Слайд 1Проблема метода познания философии нового времени:
рационализм и эмпиризм
Куулар
Алёна 2-3
Слайд 2Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика;
развитие науки не могло не оказать влияния на философию.
В философии
возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Слайд 3В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и
субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве
и времени.
Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.
Слайд 4В силу революционных преобразований в науке, особую актуальность в философии
Нового времени приобретает проблема метода.
Метод – путь познания.
Проблема
метода – проблема основ познания и критериев истины.
Проблема метода обсуждалась еще в античности, но лишь в философии Нового времени она получает систематическое развитие.
Философия Нового времени даёт три основных решения: сенсуализм, рационализм и эмпиризм. Сенсуализм и рационализм берут свое начало в античной философии, эмпиризм – принципиально новая концепция, появление которой соответствовало интенциям развития новоевропейской науки.
Слайд 5Сенсуализм
Эта философская концепция за основу познания и критерий истины берущая
чувства.
Главный принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде
не было бы в чувствах».
Слайд 6В философии Нового времени сенсуализм представлен в философии англичанина Джона
Локка (1632–1704). Главная его работа – «Опыт о человеческом разумении».
Дж. Локк, выступая против теории «врождённых идей», восходящей к Платону, считал, что сознание человека от рождения – «чистая доска», которая наполняется содержанием через ощущения. Ощущения Дж. Локк называет идеями. Идеи – это всё то, что воспринимается душою в себе самой или является непосредственным объектом восприятия, мышления или интеллекта. Ум способен только комбинировать идеи, а не производить их. Развитие познания – движение от простых идей к сложным.
Слайд 7Эмпиризм
Данная философская концепция основу познания и критерий истины усматривает в
опыте. Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ,
политик и писатель.
Основные принципы нового метода были изложены им в трактате «Новый Органон»
Ф. Бэкон критикует предшествующую философию за бесплодность и многословие. Рост практического могущества человека – свидетельство обладания им подлинным знанием. Выступая за тесную связь науки с практикой, Ф. Бэкон выдвигает свой знаменитый тезис «Знание – сила».
Слайд 8Эмпирический метод близок к сенсуализму, но имеет ряд существенных отличий.
Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для процесса познания, но
настаивает на тесном союзе чувств и разума. Свой метод Ф. Бэкон образно назвал «методом пчелы», противопоставив его «методу муравья» и «методу паука».
Сторонники первого метода – сенсуалисты (Ф. Бэкон называет их эмпириками) – «только собирают и довольствуются собранным». Сторонники второго – рационалисты – «производят нить рассуждений из самих себя». Пчела же, как пишет Ф. Бэкон, «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению». Ф. Бэкон считает, что его метод соединяет в себе достоинства первых двух путей, но свободен от недостатков каждого из них.
Слайд 9Ф. Бэкон отчетливо понимает, что чувства являются недостаточной основой познания:
они либо отказывают человеку в постижении истины, либо искажают действительность.
Однако «они же указывают нам на свои ошибки; только ошибки близки, а указания приходится искать далеко» . Именно поэтому нужен разум, который способен извлекать истину из чувственного опыта. Извлечь эту истину он может благодаря эксперименту.
В отличие от рационализма, основанного на дедуктивном способе умозаключений, эмпиризм использует индуктивный: умозаключение от частного – к общему, движение от конкретного – к абстрактному. Любое индуктивное заключение не исключает возможность ошибки: любое обобщение делается на основе более или менее ограниченного опыта человека.
Слайд 10Рационализм
Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий истины
усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как
припоминания и теории «врожденных идей».
В философии Нового времени рационализм представлен в философии Р.Декарта (1596–1650), французского философа и математика. Основные идеи изложены им в трактатах «Рассуждение о методе» и «Начала философии».
Слайд 11Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт выступал с критикой устаревшего
схоластического метода мышления, был озабочен проблемой достоверности знания. Но если
Бэкон на первое место выдвинул практическую основательность знания, то Р. Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, в его внутренних характеристиках. Эта интенция, как и бэконовский эмпиризм, также соответствовала интенциям развития новоевропейской науки: выход науки на теоретический уровень предполагал использование не только индуктивных, но и дедуктивных методов исследования. Математический уровень развития науки позволял делать открытия «на кончике пера», то есть на пути от гипотезы – к её экспериментальной проверке.
Слайд 12Р. Декарт разработал следующие правила своего метода.
Первое правило – правило
интеллектуальной интуиции. За основу познания надо взять только те истины,
которые представляются разуму предельно ясными, очевидными, не требующими доказательств. Чтобы увидеть эти истины, Р. Декарт предложил процедуру универсального сомнения: только то, что выдержит проверку сомнением, в чем нельзя усомниться, и будет основой, фундаментом последующих построений. Достоверность своего существования, таким образом, человек обнаруживает не через свое тело, не через внешний мир, а через акт мышления: «Я мыслю, следовательно, существую». Человек существует прежде всего как субъект мышления. Из приведенной истины Р. Декарт, применяя следующие три правила метода, выводит существование Бога, бессмертной души человека и природного мира.
Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.
Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных.
Четвертое правило – правило полноты и последовательности выводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все выводы, которые только можно получить.