Слайд 1ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 2К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспита- ния и
образования, необхо -димо отнести общие социальные принципы вос-питательной стратегии общества.
Слайд 3К системе образования и воспи- тания имеют место общепеда- гогические
принципы, отража- ющие основные закономерно- сти обучения (принципы дидак- тики).
Слайд 4Принципы физического воспитания
в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и
требования, предьявляемые учителю, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке
учащихся к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию.
В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания.
Слайд 5Общепедагогические принципы в физическом воспитании.
1.Принцип осознанности
(сознательности)
2.Принцип активности
3.Принцип систематичности
и последовательности
4.Принцип повторения
5.Принцип постепенности
6.Принцип наглядности
7.Принцип доступности
8.Принцип индивидуализации
Слайд 61.Принцип осознанности (сознательности)
направлен на воспитание у ребенка
осмысленного отношения
к
физическим
упражнениям и подвижным играм.
Он был разработан П.Ф.Лесгафтом,
который
противопоставлял осознанность
механическому
заучиванию движений.
Слайд 7Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела
способствует формированию у ребенка телесной рефлексии. П.Ф.Лесгафт писал, что необходимо
научить ребенка выпол- нять всякую работу по слову, приу- чать к большей самостоятельности в действиях и волевым проявлениям.
Слайд 82.Принцип активности
предполагает в ребенке
высокую
степень самостоятельности,
инициативы и творчества.
Слайд 93.Принцип систематичности и последовательности
Система подготовительных и подводящих
упражнений позволяет
перейти
к освоению нового движения и, опираясь на него,
приступить
к познанию последующего, более
Сложного материала. Регулярность, планомерность,
непрерывность физического воспитания
на протяжении всего младшего школьного возраста
обеспечивают принцип систематичности.
Слайд 10Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий
с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность,
взаимосвязь в содержании самих занятий. Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими мероприятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности.
Усвоение движений, формирование двигательных навыков требуют их повторяемости.
Слайд 114.Принцип повторения
двигательных навыков является одним из важнейших.
В результате многократных
повторений образуются
двигательные навыки,
вырабатываются динамические стереотипы.
Система повторения физических упражнений
строится
на усвоении нового и повторении в разнообразных
вариантах разученных движений. Характер
Вариативности упражнений может проявляться в
изменении упражнений и условий их выполнения,
в разнообразии методов и приемов, в различных
формах физкультурных занятий.
Включение вариантных изменений в стереотипы
Слайд 125.Принцип постепенности.
И.П.Павлов писал, что в педагогике
постепенность и тренировка являются
основным
физиологическим правилом. Стратегия и тактика
систематического и последовательного обучения
важна для создания двигательного
образования ребенка.
Она предполагает преемственность
от одной ступени обучения к другой.
Слайд 136.Принцип наглядности
предназначен для связи
чувствительного восприятия с мышлением.
Он
способствует направленному воздействию на
функции сенсорных систем,
участвующих в движении.
Слайд 14В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность. Непосредственная
наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия. Опосредованная наглядность
представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих представление о выполняемом действии.
Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности. При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа (непосредственной зрительной наглядности). Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.
Слайд 157.Принцип доступности
имеет свои особенности в оздоровительной
направленности физического воспитания.
Поскольку физические
упражнения воздействуют на жизненно
важные функции организма,
оказывая оздоровительное
воздействие на
его органы и системы, завышение
нагрузок отрицательно влияет
на состояние здоровья ребенка.
Слайд 16. Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагогов
определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и
от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения. Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом. Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и диагно-стирования, изучения результатов медико-педагогического контроля.
Слайд 17Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского
организма, не нанося ущерба его здоровью.
В процессе физического воспитания
границы доступного для ребенка материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым. По мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему
Слайд 18. Стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет
подбор посильных для ребенка нагрузок, которые постепенно усложняются в различных
формах двигательной деятельности, а также при распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упражнений способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков. Реализация принципа доступности требует соблюдения последовательности в создании методических условий. Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений. Распределение материала, основанного на связи каждого предыдущего занятия с последующим, обеспечивает усвоение программного содержания
Слайд 198.Принцип индивидуализации
предполагает необходимость учета функцио -нальных возможностей, типологических особенностей малыша.
Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему,
воспитывать положительные качества и способности ребенка.
Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Слайд 209.Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Системное чередование нагрузок и
отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого
в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, ординарный (полный) отдых
обеспечивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия.
Слайд 2110.Принцип постепенного наращивания развивающее-тренирующих воздействий
Данный принцип обусловливает необходимость систематического
повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с
ними психических функций за счёт повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.
Слайд 2211.Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.
Из этого принципа вытекает два основных
положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной
нагрузки в рамках этапов физического воспитания:
1. Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний, умений, навыков в практической жизни.
2. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого, активного отношения к процессу физического совершенствования.