Слайд 1Проблема человека как предмет осмысления в современной
философии и науке.
1. Бытие человека как философская
проблема.
2. Биологическая и социальная природа
человека
3. Природа и сущность человека.
4.«Я-образ» человека. Психологический портрет индивидуальности.
Слайд 2Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2-х частях. М.,
1989. Ч. 2. С. 219-258.
Слайд 3Бытие человека как философская проблема
Древнегреческая, древнекитайская, древнеиндийская философия: Космоцентризм -
космос – абсолютное начало. Челок – микромир макрокосма.
Начало обсуждения специфики
человека и социальных явлений – Сократ и софисты. Аристотель, Платон: человек = тело+душа
(человек – часть природы).
Человек - греховное существо, которое должно посвятить всю жизнь спасению своей души и служению Богу. Человек ничтожен по сравнению с Богом
Христианство: человек – образ и подобие Бога. Соединение божественной и человеческой природы.
Слайд 4Эпоха Возрождения: гуманистическое мировоззрение (воспроизведение античного понимания человека: прославление возвышенного
и героического в человеке, сближение его с богом). Изучение реальных,
земных проблем человеческого бытия. Главная задача науки и искусства - изучение человека, его внутреннего мира, проблем человеческого бытия.
Изучается строение человеческого организма.
Появляются концепции общества
Слайд 5Новое время: развитие естествознания, медицины и некоторых наук об обществе
позволяет создать более широкое и свободное от религии материалистическое учение
о человеке. Человеческий разум способен понять сущность мироздания (Бэкон, Декарт).
Научная медицина, элементы психологии, этика и эстетика, политическая экономия, концепции личности, общества и государства, теория естественного права.
Механистический взгляд на человеческий организм.
Идеалистическая философия (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант): сомнение в бесконечных познавательных возможностях человека
Слайд 6Философская антропология – учение о происхождении и сущности человека.
Концепции идеализма
противостоит учение о человеке в материалистической философии 18-19 веков (французские
материалисты, Л. Фейербах, Н.Г. Чернышевский). Главное в человеке – не духовная сущность, а то, что он является «частью природы», «материальным существом».
Следующий шаг делает К. Маркс, обосновавший понятие социальной формы материи. Сущность общества – в материальных социальных закономерностях (они не сводятся ник природным, ни к духовным). Личность – «совокупность социальных отношений».
Слайд 7На рубеже 19-20 веков появляются новые конкретно-научные концепции природы человека
и общества: теория возникновения человека, русский космизм (Н.Ф. Федоров, П.А.
Флоренский, К.Э. Циолковский), психоанализ З. Фрейда.
Слайд 8Восточная философия – внимание к внутреннему миру человека.
Западная философия –
внимание к внешнему миру.
Космоцентризм - космос – абсолютное начало
(человек – часть природы).
Бихевиоризм – психологическое учение о том,
что поступки людей определены конкретными обстоятельствами
Экзистенциализм – учение о сущности и существовании человека.
Причина поступков человека – свободная воля.
Слайд 9Биосоциальная природа человека
Биологизаторство - направление философии, которое
абсолютизирует значение биологически
врожденного (расизм, мальтузинство, социал-дарвинизм, фрейдизм, социолобиология)
Социализаторство – абсолютизация социальных факторов,
недооценка биологических (марксизм)
Социобиология – представление о том,
что не существует качественного различия в поведении человека и животных.
Взаимосвязь биологического и социального.
Наследственность необходимая фаза формирования человека,
что происходит в социальной среде
Слайд 10 Биологическая и социальная природа человека.
Человек биологически находится на вершине
«лестницы живых существ».
Отличия человека от животных:
- способность
выбора;
- вариативность поведения;
- способность планирования последующей активности;
- особый статус инструментальной деятельности.
Слайд 11Биосоциальная природа человека
Человек строит свое поведение на биологической основе, однако
социум как особая специфическая реальность имеет свои законы и привносит
в данное единство биологического и социального свои характерные черты.
Слайд 12Деятельность как способ бытия человека.
Деятельность является основой человеческого бытия, формой
выражения его сущности.
Это сознательное изменение природного мира, а также
совершенствование общественной системы.
Компоненты деятельности: человек (или субъект) с его целями, ценностями, знаниями и навыками; операции целесообразной деятельности; объекты, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций.
Слайд 13 Характеристики деятельности:
Целенаправленное и целесообразное преобразование мира.
Свободное целеполагание, проектирование
целей.
Способ деятельности определяется социокультурными программами.
Способность к неограниченному саморазвитию.
Слайд 14 Цель деятельности
Цель деятельности - удовлетворение той или
иной потребности.
Классификация потребностей:
по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);
по
объектам (материальные, духовные).
Слайд 15Виды деятельности
Виды деятельности: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По мере
усложнения общественных отношений виды деятельности все более дифференцируются.
Формы деятельности
сопряжены с основными человеческими способностями.
Способности: интеллектуальные, физические, коммуникативные, творческие.
Слайд 16Творческая природа человека.
Творчество – это конструктивная деятельность по созданию
нового. Важнейшие виды (и результаты) творчества – открытие
и изобретение.
Творчество – неотъемлемая часть
человеческой жизни. Творчество
проявляется в деятельности и выражает специфически человеческое отношение к миру.
Творческая сознательная деятельность
человека позволяет ему обеспечить свое существование и реализовать возможности
по самореализации.
Слайд 17 Подходы к пониманию смысла жизни:
1.Смысл находится за
пределами конкретной человеческой жизни.
2.Смысл жизни неразрывно связан с
индивидуальным бытием человека.
Слайд 18Человек – результат природной эволюции, биосоциальное существо, обладающее сознанием как
особым свойством отражения действительности идеальным образом.
Слайд 19Индивид – социальный атом, человек, похожий на других,
представитель рода
и группы.
Индивид - неделимая часть целого, социальный атом.
Человек,
похожий на других. Член социальной группы.
Индивидом рождаются, личностью становятся,
индивидуальность формируется в течении жизни
Слайд 20Личность
Личность - происходит от греческого слова персона.
Личность - набор
социальных ролей, которые играет человек в обществе,
совокупность социальных отношений
в которые
вступает человек в обществе.
Под влиянием этих отношений у человека вырабатывается
определенная социальная ориентация, мотивы, установки.
Личность - понятие социальное.
Это совокупность норм общественного сознания.
Основной признак - свобода и автономия по отношению к обществу.
Слайд 21Уровни личности
Физическая личность – телесная организация человека
Социальная личность - система
социальных ролей.
Социальная структура личности-
все формы самоутверждения человека. Профессия, общественная
деятельность
Самоуважение = успех/притязания
Духовная личность – духовные ценности человека
Слайд 22Социализация личности - процесс усвоения соц. опыта и процесс его
усвоения связан с общением и совместной деятельностью людей.
Основные факторы
формирования личности -
1. Биологическая наследственность
2. Физическое окружение. (Климатические,
географические факторы.
3. Факторы культуры.
Модальная личность - среднестатистический тип личности
Социальная роль – поведение человека, ожидаемое от него в соответствии с данной позицией.
Слайд 23«Я-концепция личности»
Я – концепция – субъективный портрет самого себя
Мнение о
себе у человека складывается из:
1. Отношений с другими людьми
2. Из
того, что думают и как поступают с ним другие
Слайд 24Социальная зрелость личности
Особенности социально зрелой личности:
1. Ответственность
2. Терпимость
3. Саморазвитие
4. Позитивное
мышление
Слайд 25Мышление делится на рациональное и иррациональное
Рациональное – интерес к самому
себе, общественный интерес, умение жить в ситуации неопределенности
Иррациональное – концентрация
на негативных чувствах,
стремление к совершенству, ожидание наказания
Слайд 26Индивидуальность – характеристика сформировавшейся личности
Набор черт
1.Темперамент- темп протекания психических процессов
в
нервной системе человека
2. Интеллект –
способность обобщенно представить проблему и
найти средства для ее решения.
3. Эмоциональность
4. Воля
5. Общительность
6. Самооценка (заниженная, завышенная, адекватная)
7. Уровень самоконтроля (свобода – осознанная необходимость)
8. Характер.
Акцентуация характера – гипертрофированная выраженность особенностей.
Слайд 27Природа и сущность человека
Природа человека – стойкие, неизменные анатомо-физиологические черты,
задатки и свойства, которые характеризуют особенности человека как живого существа
(понятие «индивид»)
Сущность человека – свобода, разумность, этическая ответственность