Разделы презентаций


Принципы русской орфографии

Содержание

Фчира йа смамай и стьотьей майий хадила фпарк!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Принципы
русской
орфографии

Принципы русской орфографии

Слайд 2Фчира йа смамай и стьотьей майий хадила фпарк!

Фчира йа смамай и стьотьей майий хадила фпарк!

Слайд 3 В самом деле, ведь совершенно ясно,

что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать

друг друга. Значит, смысл и ценность орфографии в единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Эти общие соображения вполне подтверждаются исследованием процесса чтения. Для полной успешности этого процесса необходимо, чтобы как можно быстрее узнавали графические символы, чтобы как можно легче возникали связанные с ними ассоциации. Все непривычное – непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. – все это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда даже не сразу понимаешь написанное.
Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.
Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Л.В.Щерба
Согласны ли вы с лингвистом? В чем?

Безграмотность и ее причины

В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то

Слайд 4Определите основную мысль текста.
Ценность орфографии в ее единстве.

Определите основную мысль текста. Ценность орфографии в ее единстве.

Слайд 5Человека, знающего орфографию, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным.

Однако грамотным считается не тот, кто знает, как писать все

существующие в языке слова, а тот, кто умеет пользоваться правилами, словарями и справочниками, способен объяснить написание слова.

Как вы считаете, кого можно назвать грамотным человеком? 

Человека, знающего орфографию, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным. Однако грамотным считается не тот, кто знает,

Слайд 6  Принципы орфографии - это идеи, закономерности, которые лежат в основе правил

правописания конкретного языка.
Общественная функция орфографии проявляется в

том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, обеспечивает понимание письменной речи.
  Принципы орфографии - это идеи, закономерности, которые лежат в основе правил правописания конкретного языка.   Общественная функция

Слайд 7Принципы русской орфографии
Морфологический /морфемный/
Фонетический
Традиционный
Дифференцирующий
/каждый принцип орфографии объединяет

определённую группу правил/

Принципы русской орфографииМорфологический /морфемный/ФонетическийТрадиционныйДифференцирующий/каждый принцип орфографии объединяет

Слайд 8  Ведущий орфографический принцип нашего письма.
Его суть: необходимо сохранять единообразное

написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней,

суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении.
Это необычайно важно вот по какой причине: слово складывается из морфем, как дом из отдельных кирпичиков, и в каждой из таких частей заложена определенная информация о его значении и грамматических свойствах. Подсчитано, что в текстах на русском языке этому принципу отвечает 96 % написаний. 

Морфологический принцип

  Ведущий орфографический принцип нашего письма. Его суть: необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то

Слайд 9  Приведем несколько примеров. Самые простые:
воды, вода, водяной

(корень -вод- произносится по-разному, но пишется одинаково, так как во

всех словах является носителем их вещественного значения);
поезд, поехал, поезжай (приставка по- в этих словах пишется одинаково, вне зависимости от произношения, так как имеет значение, указывающее на время или способ действия);
дубовый, березовый (суффикс -ов-, производящий прилагательные со значением принадлежности, пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении);
столом, стулом (окончание -ом пишется одинаково, несмотря на различие в произношении, ибо указывает на одну и ту же форму существительного мужского рода, а именно творительный падеж единственного числа).

    Приведем несколько примеров. Самые простые:воды, вода, водяной (корень -вод- произносится по-разному, но пишется одинаково,

Слайд 10Написание безударных проверяемых гласных в корне;
Написание согласных в корне /звонких,

глухих, непроизносимых/;
Написание приставок на согласную, приставки с-, приставок пре- и

при-;
Гласные о и ё после шипящих, гласных после ц-;
Падежные окончания существительных, прилагательных;
Суффиксы существительных, прилагательных, причастий;
Правописание глаголов, числительных, местоимений и т.д.

Правила, основанные на морфологическом принципе

Написание безударных проверяемых гласных в корне;Написание согласных в корне /звонких, глухих, непроизносимых/;Написание приставок на согласную, приставки с-,

Слайд 11 Основное правило фонетического принципа (мечта каждого школьника!): "Как слышим, так

и пишем". Руководствуясь этим правилом, следовало бы сегодня писать горат

вместо город или пити вместо пяти.. Правописание орфограмм соответствует звучанию
в данном слове

Фонетический принцип

 Основное правило фонетического принципа (мечта каждого школьника!):

Слайд 12Написание только двух согласных там, где морфологически должно быть три,

и (в некоторых случаях) только одной согласной там, где морфологически

должно быть две: одесский = Одесс-а + ск; ссудить = с + ссуд-а; манка = манн-а + к; оперетка = оперетт-а + к и
Написание -с- вместо -з- на конце некоторых приставок (без-(небез-, обез-), воз-(вз-), из-(сыз-), низ-, раз- (роз-), через-(чрез-)) перед последующим глухим согласным.
Наличие четырех письменных вариантов у приставки роз- (рос-) - раз- (рас-), где отражается не только чередование звонкого \з\ с глухим \с\, но и ударного \о\ с безударным \а\: розыск - но разыскивать, роспись - но расписать и т. п.
    Написание начального Ы вместо И в корнях после русскоязычных приставок, оканчивающихся на твердый согласный (кроме приставок меж- и сверх-): безыскусный, предыюльский, сызнова.
Написание О – Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных /клочок-ножичек, свечой -тучей/и т. п

Правила, основанные на фонетическом принципе

Написание только двух согласных там, где морфологически должно быть три, и (в некоторых случаях) только одной согласной

Слайд 13 Предполагает большой разрыв, несоответствие между

написанием и произношением слова.
Написания

слов и морфем, подчиняющиеся этому принципу, следует запомнить /выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, и слово пишется в соответствии с традицией, его написание определяется по словарю/.
На нем базируются такие правила: правописание непроверяемых и чередующихся гласных и согласных в корне, употребление ь после шипящих в существительных, слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов, правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.

Традиционный принцип

Предполагает большой разрыв, несоответствие между написанием и произношением слова.

Слайд 14Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо

разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер),

ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город) – то есть для различения слов-омофонов.

Дифференцирующий принцип

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и

Слайд 151. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с

традиционным принципом русской орфографии:
ложка; 2) чашка; 3) кружка;
4) шишка; 5)

книжка; 6) игрушка.
(Подсказка: ч – всегда мягкий согласный в русском языке, ш – всегда твердый);
трава; 2) бетон; 3) заслон;
4) батон; 5) вагон; 6) выгон.

Проверь себя!

1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:ложка; 2) чашка; 3)

Слайд 162. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской

орфографии:

бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный;
4) подходящий; 5) отсталый; 6)

подробный.

предыстория; 2) розыгрыш; 3) представитель;
4) расписание; 5) заигрывать; 6) расписка.


2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии:бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4) подходящий;

Слайд 173. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской

орфографии:

1) умирать; 2) миролюбивый;
3) разыгрывать; 4) подбор.

3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:1) умирать; 2) миролюбивый;  3) разыгрывать;

Слайд 181)компания, 2)водолаз, 3)воды, 4)кампания;

1)пример, 2)пребывать, 3)президент, 4)прибывать
4. Укажите слова, написание

которых опирается на дифференцирующий принцип русской орфографии:

1)компания, 2)водолаз, 3)воды, 4)кампания;1)пример, 2)пребывать, 3)президент, 4)прибывать4. Укажите слова, написание которых опирается на дифференцирующий принцип русской орфографии:

Слайд 19Ответ: 1 - 2, 4;

2 - 2, 4, 5
Ответ: 1 -

1, 3
2 - 1, 2, 4, 6
Ответ: 1, 2, 4.
Ответ: 1 - 1, 4
2 - 2, 4






КЛЮЧ

Ответ: 1 -  2, 4;       2 - 2, 4, 5Ответ:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика