Разделы презентаций


Применение СП и ДП в психологии

Содержание

Эволюция психики по Н.А. Бернштейну Свои центральные идеи Бернштейн изложил в книге "О построении движений" (М.,1947) Реализация этой методологии позволила открыть совершенноновые принципыфункционирования живого организма.Идеи кибернетики высказаны за 12 лет до

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Применение СП и ДП в психологии
Успешная реализация

ДП была осуществлена в применение к человеку: в "физиологии активности"

Н.А.Бернштейна; в психологии мышления Л.С. Выготского.

Эволюция психики по Н.А. Бернштейну
Психология и мышление по Л.С. Выготскому
Применение СП и ДП  в психологии   Успешная реализация ДП была осуществлена в применение к

Слайд 2Эволюция психики по Н.А. Бернштейну
Свои центральные идеи Бернштейн изложил в

книге "О построении движений" (М.,1947)
Реализация этой методологии позволила открыть

совершенно
новые принципы
функционирования живого организма.
Идеи кибернетики высказаны за 12 лет до появления работ Винера.
Эволюция психики по Н.А. Бернштейну Свои центральные идеи Бернштейн изложил в книге

Слайд 3Создание и применение новой методологии (ДП).
Бернштейн работал в 20-е годы

в Центральном институте труда
Как обеспечить экономное, бережливое расходование физической

энергии человека в процессе его трудовой деятельности.:
формирование навыков,
освоение неизвестных операций;
управление тренировкой спортсмена,
обучение движениям космонавтов в необычной для Земли обстановке.
Создание и применение новой методологии (ДП).Бернштейн работал в 20-е годы в Центральном институте труда Как обеспечить экономное,

Слайд 4Типы возможных движений – задачи вида.

Расширения задачи построения движения

и включение проблемы эволюции вида.

И этот расширение и явилось

реализацией ДП в биологии.

Типы возможных движений – задачи вида. Расширения задачи построения движения и включение проблемы эволюции вида. И этот

Слайд 5Движение - действие, которое имеет смысл для особи:
захват добычи,
поиск

пищи,
спортивный элемент,
рудовая операция.

Аналогия:
А) человеческий эмбрион – эволюция животного

мира;
Б) человеческий мозг - этапы развития сознательного поведения.
Движение - действие, которое имеет смысл для особи:захват добычи, поиск пищи, спортивный элемент, рудовая операция.Аналогия:А) человеческий эмбрион

Слайд 6Чтобы объяснить, как формируется уровень, необходимо решение центральной проблемы: взаимодействие

организма со средой.
Живой организм взаимодействует со средой по принципу

обратной связи. Проблема "конструирования" тела и функций животного в процессе эволюции "решается" совсем другим способом, чем в технике или науке, где точное - знание всех условий обязательно и законы построения не зависят от времени.

Чтобы объяснить, как формируется уровень, необходимо решение центральной проблемы: взаимодействие организма со средой. Живой организм взаимодействует со

Слайд 7 СП и ДП : любой двигательный акт,, не есть

простая сумма из отдельных элементов.
Построение движения совершается системой взаимосвязанных иерархических

структур центральной нервной системы (уровней). Движение именно строится.

Каждый уровень "выбирает" свою часть сигнала, формирует свою собственную реакцию, которая служит "входом" (восприятием) для другого более высокого уровня. Построенное целостное движение есть результат взаимодействия уровней. Какую часть сигнала обрабаты­вать и что отвечать каждому уровню определила история их развития. Часть уровней образовалась в процесс эволюции, и принадлежит всему животному миру, другая часть - в онтогенезе (ходьба, спорт, трудовые навыки).

СП и ДП: объяснить движение удалось только с позиций выполняемой в его процессе задачи, значимой для особи, а значит, только с позиций деятельности, со своей целью ("предвидимое будущее", "долженствующая ценность", "модель будущего ре­зультата"), средствами, результатом, оценкой и корректировкой.

СП и ДП : любой двигательный акт,, не есть простая сумма из отдельных элементов.Построение движения совершается

Слайд 9Схема основных центров и проводящих путей мозга с распределением их

по уровням
А – (тонуса) руброспинальный уровень палеокинетических регуляций;
В – (синергий

и штампов) – таламо-палллидарный уровень;
С – (пространственного поля) пирамидно-стриальный;
Д – (действий) теменно-премоторный.
Схема основных центров и проводящих путей мозга с распределением их по уровнямА – (тонуса) руброспинальный уровень палеокинетических

Слайд 10Уровень А.
У всех животных - метамерные движения простейших

живых организмов .

Уровень А. У всех животных - метамерные движения простейших живых организмов .

Слайд 11Уровень А.
У человека - в деятельности гладких мышц, создании

их тонуса и обеспечении основы тонусных движений: дрожь от холода,

вибрационные ритмические движения, удержание позы и т.д.
Это самый нижний этаж в двигательной системе, задача - несение службы раздражимости и чувствительности, изменение формы и сократительности, обеспечение первобытных движений
Уровень А. У человека - в деятельности гладких мышц, создании их тонуса и обеспечении основы тонусных движений:

Слайд 12Уровень В. –
Движение - Вход для В - сведения о

состоянии и действиях своего тела, чтобы обеспечить ритмичность, повторяемость, "штампованность"

движений тела, как единого целого - "локомоторной машины" безотносительно к внешнему пространству.
Задача, решаемая в процессе эволюции этим типом движений, - овладение собственным телом в качестве целостной системы, включая в свою деятельность предыдущий уровень как фоновый.

Уровень В. –Движение - Вход для В - сведения о состоянии и действиях своего тела, чтобы обеспечить

Слайд 13Уровень В. –
В филогенезе этот уровень был высшим для рыб

Уровень В. –В филогенезе этот уровень был высшим для рыб

Слайд 14Субстанциональный носитель: проприорецепторы - рецепторы глубокой внутренней чувствительности.
Переработка информации осуществляется

в таламусе (зрительный бугор) и гипоталамусе, а "выход" - управление

- производится через ядра (паллидум), через уровень А обращается к клеткам спинного мозга.
Самостоятельные движения: мимика; пластика; хватание; шагание
Субстанциональный носитель: проприорецепторы - рецепторы глубокой внутренней чувствительности.Переработка информации осуществляется в таламусе (зрительный бугор) и гипоталамусе, а

Слайд 15Уровень С. -. «Задача» в филогенезе - освобождение поведения особи

от связи с собственным телом, приспособление к внешней среде. И

формулируется она как "овладение пространством".
Субстрат: теле-рецепторы: зрение, слух. Осязание, кора головного мозга
. Птицы и низшие млекопитающие имеют этот уровень в качестве ведущего.



Уровень С. -. «Задача» в филогенезе - освобождение поведения особи от связи с собственным телом, приспособление к

Слайд 17Прежние уровни – мир, замкнутый на собственные внутренние ощущения тела,

не реагирующие на внешнюю среду.
С осуществляет связь с внешним миром.
Самостоятельные

движения: а)целевые; б) приспособление к пр-ву;
в) меткость; г) вариативность, взаимозаменяемость
Прежние уровни – мир, замкнутый на собственные внутренние ощущения тела, не реагирующие на внешнюю среду.С осуществляет связь

Слайд 18Уровень Д. связывается с овладением предметными действиями, совершаемые осмысленно.
Этот класс

движение доступен только человеку и связан с появлением коры головного

мозга.
Движения Д - поступки, определяемые смыслом поставленной задачи: Построгать доску, смазать лыжи, культурно приветствовать гостя, забить гол ит.д.
.

Уровень Д. связывается с овладением предметными действиями, совершаемые осмысленно.Этот класс движение доступен только человеку и связан с

Слайд 20Далее следует уровень овладения искусственными знаками - устной и письменной

речью, всей человеческой культурой.

Далее следует уровень овладения искусственными знаками - устной и письменной речью, всей человеческой культурой.

Слайд 21Далее следует уровень овладения искусственными знаками - устной и письменной

речью, всей человеческой культурой.
.

Далее следует уровень овладения искусственными знаками - устной и письменной речью, всей человеческой культурой..

Слайд 22Внутренняя активность поведения есть другая сторона "овладения" частью среды. Среда

"сворачивается" во внутренние структуры организма, внешнее пространство и время "сворачиваются"

в другие (внутренние) пространственно-временные масштабы живого.
Моделирование мозгом будущей ситуации основано на "развертывании" прошлого сконцентрированного опыта и непрерывным активным "анализом" настоящего. ситуация .

Внутренняя активность поведения есть другая сторона

Слайд 23Иерархическия уровней, - организм в процессе эволюции "учитывает" успешные решения

и закрепляет их соответствующим образом в "этажах" своей структуры.
Т. О.,

движения человека, включает проблемы эволюции вида.
Это -реализация ДП в биологии.


Иерархическия уровней, - организм в процессе эволюции

Слайд 24Т.О., чтобы понять поведение живого организма в изменчивой среде, потребовалось

выделить «слои» реальности, осваиваемые его активностью. При этом внутренняя структура

и функцииии организма оказываются другой стороной «овладеваемой» им части среды, ее моделью
Т.О., чтобы понять поведение живого организма в изменчивой среде, потребовалось выделить «слои» реальности, осваиваемые его активностью. При

Слайд 25Применение СП и ДП к развитию мышления Л.С.Выготским
Основной недостаток, -

классический подход, аналог точных наук (аксиомы)
Например:
У Вундта ее роль -

апперцепция,
в гештальт психологии - "гештальт",
у Штерна - интенция и т.д.
«Духовный акт" - непознаваемая "вещь в себе"

Применение СП и ДП к развитию мышления Л.С.ВыготскимОсновной недостаток, - классический подход, аналог точных наук (аксиомы)Например:У Вундта

Слайд 26Например, в понимании мышления:
мышление и его, компоненты – память,

восприятие и т.д.- такие же свойства, как например, тяжесть, влажность

и т.д.,
развитие, возникновение мышления во времени не зависит от начальных условий, то есть однородно (одинаково) во времени,

Например, в понимании мышления: мышление и его, компоненты – память, восприятие и т.д.- такие же свойства, как

Слайд 27Л.С.Выготский показал, что:

1) мышление есть система
2) отношение между элементами существует

только в развитии и меняется во времени.
3) возникновение мышления,

а также его развитие неповторимо однозначно, а это значит, что оно невоспроизводимо в классическом смысле.
Л.С.Выготский показал, что:1) мышление есть система2) отношение между элементами существует только в развитии и меняется во времени.

Слайд 28Л.С. Выготский отказался от классического подхода.
Применение ДП: исследование психики человека

с точки зрения выполняемой задачи в процессе жизни человека.
Отсюда –

задача искать отличие психики человека от психики животных в специфических различиях их поведения.

Л.С. Выготский отказался от классического подхода.Применение ДП:  исследование психики человека с точки зрения выполняемой задачи в

Слайд 29ДП: необходимо ответить на вопросы: "функция чего?", "какая функция?", "для

выполнения каких задач?", "с какой целью?"
Позиция Л.С.Выготского:
Анализ специфически человеческой

психики проводится им в исследовании ее генезиса и развития.
В этом исследовании основой является диалектическая направленность.

ДП: необходимо ответить на вопросы:

Слайд 30Основная идея: опосредование психических процессов искусственными средствами - "орудиями "

– знаками.
Искусственные знаки, существенно отличались от природных, натуральных, они имели

"культурное" происхождение, поэтому метод Выготского часто называют "инструментальным", или "культурно-генетическим".

Основная идея: опосредование психических процессов искусственными средствами -

Слайд 31Знаки становятся организующими формами поведения, а затем проходят период интериоризации,

"вращивания внутрь" и тем самым качественно меняют структуру и функции

всей психики индивида.
Индивидуальное сознание выступает как продукт общественной истории, а эти периоды - "узловыми моментами" коренных изменений психических процессов.
Док-во берется из истории народов, находящихся на низких ступенях развития, из исследования развития психики ребенка.

Знаки становятся организующими формами поведения, а затем проходят период интериоризации,

Слайд 32Память (ее эволюция).
У примитивного человека эйдетическая память - промежуточная форма

между восприятием и представлением, она аффективна и заменяет логическое мышление.


Ее физиологическая основа - достигает максимального развития. Человек пользуется памятью, но не господствует над ней. Напротив, память господствует над ним,
Память (ее эволюция).У примитивного человека эйдетическая память - промежуточная форма между восприятием и представлением, она аффективна и

Слайд 33Дальнейшее органическое развитие памяти оказывается невозможным,
однако память развивается благодаря

внешнему знаку.
Роль внешнего знака: От умения пользоваться следами, как

знаками, человек на известной ступени приходит впервые к созданию искусственного знака. Этот момент есть поворотный момент в истории развития его памяти.
Дальнейшее органическое развитие памяти оказывается невозможным, однако память развивается благодаря внешнему знаку. Роль внешнего знака: От умения

Слайд 34Затем постепенно меняется механизм действия естественной основы памяти он сообразуется

с внешними социальными факторами: "память человека, умеющего записывать то, что

ему надо запомнить, используется и упражняется, и, следовательно, развивается в ином направлении, чем память человека, который совершенно не умеет пользоваться знаниями».
Человек переходит от пользования памятью как природной силой к господству над ней.
Дальнейшее развитие происходит за счет совершенствования внешних - культурно-вспомогательных приемов, способов оперирования с ними.
Основной результат этого - развитие абстрактного логического мышления.

Затем постепенно меняется механизм действия естественной основы памяти он сообразуется с внешними социальными факторами:

Слайд 35Память современного взрослого человека есть продукт как биологического, так и

социального развития.
Образы представления, бледнее ярких, эйдетических образов восприятия - следы

сложной практической деятельности с предметами, они включают интеллектуальную переработку впечатлений о предмете, выделение наиболее существенных признаков, обобщение впечатлений, объединение наглядного опыта со знанием и т.д.
"Те приемы запоминания, которые на предыдущем этапе носили внешне-непосредственный характер, теперь сокращаются и приобретают характер внутренне-опосредованного процесса " /25/.

Память современного взрослого человека есть продукт как биологического, так и социального развития.Образы представления, бледнее ярких, эйдетических образов

Слайд 36СП и ДП: психика рассматривается в единстве решаемой индивидом (группой,

обществом) "задачи", употребляемые средствами, результатами, активным отношением к самому процессу.


На первом этапе ведущую роль играет аффект, другие функции - подчиненные, на следующем - практическое действие и его воспроизведение, затем ведущую роль играет мышление.
Меняется не только содержание сознания, но и те межфункциональные отношения, которые осуществляют смысловую деятельность.
СП и ДП: психика рассматривается в единстве решаемой индивидом (группой, обществом)

Слайд 37Перспективы:
Педагогики: Соотношение развития и обучения, роль предметной деятельности, игры,

учителя в этом процессе.
Лингвистики: Формирование значений слов, их смысла, историческое

развитие понятий.
Нейропсихологии: Проблема локализации высших психических функций человека.

Перспективы: Педагогики: Соотношение развития и обучения, роль предметной деятельности, игры, учителя в этом процессе.Лингвистики: Формирование значений слов,

Слайд 38СП и ДП подтверждают процессы изменения научной методологии.
ДП акцентирует

и выделяет мотивационную и аксиологическую. СП выделяет «средний» уровень объекта

познания.
Неформализуемые свойства и процессы выступают на первый план. В ДП: в качестве важнейших средств исследования выступают - "чисто человеческие" качества: интуиция, творчество, внелогические операции, опыт и экспертиза и т.д.

СП и ДП подтверждают процессы изменения научной методологии. ДП акцентирует и выделяет мотивационную и аксиологическую. СП выделяет

Слайд 39конец

конец

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика