Слайд 1Адаптация к детскому саду
Подготовила педагог-психолог
Шабалина Светлана Сергеевна
Слайд 2Что такое адаптация?
термин:
приспособление индивида к новой среде и
условиям.
Такие изменения
оказывают
влияние на психику любого человека, в том
числе и малышей, которые
вынуждены
приспосабливаться к саду.
Слайд 3В чем сложность адаптации?
Стрессы для ребенка:
Отсутствие мамы с папой и
прочих родственников;
Необходимость соблюдать чёткий дневной распорядок;
Взаимодействие с другими детьми;
Уменьшение количества
времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
Подчинение требованиям чужих взрослых.
Слайд 4Как проявляется адаптация?
Регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться,
использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки из-за
стресса в новом коллективе;
Снижение интереса – ребенку не интересны новые предметы, дети, игрушки;
Нарушенный сон – ребёнок просыпается в сезахи отказывается засыпать; либо не спит днем в саду.
Сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда в незнакомом коллективе;
Агрессия, либо апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши становятся агрессивными;
Частые простуды – в период адаптации снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Слайд 6Легкая и средняя адаптация
Срок привыкания: до месяца
Особенности:
Отсутствие слез и
истерик;
Зрительный контакт с педагогами;
Общается с детьми, проявляет инициативу;
Вписывается в распорядок
дня;
Рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Срок привыкания: 1-1,5 месяца
Особенности:
Слезы при расставании;
Легко увлечь в игру;
Общается с детьми и педагогами;
Соблюдает правила и просьбы воспитателя;
Редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Слайд 7Тяжелая адаптация
Срок привыкания: более 2 х месяцев и дольше
Особенности:
Не хочет
контактировать с окружающими;
Истерики и слезы в течение дня;
Отказ от игр,
еды, распорядка;
Агрессивность, апатия, закрытость;
Страх перед педагогом, истерики и слезы на замечания.
Слайд 8Работа психолога
Перечень основных обязанностей психолога в период адаптации:
Мониторинг группы в
начале дня (осмотр группы, общий эмоциональный фон);
Проведение вводной скрининговой диагностики
психического развития каждого ребенка;
Решение конфликтных ситуаций между педагогом и ребенком, педагогом и родителем.
Проведение консультаций с родителями при необходимости;
Проведение беседы с ребенком по просьбе педагога (при наличии согласия со стороны родителей)
Ведение документации.
Слайд 9Когда стоит обращаться к психологу?
Если в течение более 1,5 месяцев
у ребенка наблюдаются истерики, агрессия, частая смена настроения.
Если в группе
ребенок закрыт, необщителен, не контактирует с педагогом и детьми течение 1-1,5 месяцев.
Если есть вопросы по общему психическому развитию ребенка.
Слайд 10Рекомендации родителям
Чтение сказок с ребенком каждый вечер, возможно использовать сказкотерапию
(сказки, направленные на успешную адаптацию);
Проведение бесед с ребенком после посещения
садика, ответы на вопросы, задавание вопросов, налаживание диалога с ребенком;
Развитие сенсорики ребенка: мелкая и крупная моторика, творчество, развитие кругозора;
Периодическое наблюдение у врачей и специалистов в случае необходимости (невролог, психиатр, психолог).
Выработка своих методов прощания с утра (ритуал, игрушка, прощальные слова)
Слайд 11Материал для раздачи
Памятка для успешной адаптации
Пример прощальных игр с утра
Сказки
с элементами сказкотерапии для успешной адаптации
Получение согласия родителей на осмотр
и беседу с ребенком