Слайд 1Проблема деятельности в теории Л.С.Выготского
Над презентацией работали студенты 1 курса
группы 19ПО-ППО(б/о)НШ-1
Фаянцова Вероника
Мамедова Асиман
Панкратова Анастасия
Ермакова Екатерина
Цабина Анастасия
Чесноков Матвей
Слайд 2Понятие деятельности
Деятельность – это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная
функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в
предметном мире (Леонтьев).
Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, в том числе и самого себя и условия своего существования. (Рубенштейн)
Слайд 3Онтогенез психики и личности человека в теории Л.С. Выготского
Становление и
развитие отечественной психологии неразрывно связано с именем Л.С. Выготского. Вся
его научная деятельность была направлена на переход психологии «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности».
Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития.
Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; выявил и сформулировал основные законы развития ребенка.
Слайд 4Центральной для всей истории отечественной психологии стала проблема сознания. Сознание
рассматривалось Л. С. Выготским в тесной связи с трудовой деятельностью.
Он определял область своего исследования как «вершинную психологию» (психологию сознания), которая противостоит двум другим ‑ «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ). Он рассматривал сознание как «проблему структуры поведения».
По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития.
Слайд 5Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом,
а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал,
что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.
В концепции Выготского можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый – тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. Второй тезис объясняет существование механизмов (орудия труда) изменения природы со стороны человека.
Слайд 6Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его
собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается
в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.
Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Знаки являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.
Слайд 7Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма
коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и
лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Разрабатывая проблему развития психики, проблему происхождения сознания, Л. С. Выготский указывал на важную роль для психологии анализа практической деятельности людей.
В отечественной психологии принято понимать психическое развитие как формирование внутренних действий.
Слайд 8Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Выготский исходил
из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда
происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.д.
Эти первые слова-приказы по свой сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Слайд 9Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал Л.С. Выготский, уже
продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму
есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания. Следовательно формой развития ребенка является присвоение культурно-исторического опыта поведения.
По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития ‑ обучение. Важно отметить, что развитие и обучение ‑ разные процессы. По словам Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения.
Слайд 10Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка
не природных, а исторических особенностей человека. Оно создает зону ближайшего
развития, то есть возникает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития. Они вначале возможны для ребенка только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами. Затем, пронизывая весь внутренний ход развития, они становятся достоянием самого ребенка.
Слайд 11Зоны психического развития
Зона актуального развития – это сумма знаний и
умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено
самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня.
Зона ближайшего развития ‑ логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.
Слайд 12
Зона ближайшего развития ‑ это расстояние между уровнем актуального развития
ребенка и уровнем возможного развития. Этот уровень определяется с помощью
задач, решаемых под руководством взрослых. Как считает Л.С. Выготский, зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития.
Слайд 13Условия развития позднее более подробно были описаны А.Н. Леонтьевым. Это
морфо-физиологические особенности мозга и общение. Эти условия должны быть приведены
в действие деятельностью субъекта.
Деятельность возникает в ответ на потребность. Потребности также не появляются врожденными, они формируются, причем первая потребность ‑ потребность в общении со взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми, которое позднее осуществляется через предметы и через речь.
Слайд 14Законы психического развития
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:
1. Возрастное
развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не
совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2. Закон метаморфозы в человеческом развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
Слайд 15Законы психического развития
3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в
психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом
связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
4. Закон развития высших психических функций. Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.
Слайд 16Роль деятельности ребенка в его психическом развитии
Деятельность состоит из отдельных
действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей. Цель и мотив
деятельности не совпадают.
Действие обычно может выполняться разными способами, т.е. с помощью разных операций. Возможность использования той или иной операции определяется условиями, в которых разворачивается деятельность.
Слайд 17Роль деятельности ребенка в его психическом развитии
Допустим, школьник выполняет домашнее
задание по математике и решает задачу. Его цель ‑ решить
задачу. Но мотивом, реально побуждающим его деятельность, может быть стремление не огорчать маму, или получить хорошую оценку, или освободиться и пойти погулять с друзьями. Во всех этих случаях будет различным тот смысл, который имеет для ребенка решение математической задачи. Смысл действия меняется в зависимости от того, в связи с каким мотивом ставится цель.
Слайд 18Вопросы, связанные со структурой деятельности и влиянием деятельности на развитие
ребенка, касались внешнего плана действий. Но существует и план внутренний.
Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией.
Интериоризация предполагает трансформацию внешних действий ‑ их обобщение, вербализацию (перевод в словесный план) и сокращение. Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания, ‑ это процесс, в котором внутренний план и формируется.
Слайд 19В концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения.
Во-первых, высшие
психические функции имеют опосредованную структуру.
Во-вторых, для процесса развития психики
человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.
Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий.
Слайд 20Список литературы
1. Выготский Л.С. Проблема возраста: Собр. Соч.Т.4. ‑ М.,
1984.
2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном
возрасте // Избранные психологические исследования. ‑ М., 1956.
3. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. ‑ М., 1996.