Слайд 1ПРИНЕСТИ ЗАВТРА
Пластилин и стеку
Лоскутки мягкой ткани
(размер – носовой платок, 3-4 шт.)
Плотная ткань (17/25, 10/20,
7/7)
Капрон, материал для набивки
ОЧЕНЬ плотный картон 7/7
Нитки, иголка, ножницы
ПРОДУМАТЬ ОБРАЗ КУКЛЫ
Слайд 2МЕТОДИКА
ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ЖИВОПИСЬЮ
Слайд 3ПЛАН ЛЕКЦИИ
Цели и задачи ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства
Программа
Н.А.Вершининой по ознакомлению дошкольников композицией живописных картин
Структура беседы и методические
приемы ознакомления дошкольников с живописной картиной
Слайд 4Цели ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства.
Развитие эстетического сознания детей
Формирование
на основе полученных знаний изобразительных умений
Слайд 5Задачи ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства
Познакомить детей с видами
изобразительного искусства
Учить детей классифицировать произведения изобразительного искусства по существенным признакам
Дать
детям представление об особенностях стиля (творческой манеры) художников
Дать детям знания о выразительных средствах каждого вида изобразительного искусства
Познакомить детей с 2-3 произведениями каждого вида изобразительного искусства
Слайд 6Задачи ознакомления дошкольников с произведениями живописи
Познакомить детей с особенностями живописи
как вида изобразительного искусства, научить отличать ее от графики
Учить детей
определять жанр живописного произведения
Дать детям представление об особенностях стиля (творческой манеры) художников-живописцев
Дать детям знания о выразительных средствах живописи
Познакомить детей с 2-3 произведениями живописи
Слайд 72. Программа Н.А.Вершининой по ознакомлению дошкольников композицией живописных картин
Форма
таблицы:
Слайд 9ЗАДАЧА 1
Познакомить детей с особенностями живописи как вида изобразительного искусства,
научить отличать ее от графики
Содержание знаний
Живопись – это живое письмо.
Жизнь в ней передается как живая, настоящая.
В живописной картине много цветов и оттенков, которые накладываются без просвета.
Слайд 10Содержание умений в восприятии
и развитие речи
Отличать живописные картины от
рисунков.
Картины пишут художники-живописцы масляными красками на холсте.
Содержание умений
в
изобразительной деятельности
Рисовать на подготовленном самостоятельно или с помощью воспитателя фоне
ИЛИ заполнять фон после основного изображения.
Слайд 11ЗАДАЧА 2
Учить детей определять жанр живописного произведения
Содержание знаний
Живописные картины делятся
по содержанию на жанры.
А) Пейзаж
Б) Натюрморт
В) Портрет
Г) Жанровая (тематическая)
картина
Слайд 12А) Пейзаж –изображение природы
в ее естественном состоянии
Слайд 14Б) Натюрморт – группа специально подобранных и установленных предметов
Слайд 16В) Портрет – изображение
конкретного человека или группы лиц
Слайд 18Г) Жанровая (тематическая) картина
или одно(много-) фигурная композиция – изображение
людей и событий
Слайд 20Содержание умений в восприятии
и развитие речи
Определять жанр картины (жанр,
портрет, пейзаж, натюрморт, батальный, марина). Классифицировать картины внутри жанра и
обосновывать свое мнение
Содержание умений
в изобразительной деятельности
Уметь создавать рисунок в определенном жанре. Рисовать пейзажи и натюрморты по представлению и с натуры, портреты по представлению
Слайд 21ЗАДАЧА 3
Дать детям представление об особенностях стиля
(творческой манеры) художников-живописцев
Содержание знаний
У
каждого художника свои приемы выразительности. По ним можно узнать автора.
Знать
некоторые приемы выразительности 2-3 художников-живописцев.
Слайд 261
2
3
По картине определите художника-автора
Слайд 27Содержание умений в восприятии
и развитие речи
Уметь отнести незнакомое произведение
к конкретному автору и доказать
Содержание умений
в изобразительной деятельности
Уметь создавать
рисунок в стиле определенного, известного по особенностям творческой манеры художника-живописца
Слайд 28ЗАДАЧА 4
Дать детям знания о выразительных средствах живописи
4.1. ЦВЕТ (КОЛОРИТ)
–
в живописи цвет имеет четыре функции:
выразительную,
изобразительную,
композиционную,
декоративную
Слайд 29Содержание знаний:
Цвет – основное средство выразительности в живописи
С помощью цвета
в картине художник передает настроение.
У каждого предмета свой цвет, который
в картине может меняться в зависимости от условий; цвет одного предмета может влиять на цвет другого.
Главное в картине может быть выделено цветом.
Цвет художники могут использовать для украшения предметов в картине
Слайд 31Содержание умений в восприятии
и развитие речи
Определять настроение картины по
колориту.
Видеть в картине красоту сочетания различных цветов и влияние одного
цвета на другой.
Находить в картине главное, выделенное цветом.
Рассказывать о цветовом строе картины. Использовать в речи слово «колорит» и прилагательные, обозначающие настроение
Слайд 32Содержание умений
в изобразительной деятельности
Передавать настроение рисунка с помощью цвета
Передавать
в рисунке реальный цвет предметов (на уровне одаренности - влияние
одного цвета на другой)
Выделять в рисунке главное цветом
Слайд 334.2. КОМПОЗИЦИЯ
(построение) в живописи представлена
следующими элементами:
передача формата,
определение места
линии горизонта,
передача в картине планов (глубины пространства),
способы выделения
главного,
способы расстановки фигур в картине.
Слайд 344.2.1. Передача формата
Содержание знаний:
Формат – это холст (лист бумаги) определенной
формы и размера.
По форме формат может быть:
вертикальным – подчеркивает
высоту, величие объекта или события;
горизонтальным – подчеркивается широта, размах события, предмета или явления;
уравновешенным (квадратный или круглый) – выражает спокойствие, гармонию изображаемого
Величина изображения должна соответствовать величине формата.
Слайд 36Содержание умений в восприятии и развитие речи
Уметь определять формат картины,
пояснять выбор художника
Использовать в речи слова: «вертикальный», «горизонтальный», «уравновешенный»
Содержание
умений в изобразительной деятельности
Выбирать (создавать) формат своего рисунка, соотнося его с замыслом
Вписывать изображение в выбранный формат
Слайд 374.2.2. Определение места линии горизонта
Содержание знаний:
Линия горизонта – это место,
которое соединяет (разделяет) на картине небо и землю.
В зависимости
от расположения на картине она может быть:
низкой – главное в картине находится на небе;
высокой – главное на земле;
средней – главное в равной мере присутствует и на земле , и на небе;
за рамками картины.
Линия горизонта может быть открытой и закрытой (какими-либо объектами).
Слайд 40Содержание умений в восприятии и
развитие речи
Уметь определять в картине место линии горизонта, обосновывать выбор
художника.
Использовать в речи слова: горизонт, линия горизонта.
Содержание умений в изобразительной деятельности
Начинать построение сюжетного рисунка с обозначения линии горизонта, связывая место ее расположения с замыслом.
Слайд 414.2.3.Передача в картине планов (глубины пространства)
Содержание знаний:
Обычно в
картине три плана:
первый (передний) план вводит в картину;
второй (средний) план
является в картине основным, на нем художник изображает главное;
третий (задний) план показывает место действия.
Способы передачи пространства:
изменение размера предметов;
изменение расстояния основания объекта от линии горизонта;
четкость прорисовки деталей;
заслоняемость;
высокие объекты переднего плана могут не вписываться в формат картины.
Слайд 44Содержание умений в восприятии
и развитие речи
Уметь вычленять в картине
планы и рассказывать о композиционном строе картины, начиная с главного
(среднего) плана;
Воспринимать способы передачи пространства и рассказывать о них.
Содержание умений
в изобразительной деятельности
Строить рисунок в пространстве, начиная с изображения главного, затем передний и задний планы.
Использовать в рисунке знакомые способы передачи пространства.
Слайд 454.2.4. Способы выделения главного
Содержание знаний:
В каждой картине есть что-то или
кто-то главный. Его художник выделяет одним или несколькими способами:
расположением в
центре;
цветом, освещенностью;
размером;
изоляцией;
четкостью прорисовки;
все жесты и взоры обращены к главному.
Слайд 47Содержание умений в восприятии
и развитие речи
Уметь выделять в картине
главное, ориентируясь на знакомые способы, обосновывать свое мнение и выбор
художника;
Использовать в речи слова «изоляция», «жест», «взгляд».
Содержание умений
в изобразительной деятельности
Выделять в рисунке главное знакомыми способами, соподчинять второстепенное главному.
Слайд 484.2.5. Способы расстановки фигур
в жанровой картине
Содержание знаний:
Композиция с изображением людей может быть
одно-, двух- и многофигурная. Понять картину – это значит понять смысл диалога или монолога его героев. Главный – тот, кто отвечает.
В многофигурной композиции люди могут располагаться:
кольцом,
полукольцом,
в линию (шествие)
Слайд 49Содержание умений в восприятии
и развитие речи
Уметь отличать портрет от
однофигурной композиции;
Определять способ расстановки фигур в жанровой картине;
Уметь понимать смысл
происходящего и содержание монолога (диалога) между героями, выделять из них главного;
Использовать в речи словосочетания «одно- (двух-, много-) фигурная композиция», «сюжетная группа».
Содержание умений
в изобразительной деятельности
Создавать одно-, двух- и многофигурные композиции, выделяя главного героя.
Рисовать по схемам.
Слайд 50Задача 5.
Познакомить детей с 2-3 произведениями живописи
Структура беседы
по ознакомлению
с живописной картиной соответствует структуре
эстетического восприятия
Слайд 51Структура эстетического восприятия
Замысел
Выразительные средства
Результат
Х у д о ж н и
к
З р и т е л ь
зачем?
почему?
как?
что?
ЧАСТИ БЕСЕДЫ
III
II I
Слайд 52I часть
Задачи:
вызвать у детей интерес к картине;
помочь понять ее
настроение
и
сюжет
Слайд 53Методические приемы:
Прием неожиданности
Слайд 54Прием вхождения в картину - предложить детям, например,
понюхать воздух,
послушать звуки,
что-то
потрогать,
посмотреть за рамки картины и т.п.
Слайд 55Прием кратковременной демонстрации картины
репродукция демонстрируется 1-2 сек,
расстояние не
менее 3-5 м
Слайд 56Чтение стихов, слушание музыки, совпадающих с картиной по настроению
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки
лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Борис Пастернак
Слайд 57 Вопросы по содержанию картины
(как на занятиях по развитию речи
при составлении описательных рассказов)
Слайд 58I I часть
Задачи:
помочь детям выделить средства выразительности картины
и через
них понять глубину содержания
Слайд 59Методические приемы:
Основной прием: вопросы,
которые следуют парами:
первый вопрос – репродуктивный
(на выделение средства выразительности),
второй – проблемный (почему художник выбрал
именно это?..)
Слайд 60Вопросы с мысленным изменением средства выразительности
Как бы выглядела картина, если
бы?..
меняем средство выразительности
Слайд 61Прием сравнения
сравнивать можно:
картины на одну тему разных авторов,
репродукции в разной
технике печати,
репродукции в черно-белом и цветном варианте,
картины разные по
элементам композиции,
картину и эскизы,
картину с фотографией.
Слайд 69Прием закрывания части изображения
закрывать можно:
один или несколько объектов,
часть пространства выше
или ниже линии горизонта
часть лица на портрете и т.п.
Слайд 71 Игровые приемы:
например,
«Воспроизведи позу»
«Воспроизведи мимику»
«Одушеви картину»
и т.п.
Слайд 73Дидактические игры на выделение средств выразительности:
Цвет: «Цветные файлы», «Измени цвет»,
«Подбери палитру», «Найди чужой цвет»
Композиция: «Передвижная аппликация», «Составь эскиз», «Подбери
эскиз», «Волшебный экран»
Рисунок: «Фоторобот», «Веселые матрешки».
Слайд 74Дидактические игры на сериацию и классификацию:
«Найди пару»,
«Найди лишнюю»,
«Встань
в пару»,
«Подойди к такой же»
«Раздели на группы»
и т.п..
Слайд 79Игра «Расскажи о красоте»
(Пейзаж)
Слайд 81«Расскажи о красоте»
(Натюрморт)
Слайд 85I I I часть
Задачи:
помочь детям понять замысел художника;
помочь «увидеть» за
картиной ее автора
Слайд 86Методические приемы:
выбрать стихи или музыкальную композицию подходящую по содержанию (идее)
к картине;
рассказ ребенка или педагога о своем впечатлении о картине;
рассказ
о художнике;
побудить детей дать свое название картине
(угадать авторское название).