Разделы презентаций


Проблема деятельности в теории Л.С.Выготского Над презентацией работали

Содержание

Понятие деятельностиДеятельность – это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире (Леонтьев).Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проблема деятельности в теории Л.С.Выготского
Над презентацией работали студенты 1 курса

группы 19ПО-ППО(б/о)НШ-1
Фаянцова Вероника
Мамедова Асиман
Панкратова Анастасия
Ермакова Екатерина
Цабина Анастасия
Чесноков Матвей

Проблема деятельности в теории Л.С.ВыготскогоНад презентацией работали студенты 1 курса группы 19ПО-ППО(б/о)НШ-1Фаянцова ВероникаМамедова АсиманПанкратова АнастасияЕрмакова ЕкатеринаЦабина АнастасияЧесноков

Слайд 2Понятие деятельности
Деятельность – это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная

функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в

предметном мире (Леонтьев).

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, в том числе и самого себя и условия своего существования. (Рубенштейн)
Понятие деятельностиДеятельность – это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно

Слайд 3Онтогенез психики и личности человека в теории Л.С. Выготского
Становление и

развитие отечественной психологии неразрывно связано с именем Л.С. Выготского. Вся

его научная деятельность была направлена на переход психологии «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности».

Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития.

Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; выявил и сформулировал основные законы развития ребенка.

Онтогенез психики и личности человека в теории Л.С. ВыготскогоСтановление и развитие отечественной психологии неразрывно связано с именем

Слайд 4Центральной для всей истории отечественной психологии стала проблема сознания. Сознание

рассматривалось Л. С. Выготским в тесной связи с трудовой деятельностью.

Он определял область своего исследования как «вершинную психологию» (психологию сознания), которая противостоит двум другим ‑ «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ). Он рассматривал сознание как «проблему структуры поведения».

По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития.
Центральной для всей истории отечественной психологии стала проблема сознания. Сознание рассматривалось Л. С. Выготским в тесной связи

Слайд 5Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом,

а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал,

что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.

В концепции Выготского можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый – тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. Второй тезис объясняет существование механизмов (орудия труда) изменения природы со стороны человека.
Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в

Слайд 6Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его

собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается

в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Знаки являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.

Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения.

Слайд 7Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма

коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и

лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Разрабатывая проблему развития психики, проблему происхождения сознания, Л. С. Выготский указывал на важную роль для психологии анализа практической деятельности людей.

В отечественной психологии принято понимать психическое развитие как формирование внутренних действий.
Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с

Слайд 8Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Выготский исходил

из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда

происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.д.

Эти первые слова-приказы по свой сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Выготский исходил из того, что труд создал человека. В

Слайд 9Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал Л.С. Выготский, уже

продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму

есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания. Следовательно формой развития ребенка является присвоение культурно-исторического опыта поведения.

По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития ‑ обучение. Важно отметить, что развитие и обучение ‑ разные процессы. По словам Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения.

Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал Л.С. Выготский, уже продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала

Слайд 10Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка

не природных, а исторических особенностей человека. Оно создает зону ближайшего

развития, то есть возникает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития. Они вначале возможны для ребенка только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами. Затем, пронизывая весь внутренний ход развития, они становятся достоянием самого ребенка.
Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Оно

Слайд 11Зоны психического развития
Зона актуального развития – это сумма знаний и

умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено

самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня.

Зона ближайшего развития ‑ логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Зоны психического развитияЗона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие

Слайд 12
Зона ближайшего развития ‑ это расстояние между уровнем актуального развития

ребенка и уровнем возможного развития. Этот уровень определяется с помощью

задач, решаемых под руководством взрослых. Как считает Л.С. Выготский, зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития.
Зона ближайшего развития ‑ это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития. Этот уровень

Слайд 13Условия развития позднее более подробно были описаны А.Н. Леонтьевым. Это

морфо-физиологические особенности мозга и общение. Эти условия должны быть приведены

в действие деятельностью субъекта.

Деятельность возникает в ответ на потребность. Потребности также не появляются врожденными, они формируются, причем первая потребность ‑ потребность в общении со взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми, которое позднее осуществляется через предметы и через речь.
Условия развития позднее более подробно были описаны А.Н. Леонтьевым. Это морфо-физиологические особенности мозга и общение. Эти условия

Слайд 14Законы психического развития
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:

1. Возрастное

развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не

совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в человеческом развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
Законы психического развитияЛ.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени: свой

Слайд 15Законы психического развития
3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в

психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом

связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

4. Закон развития высших психических функций. Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Законы психического развития3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

Слайд 16Роль деятельности ребенка в его психическом развитии
Деятельность состоит из отдельных

действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей. Цель и мотив

деятельности не совпадают.

Действие обычно может выполняться разными способами, т.е. с помощью разных операций. Возможность использования той или иной операции определяется условиями, в которых разворачивается деятельность.

Роль деятельности ребенка в его психическом развитииДеятельность состоит из отдельных действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей.

Слайд 17Роль деятельности ребенка в его психическом развитии
Допустим, школьник выполняет домашнее

задание по математике и решает задачу. Его цель ‑ решить

задачу. Но мотивом, реально побуждающим его деятельность, может быть стремление не огорчать маму, или получить хорошую оценку, или освободиться и пойти погулять с друзьями. Во всех этих случаях будет различным тот смысл, который имеет для ребенка решение математической задачи. Смысл действия меняется в зависимости от того, в связи с каким мотивом ставится цель.
Роль деятельности ребенка в его психическом развитииДопустим, школьник выполняет домашнее задание по математике и решает задачу. Его

Слайд 18Вопросы, связанные со структурой деятельности и влиянием деятельности на развитие

ребенка, касались внешнего плана действий. Но существует и план внутренний.

Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией.

Интериоризация предполагает трансформацию внешних действий ‑ их обобщение, вербализацию (перевод в словесный план) и сокращение. Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания, ‑ это процесс, в котором внутренний план и формируется.

Вопросы, связанные со структурой деятельности и влиянием деятельности на развитие ребенка, касались внешнего плана действий. Но существует

Слайд 19В концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения.

Во-первых, высшие

психические функции имеют опосредованную структуру.

Во-вторых, для процесса развития психики

человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий.
В концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для

Слайд 20Список литературы

1. Выготский Л.С. Проблема возраста: Собр. Соч.Т.4. ‑ М.,

1984.
2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном

возрасте // Избранные психологические исследования. ‑ М., 1956.
3. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. ‑ М., 1996.

Список литературы1. Выготский Л.С. Проблема возраста: Собр. Соч.Т.4. ‑ М., 1984.2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика