Слайд 1Проблема поддержки и развития чтения
в молодёжной среде
(на примере
изучения произведений фантастики)
Слайд 2Актуальность проблемы
- падение уровня интеллектуальных способностей среди молодежи;
-
духовное оскудение миллионов российских школьников;
- отсутствие интереса к классической литературе
и т.д.
Проблема развития чтения среди молодёжи представляет серьезную опасность для общества.
Слайд 3
Цель исследования
- выявить причины установленной проблемы, найти пути ее решения,
обратившись к фантастике как к одному из предпочитаемых подростками жанров,
и предложить программу действий, позволяющую усилить интерес к классической литературе у молодежи
Слайд 4Задачи
1. Рассмотреть сущность фантастики как особый вид художественного творчества.
2. Изучить
и проанализировать источники информации по теме данного исследования.
3. Прочитать несколько
произведений писателей-фантастов, связанных с темой нашего исследования, представить их проблемно-тематический анализ.
4. Провести анкетирование по выявлению читательского спроса и мотивации чтения учащихся нашей школы.
Слайд 5
Личностная значимость
заключается в интересе к фантастике и формированию тех трансформаций,
которые претерпевает сегодня молодежная субкультура
Практическая значимость работы
определяется возможностью использования материалов
учителями литературы, а также классными руководителями для проведения мероприятий воспитывающей направленности (классный час, круглый стол, дебаты)
Слайд 6Основная часть
Слово "фантастика"
(от греч.) – воображение, мечта
"Фантастическая посылка"
- необычайное происшествие,
ситуация, изобретение
Литературная фантастика XIX – XX веков делится на:
1. Научную
(рациональную) - разновидность прозаического повествования, в котором описывается ситуация, невозможная в известной нам реальности, но гипотетически вероятная, связанная с теми или иными открытиями в науке и технике.
2. Фэнтези - литература, в пространстве которой возникает эффект чудесного; в ней присутствуют в качестве основного и неустранимого элемента сверхъестественные или невозможные миры, персонажи и объекты, с которыми герои и читатель оказываются в более или менее тесных отношениях.
Слайд 7Становление фантастики
Выводы по главе:
1. Фантастика зародилась на заре человеческой цивилизации.
2.
Фантастика не является второсортной литературой, это не простой в изучении
и разграничении вид художественного творчества.
3. До сих пор среди литературоведов нет единого мнения по поводу четкого разделения фантастики на жанры и поджанры.
4. В каждую из человеческих эпох фантастика имела свои определенные черты и значимость в обществе.
Слайд 8Проблемно-тематический анализ
Слайд 9Произведения рассмотрены по следующим критериям:
1. Обоснование выбора
2. Жанр
3. Смысл названия
4.
Время и место действия
5. Тема
6. Проблема
7. Идея
8. Главный герой
9. Своеобразие
стиля
Слайд 10Приложение 1. Произведения для самостоятельного чтения (по выбору),
сходные по
тематике, жанрам, проблемам
Слайд 11Анкетирование по выявлению читательского спроса и мотивации чтения учащихся нашей
школы
Задание 1. Назови три самых любимых литературных произведения
Слайд 12 Структура ценностных ориентаций старшеклассников в области художественной литературы
24%
9%
5%
34%
28%
Слайд 13Задание 2 «Выбери из предложенного списка те мотивы, которые пробудят
у тебя интерес к книге»
1. Поиск нравственных идеалов – 48%
2.
Познавательная мотивация - 34%
3. Желание приобщиться к культурному наследию – 64%
4. Воздействие ближайшего социального окружения – 45%
5. Стремление к получению эмоциональных переживаний – 78%
Слайд 14Вопрос 3 «Что тебя привлекает в фантастике?»
- картины вымышленных
стран, далеких планет (19%);
- взлеты и падения галактических империй
(21%);
- фантастика дарит читателю жизненно необходимую долю необычайного, которого так недостает в буднях (23%);
- межзвездные войны (28%);
- жизнь людей будущего (37%);
- подвиги покорителей пространства и времени (37%);
- остросюжетная мистика, колдовство (42%);
- недоступные современной науке тайны природы (44%);
- головокружительные приключения (49%).
Слайд 15Выводы
1. Фантастика не является второсортной литературой, это не простой в
изучении и разграничении вид художественного творчества, и влечение подростков к
этому жанру не может принести вреда.
2. Сегодня классические произведения, наполненные глубокими идеями и истинными ценностями, уступают свои позиции однодневной, дешевой литературе. Изученные же нами произведения фантастики на порядок выше массовой литературы, потому что, как и классическая литература, они воспитывают своего читателя, учат вечным истинам, развивают в нём склонность мечтать о будущем, предостерегают о возможных ошибках человечества.
3. Молодежь, безусловно, читает, но не в пример меньше, чем читали их родители, да и круг чтения претерпел огромные перемены.
4. Союз классики и лучших образцов фантастики помогут сформировать у школьников основы читательской культуры, выработать устойчивый интерес к чтению, потребность в книге.
Слайд 16Основные причины ослабления интереса учащихся к классике следующие:
1. Смена эпохи
и человеческих ценностей.
2. Потеря русским обществом своего истинного этнического менталитета
(широты души, доброты, гостеприимства, великодушия).
3. Сильное влияние Запада (насаждение ложных ценностей, одурачивание психически неустойчивой молодёжи), средств массовой информации, в первую очередь, Интернета.
4. Мотивация чтения учащихся обусловлена самой методикой литературного образования, ориентированной на науковедческий подход к литературному произведению, учитывающий логику объекта (в данном случае построение курса литературы на концентрической основе), а не логику развития субъекта образования (учащегося).
5. Основным предметом преподавания литературы должно стать прежде всего развитие способностей художественного переживания произведений искусства, которые смогли бы снять обнаруженную нами эмоциональную отчужденность учащихся к программным литературным произведениям.
Слайд 17
Мы предлагаем следующее:
1. Привлечь власть к решению проблемы чтения.
2. Тесно
сотрудничать со СМИ (пресса, тематические теле- и радиопередачи, Интернет –
сайты с отзывами самих школьников о прочитанной книге).
3. Реклама материального содержания должна уступить место социальной рекламе духовного содержания (реклама на ТВ, рекламные щиты-баннеры, СМС-сообщения от операторов мобильной связи, классика в символике социальной сети).
4. Внедрить на подсознательном уровне любовь к классике, привлекая к работе психологов.
5. Создать качественные экранизации с ведущими мастерами кино, ориентируясь на советскую школу.
6. Создать игры по произведениям классики с максимальным соблюдением содержания.
7. Разработать эффективные уроки литературы с применением новейших технологий (создание таких электронных игр, которые мотивировали бы учеников читать, домашние задания - в форме прохождения уровней игры).
8. Предложить свободный программный перечень произведений, давая ученикам право выбора (см. Приложение 1), так как, становясь учебным материалом, произведение теряет свою привлекательность в глазах школьников.