Слайд 1Проблема
человека
в философии
Слайд 2Происхождение человека
До XVIII в.-
креационизм.
С XVIII в. - теория «животного»
происхождения
человека от
низших форм
(Бюффон, Ламарк, «естественный
отбор» Ч.Дарвина).
Слайд 3Диалектика дарвинизма
Дарвин дал глубоко диалектическую
трактовку движущих сил эволюции,
вскрыл
внутреннюю противоречивость
процессов, лежащих в основе ее
детерминации, в
постепенном характере
органической эволюции.
Накопление мелких наследственных
изменений может привести к
формированию нового вида: переходу
количественных изменений в качественные.
Слайд 4Г. Спенсер
Г. Спенсер:
развил концепцию
«механистического
эволюционизма».
«Естественный
отбор» - один из
факторов эволюции.
Г.Спенсер - автор
термина «выживание наиболее
приспособленных».
Слайд 5Антропогенез
Трудовая теория антропогенеза
Ф.Энгельса: «Роль труда в процессе
превращения обезьяны
в человека».
Поэтому труд, рука и мозг человека -
это
«эволюционный комплекс,
создавший человека».
Эволюция человечества -
это постепенный переход от
существа биологического
к существу социальному.
Слайд 6Философская антропология
Учение о природе,
сущности
и предназначении человека,
об основах
человеческого
бытия и смысле
существования.
Слайд 7Философская антропология
«Человек есть мера всех вещей»
(Протагор)
Проблема человека -
центральная
комплексная проблема философской мысли.
Философская антропология
охватывает реальное человеческое
существование
во всей его полноте,
определяет место человека в мире
и отношение к нему (М. Шелер, Г. Плеснер).
Слайд 8Основные проблемы
философской антропологии
Природа и сущность человека.
Соотношение
индивидуального и социального.
Духовность,
самотождественность,
самотрансценденция.
Смысл жизни,
свобода
и творчество.
Слайд 9Человек
Homo Sapiens -
«Человек
разумный»
Природа
человека –
совокупность его основных
свойств,
передаваемых
из поколения
в поколение.
Слайд 10Проблема человека
в философии
Античность: «микрокосм» в Макрокосме.
Средневековье: «образ и подобие
Бога» - между животным и ангелом.
Возрождение: второй Бог, творец,
художник.
Новое
время: мыслитель,
преобразователь жизни и природы.
Современность: антропологический
плюрализм (рационализм и
иррационализм и др.).
Слайд 11Философские подходы
к природе человека
Биологизаторский: сущность человека - его
биологические
характеристики
(позитивизм).
Фрейдизм, ницшеанство: человек –
«несостоявшееся животное»
в противоестественном существовании.
Социологизаторский и марксистский:
«сущность человека определяется
совокупностью всех общественных отношений».
Структурализм: человек – элемент структур.
Экзистенциализм: человек уникален и индивидуален в
своем существовании.
Слайд 12Единство биологического и
социального в человеке
Физиологическая
антропология
исследует «то, что
делает из человека
природа»,
прагматическая
антропология – «что он,
как
свободное
действующее существо,
делает или может и
должен делать из
себя сам» (И. Кант)
Слайд 13Антропологическое
всеединство
Универсальный подход
к проблеме человека в русской философии: единство
человека с
миром,
соборность, софийность, этические
искания и нравственное
совершенствование.
(В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев,
И. Ильин, Л. Шестов, С. Франк и др.)
Слайд 14Осмысление человека
как целого
Современная
философия
осмысливает
человека как целое, в
многообразии его оснований
и проявлений,
в единстве его
биологической,
социальной
и духовной сторон.
Слайд 15Природа – мир
человека
Человек и
общество имеют
природную основу
бытия.
Природа -
предметное бытие
общественной
сущности человека.
Экология
(Э. Геккель)
взаимоотношения
организмов со
средой их обитания.
Слайд 16 Взаимодействие
человека и природы
Отношение человека к природе:
сопричастное: - человек
– часть природы;
отстраненное (противопоставление): – осознание себя
иным, чем чуждая
ему природа (выше или ниже);
враждебное: безнравственные и бесполезные
в практическом отношении действия;
утилитарно-практическое: природа - источник ресурсов для поддержания благополучия человека;
научно-теоретическое – поиск законов природы,
исследование природных объектов;
эстетическое – восприятие природы как прекрасного,
объекта художественного творчества.
Слайд 17
Осмысление взаимодействия
человека и природы
Основные подходы
Антропоцентризм: человек– самоценность, центр
и высшая ступень мироздания, хозяин природы:
противопоставление человека природе, как
цели -
средству
Натуроцентризм (биоцентризм): природа
самоценна (моральный статус всего живого,
равноправие между всеми формами жизни).
Новая экологическая этика: включенность
человека во взаимосвязи всего живого
и партнерское взаимодействие с природой.
«Благоговение перед жизнью» (А. Швейцер)
Слайд 18Специфика новой
экологической этики
Этика благоговения
перед жизнью
(А. Швейцер):
понимание целостного
единства человека
с миром;
отказ от
потребительского
отношения к природе;
принцип
ненасилия.
Слайд 19«Экологический императив»
(Н. Моисеев)
Принцип
рациональной
гуманности:
«Не вступать
в противоречие с
естественными
закономерностями
развития общества
и природы,
чтобы
не вызвать
необратимых
процессов в биосфере!»
Слайд 20
Глобальные проблемы
современности
Совокупность проблем всего человечества, от
решения которых зависит
сохранение цивилизации:
экологическая, энергетическая и сырьевая,
демографическая, угроза мировой войны,
локальные войны и вооруженные конфликты,
терроризм, преступность, наркомания
и новые виды болезней.
Социоэкосистема – целостная система взаимодействия природы, общества
и человека.
Гармоничное совместное развитие
человеческого общества и природы.
Слайд 21Коэволюция (Н. Моисеев)
Принцип коэволюции –
совместной эволюции природы
и общества.
Интеграция
человека и природы,
развитие экологического долга
(не только сберечь то,
что есть, но и
предпринимать усилия для достижения
наилучшего состояния экосистемы).
Слайд 22Сущностные качества человека
Природность (целостная система
биологических качеств
живого существа).
Социальность (связь
с обществом, место в социальной структуре).
Духовность (богатство внутреннего
мира личности,
придающее ему
неповторимость, индивидуальность).
Слайд 23Индивидуальность
Совокупность
свойств
и особенностей,
отличающих
данного индивида от других,
образующих его
самобытность,
неповторимость.
Слайд 24Индивид и личность
Индивид – единичный представитель
человеческого рода, принадлежащий
одновременно
к природе и человеческому
обществу.
Личность – человек как субъект
отношений
и сознательной
деятельности;
устойчивая система социально
значимых черт, характеризующих
индивида как члена общества.
Социализация и индивидуализация
Слайд 25Личность и общество
Формирование
личности
происходит
«в конфликте
неповторимой
индивидуальности
с общим
и родовым».
(Н. Бердяев)
Слайд 26Личность и общество
«Иметь или быть»
(Э. Фромм):
конформизм
и конфронтация.
Гуманистический
компромисс
Слайд 27Свобода
Свобода – философская категория,
обозначающая возможность личности
мыслить и поступать
в соответствии со
своими представлениями
и желаниями, а не вследствие
внутреннего или внешнего принуждения.
Человек не обладает абсолютной
свободой, исключающей ограничения, в то же время полностью не подчинен
необходимости – имеет возможность
выбора и вариации поступков.
Слайд 28Основные категории
человеческого существования
жизнь, счастье, любовь,
мир, свобода, родина,
дом,
семья, труд,
здоровье,
дружба, карьера, власть,
богатство, сила, религия.
Слайд 29 Проблема жизни и смерти
Осознание своей смертности отличает
человека
от всех других живых существ.
Смерть предполагает высший уровень ответственности
- брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо
не хватит собственной жизни.
Творя, любя, делая добро, человек
прорывается в вечность,
побеждает смерть.
Смерть организует жизнь и формирует ее границы, заставляет человека
найти смысл своего существования.
Слайд 30Духовность
Духовность –
творческая
индивидуальность, гармония
интеллектуальных способностей
и нравственных
качеств.
Слайд 31Смысл жизни
Смысл жизни – вектор
ценностных
устремлений
человека;
осознание своего
места и
предназначения в мире.
Слайд 32Смысл жизни
Смысл жизни
человека состоит в тех ценностях, которые
он
реализует
в своих
поступках.
Слайд 33Смысл жизни
В. Франкл:
о необходимости
создания особых
терапевтических
систем -
практической
помощи людям,
страдающим
«смыслоутратой» -
система
«логотерапии».
Слайд 34Жизнь без смысла - это путь в «никуда».
Смысл жизни
- то, ради чего
проживается человеком его
индивидуальная жизнь.
В
смысле жизни сочетаются:
объективное
субъективное
необходимость
свобода
Слайд 35Альфрид Лэнгле
Мы упускаем смысл жизни, упускаем
возможность жить целостно, что
означает жить в соответствии с
реальностью, в согласии с тем,
что
существует или может существовать в действительности.
Слайд 36Задание
1. Концепция философской антропологии (по выбору).
2.
Категории человеческого
существования: анализ (3-5).