Слайд 1Признаки нарушений в психоречевом развитии ребёнка раннего возраста
Е.В.Шереметьева
Слайд 2Литература
1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
// Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии
/ Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1983.
2. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/ - Е.О. Смирнова, Л.Н. Галилузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста / Е.В.Шереметьева. – М.: НКЦ, 2013
Слайд 3Задачи диагностики
Научить родителей своевременно увидеть проблемы в психоречевом развитии своего
ребёнка и обратиться к специалистам за помощью.
Дать специалистам (логопедам,
дефектологам, психологам) необходимый диагностический инструментарий
Слайд 4Отклонения в овладении речью
это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах
психоречевой системы, обусловленное неадекватностью социальных условий
и, как следствие, незрелостью психофизиологических
предпосылок речи
Слайд 5Блоки параметров обследования
психофизиологические компоненты овладения речью в раннем возрасте;
когнитивные
компоненты;
естественная речевая среда;
собственная языковая продукция ребенка
Слайд 6Участники обследования
Невролог, педиатр, логопед, родители, при необходимости к обследованию привлекаются
врачи узкой специализации, психолог, педагог группы
Слайд 7Этапы обследования
I этап – ориентировочный
II этап – диагностический
III этап
– дифференциальный
IV этап прогностический
Слайд 8Ориентировочный этап
сбор анамнестических данных;
определение актуального соматического и неврологического статуса
ребенка;
изучение микросоциальных условий развития ребенка
Слайд 9Задачи сбора анамнестических данных
наиболее полное выявление наличия пренатальной, натальной и
постнатальной патологии;
детальное изучение данных о соматическом и неврологическом статусе
ребенка;
изучение наследственной предрасположенности к речевым нарушениям
Слайд 10Методы обследования
беседа с мамой;
изучение медицинской документации;
анкетирование родителей;
анализ результатов
обследования педиатра и невролога
Слайд 11Задачи изучения микросоциальных условий
изучение условий семейного воспитания;
изучение потребности общения с
близким взрослым;
изучение естественной языковой среды;
исследование эмоционального реагирования ребенка
Слайд 12Методы
анкетирование родителей;
анкетирование воспитателей групп;
наблюдение за общением близких взрослых с ребенком
при расставании в детском саду утром и при встрече вечером;
наблюдение
за общением ребенка со взрослым в аналогичных ситуациях;
наблюдение за эмоциональным реагированием ребенка в группе
Слайд 13Диагностический этап
обследование психофизиологических компонентов овладения речью;
изучение когнитивных компонентов речеязыкового развития
ребенка;
обследование доступных ребенку средств общения (логопед)
Слайд 14Обследование психофизиологических компонентов (зрительное восприятие)
лицевой гнозис, как способность и умение
определять реальные лица и их изображения;
предметный гнозис, как способность и
умение определять предметы реального мира или их изображения;
симультанный гнозис, как способность и умение целостно воспринимать сюжет, изображённый на картинке;
цветовой гнозис, как способность и умение различать цвета по их названию
Слайд 15Обследование психофизиологических компонентов (слуховое восприятие)
Неречевой слух
Фонематический слух
дифференциация звуков [и]-[о]; дифференциация
звуков [у]-[о]; дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков; дифференциация наличия
и отсутствия согласного звука; дифференциация звуков [р]-[д], дифференциация звуков [м]-[б]; дифференциация звуков [л]-[н]; дифференциация звуков [р]-[л]; дифференциация звуков [л]-[з]; дифференциация передне- и заднеязычных звуков; дифференциация лабиальных и переднеязычных звуков [б]-[д]; дифференциация лабиальных и заднеязычных звуков [б]-[г]; дифференциация переднеязычных звуков [з]-[д]; дифференциация заднеязычных звуков [к]-[х]; дифференциация звонких и глухих согласных , дифференциация звуков [ш]-[с]; дифференциация звуков [р]-[й]
Слайд 16Обследование фонематического восприятия
Понимание прочитанного
Понимание одноступенчатой, двухступенчатой и трёхступенчатой инструкции
Слайд 17Обследование психофизиологических компонентов (произвольные движения и действия)
пищевое поведение ребёнка;
двигательные возможности
губных мышц;
двигательных возможностей мышц языка;
двигательные возможности нижнечелюстных мышц
Слайд 18Обследование когнитивных компонентов
предметной деятельности ребенка;
игровых действий;
оречевления игровых действий
Слайд 19Обследование доступных средств общения
неречевые средства коммуникации: взгляд на лицо, в
глаза говорящего, коммуникативные жесты,
голосовые средства коммуникации: вокабулы, умение модулировать
голосом,
первичные языковые средства коммуникации: звукоподражания, ритмическая организация первичной речевой продукции, слова, фразы.
Слайд 20Дифференциальный этап
разграничение отклонений речевого развития и задержки речевого развития темпового
характера;
определение типа отклонений речевого развития с помощью графического изображения коммуникативного
профиля ребёнка
Слайд 21Типы отклонений речевого развития по степени выраженности
резко выраженные отклонения в
овладении речью или резко выраженные отклонения речевого развития (Рв ООР
/ РвОРР)
выраженные отклонения в овладении речью или выраженные отклонения речевого развития (В ООР / В ОРР)
не резко выраженные отклонения в овладении речью или нерезко выраженные отклонения речевого развития (Нрв ООР / Нрв ОРР)
Слайд 22Типы отклонений речевого развития по генезу и проявлениям
отклонения в
овладении речью, обусловленные недоразвитием психофизиологических компонентов (ООР Пф генеза)
отклонения в
овладении речью, обусловленные недоразвитием когнитивных компонентов (ООР К генеза)
Слайд 23Прогностический этап
составление индивидуального коммуникативно-языкового профиля ребёнка;
составление плана коррекционно-предупредительного воздействия;
определение круга
специалистов, необходимых для работы с ребёнком