производной функции y=f(x), определенной на интервале
( - 7; 5). Найти точку экстремума функции на отрезке
[-6; 4]
Слайд 20На рисунке изображен график производной функции y=f(x), определенной на интервале
( - 3; 8). Найти количество точек максимума функции на
отрезке [- 2; 7]
Слайд 22На рисунке изображен график производной функции y=f(x), определенной на интервале
( - 3; 8). Найти промежутки убывания функции. В ответе
указать сумму целых точек, входящих в эти промежутки
Слайд 24На рисунке изображен график производной функции y=f(x), определенной на интервале
( - 11; 3). Найти промежутки возрастания функции. В ответе
указать длину наибольшего из них
Слайд 26Работа с учебником:
№44.20, 44.21, 44.22, 44.29, 44.48
Домашнее задание:
Параграф 44,
п.1,2 (алгоритм исследования функции)
№44.20, 44.25, 44.49, 44, 63
Слайд 28Источники изображений
http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-08/thumbs/1250058141_12.jpg
http://www.ccboe.net/Teachers/Durham_Sharon/images/918F9422010B4BB0B160956D6B9D4E34.JPG
http://www.utkonos.ru/images/it/027/008/006/1238197P.jpg
http://www.caringbahlearningcentre.com.au/assets/images/calc.JPG