Слайд 1СЛОВАРЬ
основных понятий
Культура и духовная жизнь общества
Источник:
Обществознание. Школьный
словарь 10-11 классы под ред. Л.Н. Боголюбова, -
М.: Просвещение 2019 г.
Автор презентации:
учитель обществознания МОУ
«СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»
Андрюхина З.А. 2020
Источник:
Обществознание: словарь основных
понятий для подготовки ОГЭ и ЕГЭ/
/Р.В. Пазин, И.В. Крутова
-Москва: Эксмо, 2020.
Обществознание
ЕГЭ/ОГЭ
Слайд 3Анимизм
Анимизм- вера в существование души и духов, вера в одушевленность
всей природы.
Анимистические представления присутствуют во всех религиях.
Анимизм в психологии
и философии - интересные факты, из самых далеких архаичных глубин, когда люди только начали познавать мироздание, возник анимизм, как ранняя форма религии
Слайд 4Атеизм
Атеизм – одна из форм свободомыслия в отношении религии, сторонники
которой отрицают существование сверхъестественных сил, считая религию творением самого человека
Слайд 5Воспитание
Воспитание – в широком смысле –приобщение к миру человеческой культуры,
включающее освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколений.
В этом значении употребляется и понятие социализация.
В отличии от социализации воспитание-процесс всегда целенаправленный
Слайд 6Гуманизм
Гуманизм-это совокупность идей, признающих ценность человеческой личности. Любое мировоззрение,
основой которого является уважение человека, признание его права на свободу,
всестороннее развитие, счастье является гуманизмом.
Слайд 7Гуманность (человечность)
Гуманность – любовь, внимание к человеку, уважение к
человеческой личности; доброе отношение ко всему живому
Слайд 8Гуманитаризация
Гуманитаризация - процесс усиления внимания к изучению общественных и гуманитарных
дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека.
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ -
система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых. Именно культура, а не общество и коллектив, определяет главным образом формирование личности, что подтверждается успешной практикой домашнего воспитания и, напротив, несостоятельностью значительной части образовательных заведений. Идея гуманитаризации образования заставляет обратиться к наиболее перспективным психолого-педагогическим теориям развития человека, на основе которых можно построить общую культурно-историческую (или социокультурную) концепцию образования, теорию педагогики и смежных дисциплин, практику воспитания. Одно из важнейших практических направлений гуманитаризации образования - пересмотр учебных программ по так называемым социально-экономическим дисциплинам с целью оказать существенную помощь учащихся в осмыслении истории и современности, мирового и отечественного культурного наследия.
Слайд 9Гуманитарные науки
Гуманитарные науки - группа дисциплин, изучающих различные (основном культурные)
аспекты человеческого бытия. К ним относят историю, культурологию, политологию, философию
и др. Наряду с общественными науками гуманитарные науки обычно противопоставляются точным наукам.
Слайд 10Гражданственность
Гражданственность – осознание человеком себя как гражданина страны, его
готовность и способность активно участвовать в делах государства, сознательно пользоваться
своими правами, свободами и выполнять свои обязанности
Слайд 11Диалог культур
Диалог культур – взаимодействие, взаимопроникновение, общение, духовное сближение
различных культур
Слайд 12Доминирующая культура
Доминирующая культура – преобладающая культура общества
Слайд 13Долг
Долг-одна из основных категорий этики. Выражает отношение личности к обществу,
другим людям. Долг- внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека
с людьми, с обществом.
Долг-объективные обязанности, которые мы приобретаем, вступая в отношения с другими людьми
Слайд 14Духовная жизнь
Духовная жизнь – часть общей культуры, совокупный духовный опыт
человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.
Духовная
культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику.
Духовная культура это внутреннее богатство сознания, степень развитости и общества.
Слайд 15Золотое правило нравственности
Золотое правило нравственности – главное основополагающие требование нравственности,
этическое правило, в котором с абсолютной определенностью сказано, как человеку
нужно относится к окружающим: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтоб, он поступал по отношению к тебе»
Слайд 16Идеология
Идеология- в широком смысле –система взглядов и идей (политических,
правовых, философских, нравственных, религиозных и др.), в которых отражаются и
оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.
Идеология выражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) и в форме идеалов, ценностей программ и образов поведения.
Творцами идеологии являются идеологи-представители определенных классов, социальных групп, партий, государств
Слайд 17Интернационализация культур
Интернационализация культур – создание единого культурного пространства для
разных наций и народов
Слайд 18Искусство
Искусство – форма деятельности человека, отражающая действительность в художественных
образах.
1. Особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой
отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира.
2. Форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению реального мира, его воспроизведению образно-символическими средствами с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.
Искусство представляет собой группу разновидностей человеческой деятельности, включающую живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку и пр.
Нажми далее, чтобы прочитать о некоторых видах искусства
Слайд 19Виды искусства
Живопись — это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ
запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи
— цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения.
Скульптура - Вид изобразительного искусства — создание объемных изображений (статуй, бюстов, барельефов и т. п.) путем лепки, высекания, резания или отливки; ваяние ;вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Архитектура, или зодчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.
Музыка - это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную.
Литература - вид художественного творчества, использующий в качестве материала язык и потому именуемый также искусством слова, словесным творчеством.
Театр - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств -литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит; род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой
Слайд 20Контркультура
Контркультура - это часть культуры общества, которая противоречит ценностям
доминирующий культуры
Слайд 21Культ
Культ– это система религиозных ритуалов и обрядов (например, заклинания духов,
ритуальные пляски, поклоны, проповедь, молитва, исповедь, паломничество).
Слайд 22Культура
Культура-это совокупность всех форм и результатов человеческой деятельности (все
то, что создал человек).
1. Совокупность искусственных объектов, созданных человеком в
процессе освоения и преобразования природы.
2. Совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни.
3. Уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления, правовая культура).
4.Характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций.
5. Уровень, степень развития человека как члена общества.
В узком смысле – материальная культура ( техника, технологии, материальные ценности) духовная культура (наука, искусство, мораль и т.д.), политическая культура (цели, средства, результаты деятельности общества, социальной группы, отдельной личности, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений).
Слайд 23Культура межнациональных отношений
Культура межнациональных отношений – вид духовной культуры, составная
часть культуры личности и межнациональных отношений, государственной национальной политики. Культура
национальных отношений основывается на гуманистической направленности мировоззрения, нормах морали, золотом правиле нравственности, политико-правовых нормах, утверждающих равенство всех людей.
Этот вид культуры требует безусловной реализации прав и свобод лиц национальной принадлежности, уважения самобытности этносов, особенностей их национального самосознания, менталитета, языка, религии, культуры, обычаев, исключает малейшие проявления национальной вражды.
Слайд 24Культурология
Культурология – наука о сущности, закономерностях существования и развития, значения
культуры в жизни личности и общества, способах ее постижения.
Выделяют два
профиля познания:
-собственно культурология - знания о культуре в реальном историческом времени и социальном пространстве её существования;
Культуроведение-совокупность дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры (религию, искусство и т.д.)
Также различают культурологию:
-историческую и консервативную;
-социальную;
гуманитарную
Слайд 25Магия (колдовство)
Магия- комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на
скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов
Слайд 26Массовая культура
Массовая культура – часть культуры общества, характеризующаяся особыми
признаками: коммерческая направленность, развлекательность, стандартизированность, доступность и др.
Слайд 27Мировые религии
Мировые религии- это группа религий, отличающаяся распространенность по
всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этической
и политической принадлежности, наибольшим числом верующих.
Мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам.
Слайд 28Монотеизм
Монотеизм – единобожие –религия, основанная на вере в единого Бога,
в противоположность политеизму исключающая существование других богов. К монотеистическим религиям
относят иудаизм, христианство, ислам
Слайд 29Мораль / нормы морали
Мораль -феномен человеческого сознания, один из видов
социального регулирования, цель которого –утверждать самоценность личности, равенство людей в
их стремлении к счастливой и достойной жизни.
Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений
Содержание морали составляет система принципов и норм, которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, служит идеалом гуманности, гуманистической перспективой развития общества
Нормы морали- это совокупность социальных норм, одобренных общественным мнением, определяющих отношения людей в социуме.
Сущность морали воплощена в золотом правиле нравственности
Слайд 30Народная культура
Народная культура - часть культуры общества, характеризующаяся особыми признаками:
анонимность, коллективность творческих процессов, произведения при создании и потреблении не
требует профессиональной подготовки, устные способы передачи, складывается на протяжении длительного исторического времени
Слайд 31Наука
Наука – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний
о природе, обществе, человеке.
Процесс построения системного образа реальности.
Система теоретических знаний
о природе, обществе и мышлении, характеризующаяся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов.
Слайд 32Национально-государственные религии
Национально-государственные религии – это группа религий, которые составляют
основу религиозной жизни отдельных наций
Слайд 33Нравственность / нравственная культура
Нравственность – степень усвоения личностью моральных
ценностей общества и практическое следования им в повседневной жизни, т.е.
выражение человеческого в человеке.
Нравственная культура – характеристика нравственного развития личности и общества. В ней отражается степень освоения личностью принципов в поведении и отношении с другими людьми, готовность к постоянному самосовершенствованию
Слайд 34Нравственные категории
Нравственные категории –понятия морали, которые носят всеобщий характер (добро,
долг, совесть, честь, достоинство, справедливость, счастье)
Слайд 35Образование
Образование – получение людьми знаний, умений и навыков, развитие
умственно –познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов (семья,
школа, СМИ).
Профессионально организованный процесс приобщения личности к ценностям и нормам культуры данного общества.
Элементами системы образования являются: сеть образовательный учреждений, специфические социальные общности (педагоги, учащиеся), нормативно-правовые акты, учебный процесс как особый вид деятельности, совокупность средств и технологий.
Образование подразделяется на общее начальное, основное, среднее), профессиональное (начальное, среднее, высшее специальное, послевузовское повышение квалификации) и дополнительное
Слайд 36Общественные (социальные) науки
Общественные науки - научные дисциплины, изучающие как общество
в целом, так и различные стороны общественной жизни.
К ним относят
социологию, юриспруденцию, экономику и др.
Общественные науки в отличие от гуманитарных нередко прибегают к измерениям, пользуются математическим аппаратом, приближаясь к естественным наукам
Слайд 37Патриотизм
Патриотизм – любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими
действиями служить его интересам. Патриотизм не исключает уважение к другим
народам.
Слайд 38Политеизм
Политеизм – религия, основанная на вере в нескольких или многих
богов; многобожие
Слайд 39Психология
Психология – наука о законах и механизмах развития и функционирования
психики как особой формы жизнедеятельности; область знаний о внутреннем –
психическом-мире человека
Слайд 40Религия
Религия – вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений,
система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую
общность.
Религия-одна из форм духовной жизни, способ практически –духовного освоения мира индивидом, социальной группой, обществом в целом.
В структуре религии выделяют религиозное сознание (обыденное теоретическое), культ, религиозные отношения, институты и организации
Слайд 41Религиозные объединения
Религиозные объединения в РФ – это добровольное объединение
граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих
на территории нашей страны, образование в целях совместного исповедания и распространения веры. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Слайд 42Религиозная группа
Религиозная группа – религиозное объединение, которое осуществляет свою
деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица
Слайд 43Религиозная организация
Религиозная организация -религиозное объединение, для создания которого требуется
государственная регистрация в качестве юридического лица
Слайд 44Совесть
Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль
за поведением, оценивать свои мысли и чувства и поступки в
соответствии с нравственными нормами.
Совесть- «внутренний судья» человека, который предостерегает его от поступков, причиняющих неприятности окружающим. Наиболее распространенное проявление совести -стыд
Слайд 45Справедливость
Справедливость – степень соответствия идей, помыслов, поступков, идеалов (норме), что
воплощается в соответствующем воздаянии: «Как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы сними» (Евангелие от Матфея).
Согласно представлениям о справедливости, определенное место в социальной структуре должно соответствовать вкладу личности или социальной группы в общественное развитие, наказание должно соответствовать преступлению, вознаграждение трудовым затратам.
Идея справедливости лежит в основе общественных движений и ряда политических идеологий
Слайд 46Субкультура
Субкультура – часть культуры общества, отличающаяся собственными ценностями, обычаями,
нормами от культуры преобладающего большинства, но, не противоречащая доминирующей культуре
Слайд 47Толерантность
Толерантность -стратегия поведения, включающая готовность воспринимать иные взгляды; уважение
свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека;
определенную меру сострадания, великодушия и терпения.
Слайд 48Тотемизм
Тотемизм – ранняя форма религии, отражающая поклонение животному или
растению как своему мифическому предку и защитнику.
Слайд 49Традиция
Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения
к поколению и сохраняющиеся в некоторых обществах и социальных группах
в течении длительного времени.
В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.
Понятие присутствует во всех сферах общества, используется в различных областях знания (традиция национальная, культурная, групповая, научная, художественная и пр.)
Традиция- условие сохранения преемственности и устойчивости общества. В то же время может быть консервативной силой на пути становления новых, прогрессивных форм и норм жизни.
Слайд 50Фетишизм
Фетишизм- ранняя форма религии, отражающая веру в магические свойства
различных предметов (амулетов, фигурок и т.п.)
Слайд 51Ценности
Ценности – специфические социальные характеристики объектов окружающего мира, выявляющие их
положительное или отрицательное значение для человека (доброе-злое, прекрасное-безобразное).
Ценности присущи
отдельным личностям, социальным группам, но формируются также общечеловеческие ценности, объединяющие людей.
Тот или иной объект является ценностью лишь потому, что вовлечен в сферу человеческой деятельности, общественных отношений.
Ценности позволяют человеку как субъекту ориентироваться в предметной и социальной действительности. Ценностями могут является материальные предметы и идеальные (образы, нормы, принципы, информация)
Слайд 52Церковь
Церковь –
1) тип религиозной организации со сложной строго централизованной
системой управления, четким разделением между священнослужителями и верующими (паствой, мирянами).
Церковь, осуществляет выработку, защиту и распространение выручения, организует и координирует религиозную деятельность, контролирует деятельность верующих.
2) храм, здание, предназначенное для отправления христианского культа, имеющие помещение для молящихся и алтарь
Слайд 53Элитарная культура
Элитарная культура - часть культуры общества, характеризующаяся особыми
признаками: высокая содержательная сложность, ориентация на узкий круг ценителей и
знатоков, стремление к авторскому самовыражению, необходимость специальной подготовки для её понимания.
Элитарная культура – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом. Обращена к узкому кругу творцов и ценителей, она по определению последовательно противостоит культуре большинства и массовой культуре.