Слайд 1Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях
Слайд 2Конфликт:
Конфликт— наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального
взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий
за рамки правил и норм.
Слайд 3Виды конфликтов:
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений,
то их называют конструктивными.
Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений,
называют деструктивными.
.
Слайд 4 Конфликтогены:
Конфликтогены — это вербальные и невербальные элементы коммуникации, создающие напряженную
атмосферу в общении и задевающие собеседника.
Слайд 5Выступая портив другого мнения, важно:
знать, когда нужно, а когда не
нужно отстаивать свою точку зрения;
знать, какие вопросы можно обсуждать, а
какие – нет;
знать, как возражать, не вызывая раздражения, как доказывать свое мнение и не быть неприятным при этом для своего оппонента.
Слайд 6Разрешить конфликт:
значит устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что
первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на
практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.
Слайд 7Правила разрешения конфликта:
Правило 1. Конфликтная ситуация — это то, что
надо устранить.
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт
же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту.
Слайд 8 Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
Правило 4. Задавайте вопрос "Почему?" до тех пор, пока не
докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.
Слайд 9 Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по
возможности не повторяя слов из описания конфликта. Дело в том,
что в рассказе о конфликте обычно много говорится о видимых сторонах конфликта, т.е. о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.
Слайд 10 Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. И
все-таки нужно помнить, что конфликты могут обладать не только разрушительной,
но и созидательной силой, когда их разрешение ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений.
Слайд 11Стратегии поведения человека в конфликте:
- избегание;
- конкуренция;
- приспособление;
- компромисс;
- сотрудничество.
Слайд 12Избегание:
- Стремление не брать на себя ответственность за принятие решения,
не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным.
Слайд 13Конкуренция:
- Стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои
интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления.
Слайд 14Приспособление:
- Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных
вопросов, согласиться с требованиями, претензиями.
Слайд 15Компромисс:
- Обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть
спорную ситуацию, интересы удовлетворяются не полностью, а частично.
Слайд 16Сотрудничество:
- Поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе
открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки
решений.
Слайд 19Правила эффективного общения:
Избегайте негативных оценок личности собеседника.
Не будьте категоричны и
агрессивны.
Не навязывайте собеседнику собственных мнений и оценок.
Умейте встать на точку
зрения партнера.
Смотрите на собеседника доброжелательно.
Начните разговор с легкой темы, устанавливая доброжелательный контакт.
Исходите из того, что ваш собеседник – не соперник, а партнер.
Слайд 20Семь правил активного слушания:
Слушая собеседника, стремитесь понять его внутренний мир.
Уразумейте
цель говорящего.
Не перебивайте собеседника фразой: «Я и так знаю!»
Слушая, вникайте,
сопереживайте, ищите в собеседнике хоть что-то для вас интересное и ценное!
Овладевая искусством спора, параллельно овладевайте искусством жеста, мимики, интонации,
Колкости, реплики, резкости – опасное оружие. Используйте их только в исключительных случаях.
Помните: бестактный человек является главным источником конфликта!
Слайд 21Не смотря на то, что спор является неотъемлемой частью нашей
жизни, мы должны уделять ему внимание, уметь минимизировать возможный ущерб,
причиненной этим явлением, и извлекать из него как можно большую пользу.