Слайд 2Актуальность данной темы
объясняется необходимостью изучения механизма государства, всестороннего рассмотрения
его функционирования
Слайд 3Цель лекции
- структурно-функциональный анализ механизма государства;
- изучение роли и
места каждого из структурных элементов механизма государства в данной системе
(в том числе органов внутренних дел);
- анализ принципов организации и деятельности государственного аппарата;
- общая характеристика должностного лица как субъекта властных полномочий (представителя государственной власти).
Слайд 4Учебные вопросы
Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Должностное лицо как
субъект властных полномочий.
Роль органов внутренних дел в механизме государства.
Слайд 5Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Слайд 6государственный аппарат совокупность органов государственной власти и должностных лиц -
представителей государственной власти, которые от имени государства и в его
интересах участвуют в реализации государственных функций
Заседание
Государственной Думы РФ
Слайд 7
В основу создания и функционирования государственного аппарата положены
принципы единства и разделения государственной власти
Слайд 8
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают
«наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его
построения и функционирования»
Слайд 9принципы формирования и деятельности государственного аппарата:
принцип приоритета прав человека;
принцип законности
и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;
принцип демократизма;
принцип профессионализма
государственных служащих;
принцип гласности;
принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата;
Слайд 10принципы формирования и деятельности государственного аппарата:
принцип федерализма;
принцип координации в деятельности
государственных органов;
принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;
принцип сочетания выборности и назначаемости.
Слайд 11Принцип приоритета прав человека
Конституции РФ. Статья 18: «Права и свободы
человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»
Слайд 12Принцип законности и конституционности
Конституции РФ. Статья 15 (п.2):
«органы государственной
власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления,
граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России»
Слайд 13Принцип демократизма
проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при
которой носителем суверенитета и источником власти является народ, который осуществляет
свою власть по разным каналам, в т.ч. непосредственно (выборы) или через органы местного самоуправления
Принцип профессионализма государственных
служащих
Слайд 15 Принцип гласности
Политика максимальной
открытости деятельности государственных учреждений и свобода информации.
Президент РФ
В.В.Путин
Слайд 16Принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного
аппарата
выражается в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему (в
строгой «горизонтальной» и «вертикальной» системе подчинения государственных органов)
Вертикальные связи - это иерархические связи, в основе которых лежит подчинение одних органов другим.
Горизонтальные связи - это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач.
Контрольные связи - это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами
Слайд 18
Принцип координации в деятельности государственных органов,
выражающийся в их взаимодействии
«по горизонтали»
Слайд 19Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия
заключается в обеспечении оптимального соотношения
в процессе формирования и деятельности государственных органов соответствующих начал.
Под
единоначалием понимается предоставление высшему руководителю всей полноты власти, необходимой для принятия решения и в тоже время наложение персональной ответственности за состояние фирмы.
Под коллегиальностью понимается возможность выработки решений с учетом коллективного мнения, в том числе с учетом мнений руководителей нижнего звена.
Слайд 20Принцип сочетания выборности и назначаемости
при формировании государственного аппарата выражает
оптимальное соотношение в децентрализации и централизации в государственном управлении.
Суть
централизации сводится к сосредоточению властных полномочий у высокоорганизованной команды профессиональных управленцев осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия, применения мер государственного принуждения.
Децентрализация государственной власти в свою очередь предполагает ограничение властных полномочий административно-бюрократических структур рамками нормативных предписаний, определяющих пределы властной компетенции государственных органов и выступающих в качестве действенных средств взаимного контроля, взаимных сдержек и противовесов.
Слайд 21
Должностное лицо как субъект властных полномочий
Слайд 22должностные лица
представители государственной власти - государственные чиновники, управомоченные
самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения, обеспечивать реализацию
этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государственного принуждения.
Слайд 23Должностные лица - представители государственной власти осуществляют государственную власть в
форме судебного, административного усмотрения
Должностные лица осуществляют государственную власть на
профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности)
Слайд 24
Роль ОВД в механизме государства
Слайд 25Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О
полиции"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Полиция и ее назначение
1. Полиция
является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Слайд 26КОДЕКС
профессиональной этики
сотрудника органов внутренних дел
Российской Федерации
(08.04.2009)
Глава 1. Основные положения
Статья
1. Предназначение Кодекса
1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской
Федерации ( Далее – «Кодекс») является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести сотрудника.
2. Кодекс как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (Далее – «сотрудник органов внутренних дел» или «сотрудник»):
нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел;
профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе;
профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения.
3. Настоящий Кодекс служит целям:
установления нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника;
формирования единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;
регулирования профессионально-этических проблем взаимоотношений сотрудников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
воспитания высоконравственной личности сотрудника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
4. По своему функциональному предназначению Кодекс:
служит методологической основой формирования профессиональной морали в органах внутренних дел;
ориентирует сотрудника в ситуациях конфликта и этической неопределённости и иных обстоятельствах нравственного выбора;
способствует выработкеу сотрудника потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;
выступает средством общественного контроля за нравственным обликом и профессиональным поведением сотрудника.