Разделы презентаций


Проблема формирования личности в коллективе

Содержание

План 1. Коллектив: понятие, признаки, факторы, функции, виды.2. Пути формирования коллектива.3. Этапы формирования коллектива.4. Личность и коллектив.5. Стили руководства коллективом.6. Методы изучения коллектива.7. Динамика представлений о детском коллективе.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проблема формирования личности в коллективе

Проблема формирования личности в коллективе

Слайд 2План
1. Коллектив: понятие, признаки, факторы, функции, виды.
2. Пути формирования коллектива.
3.

Этапы формирования коллектива.
4. Личность и коллектив.
5. Стили руководства коллективом.
6. Методы

изучения коллектива.
7. Динамика представлений о детском коллективе.
План 1. Коллектив: понятие, признаки, факторы, функции, виды.2. Пути формирования коллектива.3. Этапы формирования коллектива.4. Личность и коллектив.5.

Слайд 3Литература
Бескина Р. М., Виноградова М. Д. Идеи А. С. Макаренко

сегодня. – М.: Знание, 1988. – С.6 – 43.
Козлов И.

Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко сегодня. - М., 1987. – С. 10, 21 – 33, 57 – 157.
Конникова Т. Е. Механизм воздействия коллектива на личность // Советская педагогика. – 1969. - № 11.
Макаренко А. С. Т. 5. Методика организации воспитательного процесса. Проблемы школьного советского воспитания. Некоторые выводы из педагогического опыта. Т. 4. Лекции о воспитании детей // Собр. соч. в 7 – ми тт. – М, 1957.
Макаренко А. С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990. – С. 94 –111, 135 – 160, 334 –382.
Нежинский Н. П. А. С. Макаренко и педагогика школы. – М.: Радянська школа, 1976. – С. 119 – 121, 135 – 137, 150, 155, 160 – 162, 169, 202 – 205, 228 – 230, 238 – 240.
Новикова Л. И. Коллектив и личность как педагогическая проблема // Советская педагогика. – 1966. - № 11.
Новикова Л. И. Самоуправление в детском коллективе. – М.: Знание, 1988.
Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива (методика воспитания коллектива) // Собр. соч. в 3-х тт. – Киев, 1980.
Цырлина Т. В. Встречное движение. – М: Знание, 1991.
Цырлина Т. В. Нравственное воспитание в новом тысячелетии // Народное образование. – 1991. - № 5. – С. 97 – 102.
ЛитератураБескина Р. М., Виноградова М. Д. Идеи А. С. Макаренко сегодня. – М.: Знание, 1988. – С.6

Слайд 41. Коллектив:
понятие, признаки,
факторы, функции,
виды

1. Коллектив: понятие, признаки,факторы, функции,виды

Слайд 5Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на

русский означает «объединяю», а латинское collectivus означает «собирательный»

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus означает

Слайд 6Коллектив -
группа людей, объединенная общими общественно значимыми целями, общими задачами,

деятельностью, имеющая актив и подчиняющаяся дисциплине

Коллектив -группа людей, объединенная общими общественно значимыми целями, общими задачами, деятельностью, имеющая актив и подчиняющаяся дисциплине

Слайд 7 Признаки коллектива:
Общественно значимые цели.
Общие задачи.
Общая совместная деятельность для достижения поставленной

цели, общая организация этой деятельности.
Наличие актива.
Подчинение дисциплине, отношения ответственной зависимости

(рабочее сплочение и моральное единение).
Признаки коллектива:Общественно значимые цели.Общие задачи.Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.Наличие

Слайд 8Факторы коллективного воспитания
ОБЪЕКТИВНЫЕ
СУБЪЕКТИВНЫЕ
К О Л Л Е К Т И

В
модель общества;
носитель норм общества;
источник социальных

ролей

ПОТРЕБНОСТЬ В:

общении и самопознании;

самоутверждении;

самовыражении

Факторы коллективного воспитанияОБЪЕКТИВНЫЕСУБЪЕКТИВНЫЕК О Л Л Е К Т И В модель общества; носитель норм

Слайд 9Функции коллектива
Нравственно-регулятивная – носитель и пропагандист определенных нравственных и

социальных установок.
Организационно-объединяющая – основная форма организации детской жизнедеятельности и сплочения

воспитанников.
Стимулирующая – формирование личности через межличностные отношения и общественное мнение, побуждение личности к нравственно ценной деятельности.
Воспитательная – воздействие на личность членами коллектива и воспитателем.

Функции коллектива  Нравственно-регулятивная – носитель и пропагандист определенных нравственных и социальных установок.Организационно-объединяющая – основная форма организации

Слайд 10Виды коллективов:
Связанные общественной деятельностью (ветеранов, партийный).
Связанные общей деятельностью (школьный, студенческий,

рабочий).
Связанные общими увлечениями (спортивный, хоровой).

Виды коллективов: Связанные общественной деятельностью (ветеранов, партийный).Связанные общей деятельностью (школьный, студенческий, рабочий).Связанные общими увлечениями (спортивный, хоровой).

Слайд 112. Пути формирования коллектива

2. Пути формирования коллектива

Слайд 12Первый путь: выдвижение перспективных линий
Перспектива – это практическая цель,
которая

способна увлечь и сплотить воспитанников
Близкая - результат не удален

по времени, не требует усилий и создает радость всем членам коллектива (совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра – соревнование и т.д.)
Средняя - результат значительно удален по времени, требует больших усилий, но обязательно приносит удовлетворение всем членам коллектива (подготовка к проведению школьного праздника, спортивного соревнования и т.д.)
Далекая - результат очень удален по времени, требует значительных усилий, наиболее социально значим, и может не принести удовлетворения отдельным членам коллектива. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности ( цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии).
Первый путь:  выдвижение перспективных линийПерспектива – это практическая цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников Близкая

Слайд 13ДЛЯ КОЛЛЕКТИВА
первого этапа можно ставить только близкую перспективу,
второго

этапа - близкую и среднюю,
третьего этапа - все три

вида перспектив.

Средняя перспектива в зависимости от уровня развития коллектива должна дифференцироваться по времени и сложности.
Далекую перспективу нужно разбивать на серию близких и средних перспектив.

Непрерывная смена перспектив– обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

Важно помнить, что перспективы в школе должны носить не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер.

ДЛЯ КОЛЛЕКТИВА первого этапа можно ставить только близкую перспективу, второго этапа - близкую и среднюю, третьего этапа

Слайд 14Второй путь: создание традиций
Большие традиции – это яркие массовые события,

подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив,

веру в его силы.
Малые, будничные традиции учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.


ТРАДИЦИИ – ЭТО ТАКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОПЛОЩАЮТ НОРМЫ, ОБЫЧАИ, ЖЕЛАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Второй путь: создание традицийБольшие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости

Слайд 15Третий путь - создание общей деятельности
В ученическом коллективе должны

быть три вида деятельности:
трудовая,
учебная,
деятельность общения.

Третий путь - создание общей деятельности В ученическом коллективе должны быть три вида деятельности:трудовая, учебная,деятельность общения.

Слайд 16Условия правильного тона и стиля в коллективе (А. С. Макаренко)
мажор

– бодрость, радость, красота;
гордость за свой коллектив и чувство собственного

достоинства;
дружеское единение членов коллектива;
активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию;
привычка к торможению и сдержанности в словах, движениях, эмоциях;
высокая сознательная дисциплина, (движение вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудностей).



Условия правильного тона и стиля в коллективе (А. С. Макаренко)мажор – бодрость, радость, красота;гордость за свой коллектив

Слайд 173. Этапы развития коллектива
Движение – форма жизни
коллектива. Остановка –
форма его

смерти.
(А. С. Макаренко)

3. Этапы  развития коллективаДвижение – форма жизниколлектива. Остановка –форма его смерти. (А. С. Макаренко)

Слайд 18Первый этап

Первый этап

Слайд 19Первый этап: вывод
Воспитатель - субъект воспитания.
Первая стадия завершена,

когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились.
Ошибки первого

этапа:
торопливость с выбором актива (нужно выбирать или назначать временный актив);
создание видимости демократии.
Первый этап: вывод Воспитатель - субъект воспитания. Первая стадия завершена, когда в коллективе выделился и заработал актив,

Слайд 20Второй этап

Второй этап

Слайд 21Второй этап: вывод
есть общие общественно значимые цели, общие задачи,

общая деятельность, актив, дисциплина;
сознательной дисциплины у всех членов коллектива еще

нет;
актив сам предъявляет требования к членам коллектива (субъект воспитания);
коллектив способен требовать от своих членов выполнения норм поведения и выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности;
руководитель переходит к опосредованному руководству и действует только через актив.

Ошибки второго этапа:
фальшивое опосредованное руководство - когда руководитель создает видимость демократии, но жестко контролирует деятельность, как актива, так и коллектива в целом.
Второй этап: вывод  есть общие общественно значимые цели, общие задачи, общая деятельность, актив, дисциплина;сознательной дисциплины у

Слайд 22Третий этап

Третий этап

Слайд 23Третий этап: расцвет коллектива
коллектив имеет все признаки (субъект воспитания).
дополнительный

признак - каждый член коллектива предъявляет к себе более высокие

требования, чем к своим товарищам.
если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность.
коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива этой стадии.
руководитель - консультант, советчик.
Третий этап:  расцвет коллективаколлектив имеет все признаки (субъект воспитания). дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет

Слайд 24Четвертый этап

Четвертый этап

Слайд 25Четвертый этап: вывод
личность – субъект воспитания;
наличие всех признаков;
дополнительный признак -

каждый член коллектива предъявляет требование к себе самому, как если

бы это было требование коллектива.
все члены коллектива занимаются самовоспитанием.
В производственной сфере таких коллективов пока
нет. Приближаются к этому уровню коллективы
альпинистов.
Четвертый этап: выводличность – субъект воспитания;наличие всех признаков;дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет требование к себе

Слайд 264. Личность и коллектив

4. Личность и коллектив

Слайд 27Условия, определяющие положение личности в коллективе
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
Психологические особенности
сдержанность,


эмоциональность, воля,
общительность, оптимизм
Нравственные качества
честность,
справедливость, доброта и др.
Внешние характеристики
ловкость,

красота,
манеры поведения, сила,
«престижные» знакомства и вещи

ОТНОШЕНИЕ К КОЛЛЕКТИВУ
активно-положительное
пассивно-положительное
активно-отрицательное
пассивно-отрицательное

ОТНОШЕНИЕ К ВОЗДЕЙСТВИЮ
КОЛЛЕКТИВА
положительное
сопротивление
приспособление

ОТНОШЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ К
ВОСПИТАННИКУ
неадекватно завышенное
неадекватно заниженное
негативное
безразличное

Условия, определяющие положение личности в коллективеИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВАПсихологические особенностисдержанность, эмоциональность, воля, общительность, оптимизмНравственные качествачестность, справедливость, доброта

Слайд 28Благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе воспитанники занимают в первоначальный

период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается

для большинства стабильным.
Воспитателю необходимо корректировать систему стихийно складывающихся в коллективе отношений.
Благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе воспитанники занимают в первоначальный период своего пребывания в коллективе, и в

Слайд 29Условия эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность
Коллектив – субъект

воспитания.
Регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее разнообразие.
Широкий диапазон социальных ролей.

Условия эффективности  воспитательного воздействия коллектива на отдельную личностьКоллектив – субъект воспитания.Регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее

Слайд 305. Стили руководства коллективом
директивный (автократический),
демократический (консультативный),
либеральный (попустительский)

5. Стили руководства коллективомдирективный (автократический),демократический (консультативный),либеральный (попустительский)

Слайд 31Директивный стиль
Руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, избегает неформальных

контактов.
Берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее

в коллективе.
Лично контролирует весь объем отношений в коллективе, обращая внимание не только на результат, но и на процесс.
Решения принимается единолично.
Члены коллектива получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию.
Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.
Директивный стильРуководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, избегает неформальных контактов.Берет на себя всю полноту власти и

Слайд 32Демократический стиль
Руководитель поддерживает товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности.


Стремится разделить власть между собой и подчиненными.
Учитывает мнение коллектива.
Контролирует только

конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса.
Члены коллектива получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива.
Демократический стильРуководитель поддерживает товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными.Учитывает

Слайд 33Либеральный стиль
Руководитель ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование

им своих полномочий и ответственности.
Предоставляет подчиненным полный простор, они

самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально.
Лишь в случае необходимости вмешивается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу.
Либеральный стильРуководитель ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности. Предоставляет подчиненным

Слайд 346. Методы
изучения коллектива

6. Методы изучения коллектива

Слайд 35Метод социометрии
Автор - американский психолог Д.Морено.

Метод заключается в том, что

ребятам даются два или более
полярных вопросов. Например: «С кем

из ребят своей группы ты
хотел бы быть на практике в одной школе?» и «С кем не хотел бы
быть вместе на практике?».

Обычно предлагают выбор трех видов деятельности:
производственной, общения и отдыха.
На основании всех ответов вычерчивается матрица на каждый
вопрос.
Для каждого учащегося суммируются все положительные и
отрицательные выборы, и он получает определенное количество
баллов. Выстраивается ряд ранжирования и вычерчивается линейная
или круговая социограмма.

Метод социометрииАвтор - американский психолог Д.Морено.Метод заключается в том, что ребятам даются два или более полярных вопросов.

Слайд 36Метод парного сравнения
Автор - Д.Морено.
Оценка ребенка более объективна за

счет большого количества сравнений и оценок одного человека. Отличие от

социометрии состоит в том, что изучается весь класс, но только одно его качество.
Проведение: классный руководитель составляет ряд ранжирования всех учащихся по какому-либо качеству, например, трудолюбию.
Потом выбираются 7-10 экспертов - это могут быть учителя, которые работают в этом классе, авторитетные ученики, кто-либо из администрации, кто хорошо знает класс. Каждому эксперту дается матрица, которую он заполняет. Сравниваются пары (отсюда название метода). Кто трудолюбивее - Женя или Маша? Женя; - Женя или Оля? Женя; - Женя или Вася? Одинаково.
Потом суммируют баллы каждого учащегося по отдельной матрице, по общей сумме оценок всех экспертов составляется ряд ранжирования, который сравнивается с тем рядом ранжирования, который составлен классным руководителем.
Совпадают обычно первые и последние ранги, а вот середина иногда нет. Эта методика дает возможность открыть в человеке, на котором некоторые учителя «поставили крест», достоинства.
Метод парного сравненияАвтор - Д.Морено. Оценка ребенка более объективна за счет большого количества сравнений и оценок одного

Слайд 377. Динамика представлений о детском коллективе

7. Динамика представлений о детском коллективе

Слайд 3820-е годы ХХ века
Н. К. Крупская – научиться коллективно
работать и

жить – важнейшая задача
«В организации дети приучаются коллективно чувствовать, коллективно


действовать, подчиняться воле коллектива. ...Чем раньше начинает ребенок
жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет
настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу».

30 – е годы ХХ века
А. С. Макаренко

20-е годы ХХ векаН. К. Крупская – научиться коллективноработать и жить – важнейшая задача«В организации дети приучаются

Слайд 39Вклад А. С. Макаренко в разработку теории коллектива
Он первым

всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива.
Педагогические принципы, положенные им в

основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.
Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности были направлены на решение двух основных задач коллектива:
формирование личности в коллективе.
сохранение индивидуальности в коллективе.
А. С. Макаренко писал:
«Первую задачу я проверил, вторую не удалось» (1936 г.)
Вклад А. С. Макаренко в разработку теории коллектива Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива.Педагогические принципы,

Слайд 4050 – е годы ХХ века
В эти годы дет. К.

исследовался вне уч. процесса, анализировались лишь деловые, функциональные связи и

отношения между детьми, уделялось недостаточно внимания изучению личности ребёнка в качестве субъекта этих отношений.
Директора школ (Т. Е. Конникова в Ленинграде, В. А. Сухомлинский в Павлышской школе Кировоградской обл. и др.) развили идеи Макаренко.
Их опыт обобщён в кн. «Организация и воспитание ученического коллектива» (1959), где ученич. К. рассматривался гл. обр. как объект воспитат. воздействий педагогов.

50 – е годы ХХ векаВ эти годы дет. К. исследовался вне уч. процесса, анализировались лишь деловые,

Слайд 4160 – е годы ХХ века
Нек-рые теоретич. положения пришли в

противоречие с передовым опытом воспитания.
Появились новые формы организации коллективной

жизни детей, не соответствующие прежним представлениям. В практике пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха возник особый тип временного коллектива.
Получила развитие коммунарская методика. С сер. 60-х гг. пед. теория дет. К. стала использовать такие понятия, как референтная группа, социальная роль, психол. климат, неформальный лидер, избирательные отношения.
Дет. К. был охарактеризован (А. Т. Куракин, X. И. Лийметс, Л. И. Новикова) как социально-пед. система.
60 – е годы ХХ векаНек-рые теоретич. положения пришли в противоречие с передовым опытом воспитания. Появились новые

Слайд 4270 – е годы ХХ века
Изучался опыт взаимодействия шк. и

производств. К. (А. А. Ануфриев, Н. Д. Шурова и др.).


В сел. местности (впервые – в Ставропольском крае) сложилось взаимодействие коллективов колхозов и школ, возникли ученич. бригады, охарактеризованные как дет. трудовые коллективы (П. Г. Годин).
70 – е годы ХХ векаИзучался опыт взаимодействия шк. и производств. К. (А. А. Ануфриев, Н. Д.

Слайд 4380 – е годы ХХ века

КОЛЛЕКТИВ - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЕДИНСТВО РАЗНОТИПНЫХ

КОЛЛЕКТИВОВ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Уч. К. имеет формальную и неформальную

структуру.
Дет. К. складывается и развивается в процессе совм. деятельности и общения своих членов, между к-рыми возникает система отношений.
Отношения в К. проявляюются в обществ. мнении, ценностных ориентациях, нравств. нормах, психол. климате.
Дети занимают в К. то или иное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития, социального опыта и социальной роли в рамках данного К.
Эмоционально-психол. отношения приводят к созданию неформальных групп в соответствии с интересами, желаниями и симпатиями воспитанников.
Взаимодействие личности ребёнка с К. включает воздействие на неё К., восприятие ребёнком этого воздействия и обратное влияние личности на К. В результате происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление ребёнка с К. и обособление его в К.
80 – е годы ХХ векаКОЛЛЕКТИВ - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЕДИНСТВО РАЗНОТИПНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Уч. К. имеет

Слайд 4490 – е годы ХХ века
Коллектив - организованная группа людей,

объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной

деятельностью и общением, взаимной ответственностью (Смирнов, 1999).
Коллектив определяется как социальная группа. Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы (Донцов, 1984, с. 25).
90 – е годы ХХ векаКоллектив - организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами,

Слайд 45Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике
В

последние годы появился ряд высказываний о коллективе как давлеющем над

личностью порождении тоталитарной политической системы

Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогикеВ последние годы появился ряд высказываний о коллективе

Слайд 46
И. Ф. Харламов, В. А. Сластенин,
Б. Т. Лихачев, С.

А. Смирнов -
развитие и формирование личности можно
успешно осуществлять

только в коллективе
и через коллектив


Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов,
понятие «коллектив» не используют, утверждая,
что целью, субъектом, объектом и результатом
воспитания выступают люди – воспитанники и педагоги,
а также детские и юношеские объединения

В учебнике по педагогике под редакцией
П. И. Пидкасистого, проблема коллектива и
коллективного воспитания не затрагивается

И. Ф. Харламов, В. А. Сластенин, Б. Т. Лихачев, С. А. Смирнов - развитие и формирование личности

Слайд 47сфера самоутверждения и самореализации личности (сравнивает самооценку с оценкой др.,

выражает свою индивидуальность, реализовывает свои способности и возможности);
сфера общения, в

которой реализуются естественные потребности личности в диалоге, в получении информации, в понимании, потребность в сочувствии.
гарант защищенности и поддержки.

Все ученые согласны с тем, что коллектив это:

сфера самоутверждения и самореализации личности (сравнивает самооценку с оценкой др., выражает свою индивидуальность, реализовывает свои способности и

Слайд 48Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности
учащиеся осваивают социальный опыт, этот

процесс планируется и направляется педагогами;
труд в коллективе стимулирует проявление

взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи;
создает возможности для всестороннего развития личности, за счет атмосферы сопереживания, сочувствия, сотворчества, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы.
Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личностиучащиеся осваивают социальный опыт, этот процесс планируется и направляется педагогами; труд в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика