Слайд 1ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Слайд 2ПЛАН
Основные тенденции воспитания
Становление системы воспитания
Приоритеты воспитания в России
Приоритеты
воспитания за Рубежом
Слайд 3Литература
Боярчук Ю.В.Воспитательная работа в японской школе\\ Педагогика.1999.№8.
ВульфсонБ.Л.Проблемы «европейского воспитания»
КлепиковВ.З.Современный Китай:вопросы
воспитания\\Педагогика.2000.№5.
МальковаЗ.А.Актуализация проблем воспитания в США\\ Педагогика.2000 №7.
Щуркова М.Е.Новые технологии воспитательного
процесса.-М.:1993.
Слайд 4Базовые категории воспитания
Развитие - саморазвитие
Обучение – учение, упражнение
Образование - самообразование
Социализация
- индивидуализация
Коррекция -самокоррекция
Слайд 5Базовые теории воспитания
Личностно-ориентированное воспитание
Комплексное воспитание
Гармоничное воспитание
Свободное воспитание
Европейское воспитание
Слайд 6Социальная сущность воспитания
Национальный менталитет
Традиции
Культурные и духовные ценности
Приоритеты и
задачи, стоящие перед обществом
Слайд 7Движущая сила воспитания
Деятельность
Становление личности происходит в процессе познания, общения, активного
личностного и социально значимого действия
Слайд 8Пути реализации принципов воспитания
Через устное народное творчество: пословицы, поговорки,крылатые выражения.
Через заповеди,наставления детям.
Через вовлечение в традиции, обычаи, символы.
Через создание института
воспитания
Слайд 9Развитие института воспитания
Наставничество
Дядьки, няньки
Кормилицы
Кумовья
Педагоги
Домашние воспитатели, гувернантки
Общественное воспитание:
дошкольное -
ясли, сады, соседские семьи, центры воспитания;
школьное – школы, УДОд,
учреждения культуры, коррекционные учреждения, центры благотворительной помощи, центры и консультации социальной помощи.
Закрепление воспитательных функций за учителями - предметниками
Слайд 10Профессиональная подготовка воспитателей
Германия –VIII в.
Русь – XI в.
Институты благородных девиц
- 18 век
Женские курсы -19 век, начало 20века.
Учительский институт
–середина 20века.
Специальные педагогические учреждения–середина 20века.
Педагогический институт-вторая половина 20века.
Педагогический университет – конец 20 века.
Педагогические кафедры и факультеты при университетах - конец 20 века, начало 21 века.
Слайд 11Ведущие тенденции в воспитании
Гуманистическая направленность
Демократизация
Дифференциация и индивидуализация
Повышение самостоятельности и активности
Здоровьесбережение
Слайд 12Приоритетные направления воспитания
Экологическое
Нравственное
Гражданское
Половое
Политико-идеологическое
Воспитание морали
Религиозное воспитание
Слайд 13Европейское воспитание
Воспитание граждан, проживающих в Европе на основе осознания себя
представителями западноевропейской цивилизации с присущими ей уникальными чертами, сложившимися в
результате длительного взаимодействия
Слайд 14Традиции европейского воспитания
9мая-День Европы
Совместные мероприятия:
международные соревнования,
концерты,встречи,экскурсии
Овладение навыками иностранной речи (два-три
иностранных языка –литература, обычаи,история)
Изучение предметов общеевропейской направленности:
история,география,граждановедение
Слайд 15Экологическое воспитание
Пути
Познание природы
Школьное экологическое воспитание
Средства массовой информации
Слайд 16 Формы экологического воспитания
Введение школьных курсов: природоведение, биология,география, химия, физика
Увеличение
часов на экологические темы
Обновление форм воспитательной работы: проекты, проектные дни,
экскурсии, недели экологии
Подготовка кадров для экологического воспитания
Слайд 17Нравственное воспитание
На уроках усвоение базовых нравственных качеств:честность, доброта, чуткость, благородство,
героизм, помощь нуждающимся
Формы воспитательной работы:
Этические беседы,дискуссии, показ видиоклипов,ситуационные рассказы,шефство над
больницами, детскими учреждениями, престарелыми
Слайд 18Гражданское воспитание
В школе: курс граждановедения, изучение национальных традиций - посещение
исторических мест, мемориалов,участие в национальных праздниках,торжественных церемониях.
Методы и формы
воспитательной работы – дискуссии, диалоговое обучение,социальные проекты, стажировки в местных органах власти, акции по озеленению и уходу за памятниками, городскими сооружениями, парками.
Слайд 19Японская система воспитания морали
В школе – единая система образования; унифицированные
программы обучения, курс морального воспитания с младших классов. Предметы: «забота
о своем здоровье» , «преодоление трудностей с целью достижения поставленной задачи»
В воспитании – коллективные формы для формирования идентичности мышления, стереотипности поведения, способности позаботиться о себе и семье
Слайд 20Воспитание «духовной цивилизации» в Китае
Концептуальная база – конфуцианство
Ведущая цель в
образовании –нравственное воспитание
В школе:8,5% отводится на предметы политико-идеологического воспитания.
Целостность и
комплексность в воспитательной работ в рамках всекитайской федерации молодежи (ВФМ), сотрудничество школы, семьи и общества
Слайд 21Религиозное воспитание
В школе – предметы религиоведения, участие в службах, церкви
при образовательных учреждениях,
Воскресные церковные школы,
Сотрудничество с детскими и культурными
учреждениями по организации детского творчества, проведения традиционных религиозных праздников