Слайд 1
Проблема одаренности:
от теории к практике
Цвиль Ирина Сергеевна,
учитель русского
языка и литературы
МОБУ СОШ №31 г. Якутска
Слайд 2«Все современное воспитание направлено на то,
чтобы ребенок был удобен,
последовательно,
шаг за шагом стремится усыпить,
подавить, истребить все,
что является
волей и свободой ребенка,
стойкостью его духа, силой его требований.
Вежлив, послушен, хорош, удобен,
а и мысли нет о том,
что будет внутренне безволен и жизненно немощен…»
Януш Корчак
Слайд 3Способности - это
отдельные психические свойства, обуславливающие возможности ребенка в той
или иной деятельности.
Слайд 4Структура способностей:
условия развития – активное взаимодействие с окружающим миром, обучение
и воспитание;
виды – общие, специальные;
уровни – талант и гениальность.
Слайд 5Одаренность – это…
Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие
широту возможностей человека;
Уровень и своеобразие его деятельности;
Умственный потенциал,
или интеллект;
Целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
Совокупность задатков, природных данных;
Талантливость;
Божественный дар.
Слайд 6
Вводная матрица для выявления
признаков одаренности у детей (А.И.Доровский):
РАННЕЕ ДЕТСТВО
(1-3 года)
Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями,
большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и развернутых предложений. Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счету, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия.
Слайд 7Вводная матрица для выявления
признаков одаренности у детей (А.И.Доровский):
ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
(4-7 лет)
Отличная память, интуитивные скачки, яркое воображение, нечеткость в разграничении
реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация. Предпочитает общество старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость, превосходное владение искусством речевой коммуникации, громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего, острое реагирование на несправедливость.
Слайд 8Вводная матрица для выявления
признаков одаренности у детей (А.И.Доровский)
ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
(8-17 лет)
Успех во многих начинаниях, высокие результаты. Потребность в коллекционировании,
классификации. С удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, наличие навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.
Слайд 9Вводная матрица для выявления
признаков одаренности у детей (А.И.Доровский):
ВЗРОСЛЫЙ ПЕРИОД
(после 18 лет)
Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование
знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отлично развиты навыки общения, открыт, дружелюбен, ценит юмор. Живое и непосредственное воображение. Не подавляет своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, нетерпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и поведении.
Слайд 10Признаки одаренных детей
(по В.М.Слуцкому):
1. Высокая любознательность и исследовательская активность.
У ОД повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации,
которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничения их активности чревато негативными реакциями невротического характера.
2. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. ОД особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом новых связей.
3. Отличная память, которая основана на раннем овладении речью, абстрактное мышление.
Слайд 11Признаки одаренных детей
(по В.М.Слуцкому):
4. Способность классифицировать и категоризировать информацию
и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
5. Большой словарный запас,
сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
6. Повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Слайд 12
Матрица определения
видов деятельности
Интеллектуальная
Академическая
Творческая
Лидерская
Художественно-исполнительская
Психомоторная
Слайд 13Модели поведения
одаренных детей на уроке:
«Ребенок-новатор» - всегда выходит за
рамки требований при решении задач.
«Все делаю по-своему» - для такого
ребенка характерен своеобразный, индивидуальный стиль деятельности.
«В сложном вижу простое, а в простом – сложное!»
Ребенок легко отсекает все ненужное и быстро представляет модель своего действия.
«Хочу все знать!» - таким детям интересны парадоксальные, противоречивые научные факты, неопределенность в информации.
Слайд 14 проблемы, стоящие перед интеллектуально одаренными детьми:
Неприязнь к школе. Нарушения в
поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не
соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних (соответствие стандарту) .Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
Слайд 15Причины уязвимости одаренных детей:
Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей
характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего
уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Слайд 16
Дидактические требования к составлению творческих заданий:
Задания должны быть комплексными, с
достаточным объемом, исключающим вероятность несамостоятельного выполнения.
Задания всех членов творческой группы
объединяются на основе исходной проблематики и только потом разделяются на строго индивидуальные.
Задания должны вызвать интерес, поисковую активность и в то же время ответственность за каче5ство их выполнения.
Задания должны охватывать максимальное количество тем учебного предмета и других предметов.
При составлении системы заданий должна обеспечиваться непрерывность творческого процесса.
Задания должны включать элементы научного исследования.
Комплексные задания должны различаться по уровню когнитивной сложности, что позволит индивидуализировать процесс выполнения заданий.
Задание должно предусматривать сочетание различных видов информации (вербальной, знаковой, изобразительной).
Задание должно обеспечить выход на практическую реализацию творческих идей (графическую, схематическую фиксацию результатов).
Задание должно предусматривать многовариативность решений, выполнений.
В здании должна предусматриваться возможность введения исходных данных по усмотрению одаренных учащихся.
Задание должно предусматривать составление учащимися алгоритмов решения проблемных задач.
Слайд 17Формулировка вопросов
Вопросы для обычного ученика:
Назовите, расскажите, перечислите.
Расскажите своими словами, опишите.
Продемонстрируйте,
изложите по порядку, сравните.
Придумайте другой вариант. Что вам больше всего
нравится ?
Что вам больше всего не нравится?
Отберите и выберите…
Слайд 18Формулировка вопросов
Вопросы для одаренных учащихся:
Сформулируйте установите, соотнесите.
Покажите взаимосвязь, суммируйте, что
вы чувствуете относительно…
Объясните смысл, цель применения.
Объясните причины, классифицируйте…
Разработайте новый вид
продукта…
Взвесьте возможности… Установите нормы…
Слайд 19Обучающие игры:
«Симпозиум»
«В гостях у сказки»
«Сундук мудрости»
«Изюминка»
«Необычный доклад»
«Миниатюра»
«Совет добровольных обществ»
«Обнаружение ошибки»
«Назойливый
игрок»
«Составь программу обучения»
«Занимательные истории»
«В проблемном поле»