Разделы презентаций


Решение логических задач на олимпиадах по обществознанию

Содержание

СодержаниеОбщие требования и критерииЗадачи на анализ логической формыЗадачи на установление соответствияЗадачи с саморекурсивными условиямиЗадачи на когнитивное моделирование

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Решение логических задач на олимпиадах по обществознанию
Горбатов В.В.,
НИУ ВШЭ, 2013

Решение логических задач на олимпиадах по обществознаниюГорбатов В.В.,НИУ ВШЭ, 2013

Слайд 2Содержание
Общие требования и критерии
Задачи на анализ логической формы
Задачи на установление

соответствия
Задачи с саморекурсивными условиями
Задачи на когнитивное моделирование

СодержаниеОбщие требования и критерииЗадачи на анализ логической формыЗадачи на установление соответствияЗадачи с саморекурсивными условиямиЗадачи на когнитивное моделирование

Слайд 31. Общие требования и критерии

1. Общие требования и критерии

Слайд 4Какие качества и способности проверяются?
Внимательность
Умение «держать мысль»
Ясность
Четкость
Последовательность
Чувствительность к «граничным условиям»
Рекурсия,

рефлексия, парадоксы…

Какие качества и способности проверяются?ВнимательностьУмение «держать мысль»ЯсностьЧеткостьПоследовательностьЧувствительность к «граничным условиям»Рекурсия, рефлексия, парадоксы…

Слайд 5Требования
При решении логических задач в олимпиадах по обществознанию не требуется

знание специальных логических методов и теорий
Достаточно владеть базовыми аналитическими навыками

и соблюдать главные принципы рационального мышления
ТребованияПри решении логических задач в олимпиадах по обществознанию не требуется знание специальных логических методов и теорийДостаточно владеть

Слайд 6Картезианские «правила метода»
Правило очевидности
Правило анализа
Правило последовательности
Правило полноты

Картезианские «правила метода»Правило очевидностиПравило анализаПравило последовательностиПравило полноты

Слайд 7Критерии
Задача считается решенной полностью только при наличии правильного ответа и

исчерпывающего обоснования
Всевозможные схемы, таблицы, графики, разметки не считаются обоснованием, если

они не сопровож-даются четко сформулированной последовательностью умозаключений
КритерииЗадача считается решенной полностью только при наличии правильного ответа и исчерпывающего обоснованияВсевозможные схемы, таблицы, графики, разметки не

Слайд 8Часто встречающиеся ошибки
Неправильно проанализирована логическая форма
отрицание / утверждение?
и / или?
все

/ некоторые?
условие / следствие?

Часто встречающиеся ошибкиНеправильно проанализирована логическая формаотрицание / утверждение?и / или?все / некоторые?условие / следствие?

Слайд 9Часто встречающиеся ошибки
Утверждаемое заключение не следует логически из посылок («non

sequitur»)


Часто встречающиеся ошибкиУтверждаемое заключение не следует логически из посылок («non sequitur»)

Слайд 10Часто встречающиеся ошибки
Предвосхищение основания («petitio principii»)


Часто встречающиеся ошибкиПредвосхищение основания («petitio principii»)

Слайд 11Часто встречающиеся ошибки
Отступление от тезиса («Ignoratio elenchi»)


Часто встречающиеся ошибкиОтступление от тезиса («Ignoratio elenchi»)

Слайд 122. Задачи на анализ логической формы

2. Задачи на анализ логической формы

Слайд 13Проверим внимательность
Может ли католик жениться на сестре своей вдовы?

Проверим внимательностьМожет ли католик жениться на сестре своей вдовы?

Слайд 14Проверим внимательность
Продавец: «Этот попугай будет повторять на любом языке любое

услышанное слово!»
Обрадованный покупатель приобрел чудо-птицу. Дома он целый час говорил

попугаю различные слова, но тот в ответ не издал ни звука.
Тем не менее, продавец не солгал. Как это объяснить?
Проверим внимательностьПродавец: «Этот попугай будет повторять на любом языке любое услышанное слово!»Обрадованный покупатель приобрел чудо-птицу. Дома он

Слайд 15Проверим внимательность
В городе есть всего два парикмахера, у каждого из

которых своя парикмахерская
Заглянув в первую, вы видите, что в салоне

грязно, сам мастер неряшливо одет, небрежно пострижен и плохо выбрит
В салоне другой парикмахерской идеально чисто, сам мастер изысканно одет, безукоризненно пострижен и выбрит
Какой из них более профессионален в своем деле и почему?
Проверим внимательностьВ городе есть всего два парикмахера, у каждого из которых своя парикмахерскаяЗаглянув в первую, вы видите,

Слайд 16Задача 1
Директор школы возражает против отмены решения о запрете контроля

за прическами
Тем самым он выступает за свободу причесок или против?

Задача 1Директор школы возражает против отмены решения о запрете контроля за прическамиТем самым он выступает за свободу

Слайд 17Решение
Свобода причесок (А)
Контроль за прическами (не-А)
Запрет контроля за прическами (не-не-А)
Отмена

решения о запрете контроля за прическами (не-не-не-А)
Несогласие с отменой решения

о запрете контроля за прическами (не-не-не-не-А)
Следовательно, директор за свободу причесок

РешениеСвобода причесок (А)Контроль за прическами (не-А)Запрет контроля за прическами (не-не-А)Отмена решения о запрете контроля за прическами (не-не-не-А)Несогласие

Слайд 18Задача 2
Спикер безапелляционно отверг домыслы о том, что он собирается

отменить приказ о запрете уклонения от поступков, вступающих в противоречие

с регламентом нижней палаты парламента
Соответствует ли позиция спикера его функциям?
Нет, не соответствует (5 отрицаний)
Задача 2Спикер безапелляционно отверг домыслы о том, что он собирается отменить приказ о запрете уклонения от поступков,

Слайд 19Задача 3
Джонс, Смит и Браун подозреваются в преступлении. Виновен только

один из них .
Джонс сказал: «Это преступление совершил я»
Смит сказал:

«Это сделал Браун»
Браун сказал: «Я не виновен»
Только один из них солгал
Определите, кто на самом деле виновен
Задача 3	Джонс, Смит и Браун подозреваются в преступлении. Виновен только один из них .Джонс сказал: «Это преступление

Слайд 20Решение
Утверждения Смита и Брауна противоречат друг другу («Это сделал Браун»,

«Браун не виновен»)
Значит, один из них точно солгал (в силу

закона непротиворечия)
По условию задачи, из всех троих солгал только один. Мы уже установили, что это либо Смит, либо Браун
Следовательно, Джонс точно сказал правду
Следовательно, его высказывание «Это преступление совершил я» истинно
Следовательно, Джонс виновен
РешениеУтверждения Смита и Брауна противоречат друг другу («Это сделал Браун», «Браун не виновен»)Значит, один из них точно

Слайд 213. Задачи на установление соответствия

3. Задачи на установление соответствия

Слайд 22Задача 4
В одном классе учились три девушки – Лена,

Оля и Катя
Лена сказала: «Я самая старшая»
Оля сказала: «Я моложе

Кати»
Катя сказала: «Я старше Лены»
Все они солгали
Расположите их по возрасту, от самой младшей к самой старшей
Задача 4	 В одном классе учились три девушки – Лена, Оля и КатяЛена сказала: «Я самая старшая»Оля

Слайд 23Решение
Лена не самая старшая (1)



РешениеЛена не самая старшая (1)

Слайд 24Решение
Лена не самая старшая (1)
Оля старше Кати (2)
Лена старше

Кати (3)
Катя - самая младшая (из шагов 2 и 3)



РешениеЛена не самая старшая (1) Оля старше Кати (2)Лена старше Кати (3)Катя - самая младшая (из шагов

Слайд 25Решение
Лена не самая старшая (1)
Оля старше Кати (2)
Лена старше

Кати (3)
Катя - самая младшая (из шагов 2 и 3)



РешениеЛена не самая старшая (1) Оля старше Кати (2)Лена старше Кати (3)Катя - самая младшая (из шагов

Слайд 26Решение
Лена не самая старшая (1)
Оля старше Кати (2)
Лена старше

Кати (3)
Катя - самая младшая (из шагов 2 и 3)
Лена

средняя по возрасту (из шагов 1 и 4)



РешениеЛена не самая старшая (1) Оля старше Кати (2)Лена старше Кати (3)Катя - самая младшая (из шагов

Слайд 27Решение
Лена не самая старшая (1)
Оля старше Кати (2)
Лена старше

Кати (3)
Катя - самая младшая (из шагов 2 и 3)
Лена

средняя по возрасту (из шагов 1 и 4)
Оля – самая старшая



РешениеЛена не самая старшая (1) Оля старше Кати (2)Лена старше Кати (3)Катя - самая младшая (из шагов

Слайд 28Задача 5
В одном классе учатся Андреев, Борисов и Васильев. Один

из них отличник, другой хорошист, третий – троечник.
Борисов иногда

списывает у хорошиста
Андреев иногда списывает у отличника
Васильев никогда ни у кого не списывает и сам списывать не дает
Расположите их в порядке успеваемости
Задача 5	В одном классе учатся Андреев, Борисов и Васильев. Один из них отличник, другой хорошист, третий –

Слайд 29Решение
В≠Хор,Отл (1,2,3)

РешениеВ≠Хор,Отл (1,2,3)

Слайд 30Решение
В≠Хор,Отл (1,2,3)
В=Тр

РешениеВ≠Хор,Отл (1,2,3)В=Тр

Слайд 31Решение
В≠Хор,Отл (1,2,3)
В=Тр
Б≠Хор (1)

РешениеВ≠Хор,Отл (1,2,3)В=ТрБ≠Хор (1)

Слайд 32Решение
В≠Хор,Отл (1,2,3)
В=Тр
Б≠Хор (1)
Б=Отл
В=Хор

РешениеВ≠Хор,Отл (1,2,3)В=ТрБ≠Хор (1)Б=ОтлВ=Хор

Слайд 33Решение
В≠Хор,Отл (1,2,3)
В=Тр
Б≠Хор (1)
Б=Отл
В=Хор

РешениеВ≠Хор,Отл (1,2,3)В=ТрБ≠Хор (1)Б=ОтлВ=Хор

Слайд 344. Задачи с саморекурсивными условиями

4. Задачи с саморекурсивными условиями

Слайд 35Что такое рекурсия?

Что такое рекурсия?

Слайд 36Задача 6
На одном острове живут два племени. Люди племени А

всегда говорят правду, а люди племени В всегда лгут.
Путешественник

встречает двух туземцев и спрашивает 1-го: «Ты из племени В?»
Тот отвечает: «Тарабара»
«Он сказал «Да», – поясняет 2-й. – «Но не верьте ему – он ужасный лжец»
К какому племени принадлежит каждый из них?
Задача 6На одном острове живут два племени. Люди племени А всегда говорят правду, а люди племени В

Слайд 37Решение
Что значит ответ «Тарабара?»
На вопрос «ты лжец?» любой ответит «Нет»

(Ср.: парадокс лжеца)
«Тарабара» = «Нет»
Значит, 2-й туземец из племени лжецов

(В)
Следовательно, ему нельзя верить – первый вовсе не является лжецом
1-й туземец из племени правдивых (А)

РешениеЧто значит ответ «Тарабара?»На вопрос «ты лжец?» любой ответит «Нет» (Ср.: парадокс лжеца)«Тарабара» = «Нет»Значит, 2-й туземец

Слайд 38Задача 7
В одном храме собрались три божества – бог Истины

(всегда говорит правду), бог Лжи (всегда лжет) и бог Дипломатии

(иногда лжет, иногда говорит правду ). Они расположены в ряд и пронумерованы. Определите, кто из них кто.
1: справа от меня бог Истины
2: я – бог Дипломатии
3: слева от меня бог Лжи
Задача 7В одном храме собрались три божества – бог Истины (всегда говорит правду), бог Лжи (всегда лжет)

Слайд 39Решение
1 не бог Истины (такой только один, значит, он не

может назвать кого-то другого богом Истины)
2 не бог Истины

(он не сказал бы про себя неправду)
3 – бог Истины; значит, ему можно верить
2 – бог Лжи
1 – бог Дипломатии

1 2 3

Д

Л

И

Решение1 не бог Истины (такой только один, значит, он не может назвать кого-то другого богом Истины) 2

Слайд 40Задача 8
В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек – химики

(всегда гово-рят правду), алхимики (всегда лгут) и пиротех-ники (иногда говорят

правду, иногда лгут)
На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство состав-ляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников
Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников?
Задача 8В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек – химики (всегда гово-рят правду), алхимики (всегда лгут) и

Слайд 41Решение
Допустим, что 14 человек сказали правду.
Однако это невозможно, ведь они

уже составляют большинство от 20, при этом утверждают, что большинство

– алхимики, т.е. те, кто всегда лгут
Значит, эти 14 человек солгали, и большинство не являются алхимиками
РешениеДопустим, что 14 человек сказали правду.Однако это невозможно, ведь они уже составляют большинство от 20, при этом

Слайд 42Решение
Допустим, что 4 сказали правду, т.е. большинство – это химики,

которые всегда говорят правду
Однако уже известно, что 14 человек (т.е.

как раз большинство) солгали. Значит, они не химики.
Следовательно, эти 4 тоже лгут
РешениеДопустим, что 4 сказали правду, т.е. большинство – это химики, которые всегда говорят правдуОднако уже известно, что

Слайд 43Решение
Поскольку известно, что на конференции были химики, ничего не остается,

кроме как сделать вывод, что двое оставшихся сказали правду.
Т.е.,

на каждого химика приходится ровно пять пиротехников
Теперь важно понять, оба ли, сказавших правду, являются химиками или только один, а второй – пиротехник, случайно сказавший в этот раз правду
РешениеПоскольку известно, что на конференции были химики, ничего не остается, кроме как сделать вывод, что двое оставшихся

Слайд 44Решение
Допустим, что химик только один, а второй – пиротехник
Раз химик

всего один, пиротехников 5.
Алхимиков: 20-1-5 = 14
Однако уже известно

(п.1), что алхимики не составляют большинство на этой конференции
Следовательно, вариант с 1 лишь химиком не подходит
РешениеДопустим, что химик только один, а второй – пиротехникРаз химик всего один, пиротехников 5. Алхимиков: 20-1-5 =

Слайд 45Решение
Остается вариант с 2-мя химиками
Тогда пиротехников 10 (т.е. 2*5)
Тогда алхимиков

20-10-2=8 человек

Ответ:
2 химика,
8 алхимиков,
10 пиротехников

РешениеОстается вариант с 2-мя химикамиТогда пиротехников 10 (т.е. 2*5)Тогда алхимиков 20-10-2=8 человекОтвет: 2 химика, 8 алхимиков, 10

Слайд 465. Задачи на когнитивное моделирование

5. Задачи на когнитивное моделирование

Слайд 48Задача 9
У каждого игрока (А,В,С) по 1 карточке (красная, синяя

и зеленая)
По очереди задавая друг другу закрытые вопросы и получая

правдивые ответы они должны как можно быстрее определить, у кого какая карточка
После положительного ответа ход остается у игрока, после отрицательного переходит следующему
Может ли выиграть С?
А: «В, у тебя зеленая карточка?»
В: (1) «Да»  выигрывает А
В: (2) «Нет»  выигрывает В
Задача 9У каждого игрока (А,В,С) по 1 карточке (красная, синяя и зеленая)По очереди задавая друг другу закрытые

Слайд 49Задача 10
Есть три колпака – два белых и один черный
Двое

игроков закрывают глаза и каждому из них на голову надевают

по одному колпаку
Открыв глаза, игрок не может видеть, какого цвета колпак у него на голове, но должен узнать это посредством рассуждения
Победителем считается тот, кто первым даст правильный ответ
Задача 10Есть три колпака – два белых и один черныйДвое игроков закрывают глаза и каждому из них

Слайд 50Задача 10
Сложность в том, что обоим игрокам надели белые колпаки
На

первый взгляд, при таком раскладе задача решения не имеет, и

игроки некоторое время растерянно молчат
Тем не менее, выигрышное рассуждение существует!
Задача 10Сложность в том, что обоим игрокам надели белые колпакиНа первый взгляд, при таком раскладе задача решения

Слайд 51Решение
На моем противнике белый колпак
Значит, на мне самом может быть

белый или черный
Предположим, что на мне черный колпак.
Тогда мой противник

видит перед собой человека в черном колпаке
Черный колпак всего один
Если мой противник не глуп, он сразу поймет, что на нем белый колпак, и скажет об этом
Но он молчит
Значит допущение, что на мне черный колпак, было неверным
Следовательно, на мне белый колпак
РешениеНа моем противнике белый колпакЗначит, на мне самом может быть белый или черныйПредположим, что на мне черный

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика