Слайд 1Природа и человек в лирике А.А. Фета
Подготовил: Юрченко А., 10
“В”
Слайд 2«Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по
всему мирозданию…»
А.Фет
Слайд 3 Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. Природа становится у
Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне»,
«рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, пихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном».
Слайд 4 Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний
цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия
природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета:
«зеленая ива повисла шатром»,
«весны душистой нега»,
«ароматные цветы» и т.д.
Слайд 5По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки
от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии»
Слайд 6Лирика А. А. Фета представляет одухотворенный образ природы. Это живое
существо, со своим неповторимым миром. Оно наделено собственной, глубокой и
таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приобщиться к этой жизни. В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину:
Слайд 7Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая
пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
«Учись у них
— у дуба, у березы…» (1883)
Слайд 8Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые
границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила:
На
пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
«Вечер» (1855)
Слайд 9Поразительная острота чувства движения в мире природы передается поэтом разными
художественными средствами. Наиболее показательным можно считать стихотворение А. А. Фета
«Шепот, робкое дыханье…» (1850). Отсутствие глаголов в тексте поэтического произведения не приводит, как можно было бы предположить, к изображению статичного состояния пейзажа. Динамика ночной жизни мира природы и переживания влюбленных и составляет основу стихотворения. Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляемых событий:
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Слайд 10Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически
нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой
человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она. Отсюда излюбленный прием Фета – психологический параллелизм.
Слайд 11Ощущение динамических изменений, происходящих не только в природе, но и
в душе человека, можно проследить в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»
Слайд 12Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку,
природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом
утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья».
Слайд 13Мир природы становится в поэзии А. А. Фета объектом познания:
«Там, где обыкновенный глаз не подозревает красоты, художник видит ее,
отвлекает от всех остальных качеств предметов, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее уразумение». Поэт выходит за границы предметного значения слова, лишает ясности «бесподобно-певучие строчки» и через запахи, звуки, краски постигает тайну бытия, создавая у читателя иллюзию подлинности происходящего.
Слайд 14Лирика Фета позволяет воспринимать и природу и человека в гармоническом
единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой
картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас. Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления. Неслучайно самого себя Фет называет «природы праздный соглядатай». Природа у него - это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.