Слайд 1ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) АПК
Организация охраны природы
2.Основные направления природоохранной деятельности
Слайд 2Литература
1. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 22
января 2013 г. № 18-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.01.2013, 2/2016.
2.
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды (Вступило в силу 5 июля 1994г.).
Слайд 3Природоохранная деятельность - это последовательно осуществляемая деятельность, обеспечивающая стабильность и
улучшение состояния окружающей среды на базе уже созданной материально-технической базы
соответствующего назначения.
Охрана окружающей среды - природоохранная деятельность предприятия по существенному улучшению состояния окружающей природной среды и созданию благоприятных условий для ее функционирования.
Слайд 4 Наиболее характерными видами природоохранной деятельности предприятий и
организаций АПК являются:
охрана земельных ресурсов и недр
охрана водных ресурсов
охрана атмосферного
воздуха
охрана биоразнообразия и ландшафтов, включая лесные ресурсы, флору и фауну
специальные природоохранные мероприятия (борьба с отходами и вредными растениями, санитарно-эпидемиологические меры, сокращение выбросов в атмосферу и стоков в естественные водоемы и др.)
организация управления и контроля в области природоохранной деятельности предприятия
Слайд 5 В процессе организации и управления рациональным природопользованием
и природоохранной деятельностью предприятий управленческие функции включают выработку экологической политики
на производстве, планирование природоохранных мер, проведение их в жизнь.
Обеспечение охраны окружающей среды в сельском хозяйстве выступает необходимым элементом международной политики.
Слайд 6Для определения экономической эффективности капитальных затрат природоохранного назначения, использовалась методика,
предложенная академиком Т.С.Хачатуровым, в соответствии с которой эффективность определялась, как
соотношение годового эффекта от проведенного мероприятия (Эг) за вычетом текущих затрат (С) к величине капитальных вложений (К):
Эк=(Эг– С)÷К
Слайд 7 Полученный при этом коэффициент эффективности (Эк) сравнивался
с нормативным коэффициентом эффективности капитальных вложений Ен.
Рассматриваемое направление использования
капитальных затрат считалось эффективным, если расчетный коэффициент эффективности Эк удовлетворял условию: Эк > Ен.
Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений устанавливался как величина, обратная сроку их окупаемости (Т): Ен = 1/Т.
При среднем сроке окупаемости по народному хозяйству, равном 8,3 года, норматив эффективности капитальных затрат Ен был равен 0,15 (0,12).
Слайд 8В рыночной экономике экономическую эффективность затрат определяют как соотношение затрат
и результатов (выгод). Данный подход получил название анализ «затраты–выгоды». Формализовав
ее применительно к инвестициям в основной капитал природоохранного назначения, мы получим выражение, аналогичное приведенному выше:
Эз = Р÷З
где Эз - экономическая эффективность годовых природоохранных затрат;
Р - полный годовой эффект (результат);
З - затраты, определившие эффект.
Слайд 9Экономический эффект Р, или результат природоохранных затрат, проявляется в предотвращении
экономического ущерба от техногенного воздействия предприятия на окружающую среду и
получении дополнительного дохода в результате улучшения производственной деятельности предприятий в условиях более благоприятной экологической обстановки.
В виде формулы это можно выразить следующим образом:
Р= П+∆Д
где П - величина годового предотвращенного экономического ущерба от загрязнения среды;
∆Д - годовой прирост дохода от улучшения производственных результатов.
Слайд 10Величина годового предотвращенного экономического ущерба от загрязнения среды определяется по
формуле:
П = У1 - У2
где У1, У2 - величины ущерба до
проведения природоохранного мероприятия и остаточного ущерба после осуществления мероприятия соответственно.
Слайд 11Общим правилом для нормального экономического решения является превышение выгоды над
затратами, то есть соблюдение условия:
(Р–З) >0, или Р/З >1.
Однако
экологические мероприятия редко приносят быстрый экологический результат, поэтому для определения экономической эффективности экологических затрат целесообразно использование коэффициента дисконтирования для корректного сравнения современных затрат и будущих выгод.
Слайд 12 Методика определения приведенных затрат, или сравнительной экономической
эффективности природоохранных издержек. В этом случае стоит задача найти такой
вариант развития, который бы обошелся минимальными затратами для достижения поставленной цели, то есть предпочтение должно отдаваться варианту с наименьшей величиной совокупных текущих расходов и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности с помощью коэффициента дисконтирования:
С + r×К min
где r – коэффициент дисконтирования.
Такой подход удобен в том случае, когда определить экономические выгоды/эффекты от реализации природоохранного проекта сложно, однако для общества этот проект очень важен.
Слайд 13Природоохранные мероприятия подразделяются на:
научные,
технические
технологические,
организационные,
правовые,
пропагандистские,
образовательные.
Слайд 14Основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей
среды являются:
обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение
вреда, причиненного нарушением этого права;
совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды;
научное обеспечение охраны окружающей среды;
создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов;
рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов;
проведение государственной экологической экспертизы;
предоставление и распространение экологической информации;
международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и др.
Слайд 15К нормативам качества окружающей среды относятся:
нормативы предельно допустимых концентраций химических
и иных веществ;
нормативы предельно допустимых физических воздействий;
нормативы предельно допустимых концентраций
микроорганизмов и др.
Слайд 16В целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и
иной деятельности природопользователей устанавливаются следующие виды нормативов допустимого воздействия на
окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ;
нормативы образования отходов производства;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Слайд 17Объектами экологической сертификации являются:
система управления окружающей средой;
продукция;
компетентность персонала в выполнении
работ, услуг в области охраны окружающей среды;
оказание услуг в области
охраны окружающей среды;
иные объекты в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Слайд 18Выделяются следующие природные территории, подлежащие специальной охране:
курортные зоны;
зоны отдыха;
парки, скверы
и бульвары;
водоохранные зоны и прибрежные полосы рек и водоемов;
зоны санитарной
охраны месторождений минеральных вод и лечебных сапропелей;
зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора;
леса первой группы, особо защитные участки лесов второй группы;
типичные и редкие природные ландшафты и биотопы;
верховые болота, болота, являющиеся истоками водотоков;
места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь;
природные территории, имеющие значение для размножения, нагула, зимовки и (или) миграции диких животных;
охранные зоны особо охраняемых природных территорий;
иные территории, для которых установлен специальный режим охраны и использования.
Слайд 19В зоне экологического бедствия:
приостанавливается на срок, установленный Президентом Республики Беларусь,
работа промышленных и иных объектов (за исключением объектов, связанных с
обслуживанием проживающих на территории этой зоны граждан);
запрещаются строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию новых зданий, сооружений и иных объектов, за исключением тех, которые необходимы для ликвидации последствий экологического бедствия;
ограничивается природопользование;
принимаются оперативные меры по восстановлению окружающей среды.